По словам директора по информационным ресурсам Елены Жабко, эту коллекцию можно назвать путеводителем по государственным идеологиям, экономической и социальной политике, бытованию народов в условиях войны. Пять лет назад коллекция насчитывала только две тысячи единиц хранения, к маю нынешнего года их будет 21 тысяча.
В коллекции есть специальный раздел – «Война на страницах региональной и фронтовой прессы». Там уже представлена периодика и нашего региона, и многих других. Особенно много газет Московской, Тульской, Тамбовской областей. Есть даже партизанские газеты, выходившие на временно оккупированной территории. Уникальные подшивки газет народных мстителей предоставила Национальная библиотека Белоруссии. Всего сегодня в электронном фонде Президентской библиотеки представлено 30 фронтовых, 50 партизанских и около 40 региональных газет.
Некоторые библиотеки сами передают в Президентскую готовые электронные копии. В таком случае на портале обязательно указывают источник нахождения. Если же предоставляют оригиналы для оцифровки, как в случае с «Ленправдой», то источником обозначают Президентскую библиотеку. Местом же хранения будет указана редакция «Санкт-Петербургских ведомостей», владеющая архивом «Ленинградской правды».
Для сканирования в Президентскую библиотеку мы передали двадцать подшивок за 1941 – 1945 годы – порядка пяти тысяч страниц. Затем оригиналы вернутся обратно в редакцию. Чтобы посмотреть, как работают со старыми газетами, мы заглянули в бывшее здание Синода на Сенатской площади, где помещается Президентская библиотека.
– Сохранность «Ленинградской правды» просто удивительная! – восклицает Мария Сухова, главный библиограф отдела формирования и обработки ресурсов. – Поразительно, что газеты незатертые, незатрепанные. Конечно, сама бумага пожелтела, но это естественный процесс...
Сначала подшивки «Ленправды», как и любых других газет, поступивших на сканирование, постранично просматривают на наличие дефектов, степень сохранности, а затем передают в отдел сканирования. Там с ними работают квалифицированные операторы. В первую очередь подшивки обеззараживают и обеспыливают, то есть каждую страницу чистят специальным прибором наподобие пылесоса. Как правило, большинство документов нуждается в такой процедуре. Для этого есть специальное оборудование. Работа с документами идет только в ручном режиме.
Конечно же, мы посмотрели, как идет сканирование «Ленправды». Вот газета лежит под стеклом в огромном устройстве. И вот она уже на экране монитора – точно такая же, с пожелтевшими страницами.
– Оцифровка – стресс для документа, – объясняет начальник отдела сканирования Сергей Тихонов. – Поэтому мы должны сделать один раз и очень качественно, чтобы больше никогда уже не подвергать документ такому испытанию. Фактически стоит задача сделать так, чтобы скан не отличался от оригинала.
В отделе – 25 самых разных сканирующих комплексов, отвечающих всем потребностям библиотеки.
– Мы можем работать с документами на бумаге, на кальке, на клеенке, даже на микрофотопленке; по форматам – от почтовой марки до огромной гигантской карты полтора на два метра, – говорит Тихонов. – У нас есть специальные высококачественные сканеры для оцифровки особо редких документов, где толщина фолиантов достигает 70 сантиметров. Вы только представьте себе тяжеленный фолиант размером полтора на два метра, в кожаном переплете, который два человека еле-еле могут поднять! И вот с такими реликвиями мы тоже умеем обходиться...
Раритетные документы, как правило, сканируют бесконтактным способом, чтобы исключить даже вероятность какого-либо их повреждения. Хотя в этом случае изображение получается немного волнообразным, а в районе переплета – изгиб текста. Но от этого никуда не деться.
– Требования у нас очень жесткие: кривизна строк допускается не больше чем полградуса, – показывает начальник отдела сканирования. – Высочайшее качество оцифровки – визитная карточка библиотеки. Сканирующие устройства у нас зарубежного производства, но должен сказать, что программное обеспечение – отечественное. Вообще же ежегодно объем фондов библиотеки прибавляется на 5 – 7 миллионов отсканированных страниц. Сегодня общий электронный фонд – 370 тысяч единиц книг и документов, или 40 миллионов сканов.
...Работа в отделе сканирования была в полном разгаре. Все устройства загружены, как здесь говорят, «объектами оцифровки».
Сотрудники отдела – в белых халатах из специальной антистатической ткани, в белых головных уборах, марлевых повязках и обязательно в перчатках.
– Руками прикасаться нежелательно. Во-первых, можно повредить документ. Во-вторых, работник-оператор себя защищает от тех микроорганизмов, которые за годы могли попасть на страницы газет и каких-то древних фолиантов, – объясняет Тихонов.
У каждого сотрудника отдела сканирования – индивидуальное задание. Есть норма и план на месяц, на квартал, на год – в зависимости от типа документа. Их делят по категории сложности: на обычные и сложные, но вне зависимости от этого неизменны требования к высочайшему качеству сканов. «Ленправду» оценили как обычную категорию – там очень хорошая сохранность. Так что газету цифруют со скоростью сто сканов за смену.
После сканирования – обязательный контроль качества. На каждый документ составляют дефектную ведомость, где указывают особенности оригинала: артефакты, пятна, порывы. Затем – этап постобработки в графическом редакторе, однако это не предполагает вмешательства в оригиналы: например, если на странице есть пометы – они остаются. Так было, к примеру, с оцифровкой «Азбуки гражданской с нравоучениями», на которой видны активные «комментарии» Петра Великого...
Если сканы соответствуют требованиям, их загружают в информационную систему, и дальше они проходят следующие стадии обработки – библиографическое описание, конвертирование в специальный формат, чтобы их можно было уже выложить на портале.
Что же касается «Ленправды», то в первую очередь цифруют экземпляры с апреля по июнь 1945 года, причем как можно быстрее: их нужно выложить на портале к Дню Победы. Там все будет общедоступно и, конечно же, совершенно бесплатно.
– Стараемся работать беспристрастно, хотя это и непросто, – говорит Сергей Тихонов. – «Ленинградская правда» военных лет очень интересный документ, хочется вчитаться в каждую страницу. Но нельзя – иначе не выполним план. Так что стараемся не поддаваться эмоциям.