Нелётная порода
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Анастасия Львова. Известия
Российские авиакомпании приземлили треть авиапарка
Российские авиакомпании в марте приземлили треть авиапарка - не летают 325 самолётов из 980 лайнеров в эксплуатации, подсчитали "Известия" на основе данных сервиса Flightradar. Из 246 самолётов иностранного производства (Boeing и Airbus) 76 бортов не осуществляют полёты от 20 дней до месяца, остальные 170 - до недели. Ещё 79 самолётов у перевозчиков арестовали за границей. Причины вынужденной парковки - низкий сезон, почти полное закрытие международных рейсов, а также сложности с техобслуживанием в условиях санкций, сказали эксперты. В результате пассажиропоток авиакомпаний в марте тоже упадёт, указали специалисты.
Российские авиакомпании в марте приземлили 246 самолётов Airbus и Boeing в 30 крупнейших аэропортах РФ, подсчитали "Известия" на основе данных сервиса отслеживания полётов Flightradar. Из этого количества 76 не летали уже от 20 дней до месяца, ещё 170 - от недели до 20 дней.
В крупнейшем российском аэропорту Шереметьево припарковано 116 лайнеров. Больше половины этих судов (67%) принадлежит "Аэрофлоту" и его "дочке" "России". Ещё 18 лайнеров эксплуатируют перевозчики грузовой авиагруппы "Волга-Днепр" - AirBridgeCargo и "Атран".
В Домодедово припарковано 25 самолётов, из которых пять находятся в парке S7 Airlines, восемь - у "Уральских авиалиний", четыре - у Red Wings. Также там стоят самолёты "Ираэро", Nordstar, "Ямала" и вновь "России". Во Внуково перевозчики припарковали 47 самолётов, в том числе 15 штук-Azur Air, 14 - Utair и пять - "Победы".
Разное количество самолётов - от одного до 12 - припарковано в Пулково, Сочи, Толмачёво (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Уфе, Минводах, Красноярске, Тюмени, Сургуте, Владивостоке и Хабаровске.
Таким образом, ровно треть всего коммерческого иностранного авиапарка России не эксплуатировалась в марте - 325 из 980 самолётов. Этот парк исключает все советские типы судов, на которых продолжают летать в основном региональные или местные перевозчики, - Ан-2, Ан-24/26, ТВС-2МС, Як-42.
САНКЦИОННАЯ АРИФМЕТИКА
Из почти 250 стоящих "на бетоне" самолётов 155 - это подсанкционные суда, которые принадлежат иностранным лизингодателям, следует из данных агентства Cirium, предоставленных "Известиям". Помимо Airbus и Boeing перевозчики приземлили ещё восемь региональных Bombardier серии CRJ, три турбовинтовых DHC-8 и пять Embraer, уточнили аналитики.
Из 515 самолётов, арендованных российскими авиакомпаниями у международных лизингодателей, 39 находилось за пределами России ещё в начале спецоперации на Украине, уточнил пресс-секретарь агентства Майкл Джонсон.
- Позже ещё 40 судов было изъято, конфисковано или арестовано иностранными арендодателями. Таким образом, количество возвращённых лессорам самолётов дошло до 79, - сообщил он.
22 марта министр транспорта Виталий Савельев на заседании комитета Совфеда по экономической политике сообщил о 78 "потерянных" для России самолётах. По словам Майкла Джонсона, 79-й лайнер передали лессо-ру в прошлые выходные (26-27 марта).
НАБОР ПРИЧИН
Самолёты стоят "на бетоне" по разным причинам, говорят эксперты. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин напомнил, что февраль и март в авиации - это низкий сезон, традиционно самолёты загружаются слабо, и часто перевозчики сами решают припарковать "лишние" лайнеры. Но и закрытие для полётов ряда международных направлений, конечно, тоже повлияло на их приземление, отметил специалист.
Часть бортов находится в резерве на случай поломок других самолётов, добавила авиаэксперт Елена Сахнова. Но количество запасных бортов каждый перевозчик определяет для себя самостоятельно, резерва может совсем не быть, сказал ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. В 2017 году профильная Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) даже предлагала совсем исключить из законов требования по наличию резерва судов.
По другой части припаркованного иностранного парка не решён вопрос с техобслуживанием, пояснила Елена Сахнова. Лоукостер "Победа" (входит в группу "Аэрофлот"), например, решил не эксплуатировать до конца года 16 Boeing 737-8 из оставшихся в парке после арестов 41 воздушного судна, сообщали "Известия". Как следует из письма исполняющего обязанности гендиректора компании Андрея Юрикова, это нужно для того, чтобы сэкономить на запчастях, и накопленного запаса хватило бы для ремонта продолжающих полёты судов.
В "Аэрофлоте" "Известиям" сообщили, что в условиях давления внешнеполитических и экономических факторов корректируют полётную программу "с учётом максимально эффективного использования ресурса воздушных судов". Объёмы программы будут полностью обеспечены парком судов с учётом самолётов в резерве, заверили в компании. Представитель S7 объяснила простой судов тем, что несколько бортов сейчас проходит техобслуживание, но остальные находятся в эксплуатации.
В других крупных авиакомпаниях не ответили на запросы "Известий". В пресс-службе Минтранса также не прокомментировали ситуацию.
ИДУТ НА СНИЖЕНИЕ
Из-за закрытия ряда международных направлений и приземления лайнеров российские перевозчики в марте снизят пассажиропоток на 20%, прогнозировали аналитики "ВТБ Капитала" 24 марта. То есть вместо 6,5 млн человек, перевезённых в марте 2021 года, в этом году это число составит только 5,2 млн пассажиров. На внутренних линиях могут быть перевезены 4,8 млн пассажиров (-14%), на международных - всего 360 тыс. (-61%), сообщали аналитики.
Снижения авиатрафика в марте ожидает и Александр Гущин из АКРА, но аналитик не привёл конкретных цифр.
- [В целом по году], по нашим оценкам, объёмы перевозок внутри РФ, скорее всего, существенно не изменятся по сравнению с 2021-м. Масштаб сокращения международных перевозок оценить пока сложно, но негативный эффект от этого будет ограничен невысокой долей этого сегмента в структуре российского рынка авиаперевозок (21% в 2021 году по пассажиропотоку),-считает Александр Гущин.
Трафик не обязательно снижается пропорционально выбытию самолётов из эксплуатации, на этот показатель влияют и другие факторы - например, средняя кресельная ёмкость, длина плеча и занятость мест, подчеркнул Андрей Крамаренко из НИУ ВШЭ.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.