В России нет и не будет запрета на использование слова "шампанское" на этикетках зарубежных производителей. Об этом заявили опрошенные "Известиями" участники рынка, эксперты отрасли, а также депутаты Госдумы - соавторы законодательных изменений, на которые ранее в письме своим партнёрам указал российский дистрибьютор Moet Hennessy. Этим он объяснял планы приостановить поставки в РФ - якобы продукцию придётся переименовывать в "игристое вино" и заново её сертифицировать. Источники "Известий" в Росалкогольрегулировании с такой трактовкой не согласны и напоминают, что поправки в 171 -ФЗ приняты для гармонизации норматива с работающим больше года законом о вине (468-ФЗ), который нареканий со стороны зарубежных поставщиков не вызвал. В Минсельхозе подчеркнули, что никаких запретов на использование названия продукции в законе нет. Заявление Moet Hennessy было сделано на фоне рекордно низкого урожая в регионе Шампань, отмечают аналитики рынка. По их словам, французский производитель мог попытаться сослаться на "форс-мажор", чтобы не получить штрафные санкции от российских партнёров из-за потенциального срыва поставок. Но когда стало очевидно, что аргументация не выдерживает критики, компании пришлось корректировать свои планы.
ЧТО ПРОИЗОШЛО
О том, что российский поставщик премиальных напитков Moet&Chandon, Dom Perignon и Veuve Clicquot - "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус" - предупредил партнёров о временной приостановке поставок в РФ; стало известно 2 июля.
В уведомлении, с которым ознакомились "Известия", компания напоминала, что 23 июня Совет Федерации одобрил внесение поправок в закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта..." (171-ФЗ) и они ожидают одобрения президента Владимира Путина. Вечером 2 июля документ после подписания главой государства был опубликован на портале правовой информации.
В качестве причины приостановки поставок в РФ "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус" называла тот факт, что поправки уточняют определения винодельческой продукции. В компании сочли, что документ "исключает понятие "шампанское", разрешает использовать его исключительно в отношении "российского шампанского", изготовленного на территории РФ, и обязывает производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовывать их продукцию в "игристое вино"". В письме отмечалось, что со вступлением закона в силу нужно будет заново сертифицировать продукцию (указав категорию "игристое вино") и переделывать маркировку на бутылках. Менять категорию своей продукции для российского рынка производитель не готов, завершалось послание "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус".
Законом "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", который начал действовать с 26 июня прошлого года, была введена классификация винодельческой продукции, включающая в том числе вина, игристые вина, креплёные вина, напомнили в Минсельхозе.
- 2 июля внесены корреспондирующие изменения в федеральный закон № 171-ФЗ об алкоголе, которыми предусматривается аналогичная классификация, основанная на международных стандартах, - пояснили "Известиям" в пресс-службе ведомства. - В случае если производитель зарегистрировал в установленном порядке географическое обозначение для винодельческой продукции, в том числе Champagne, то закон не содержит запрета для его использования. Вместе с тем указание на этикетке вида винодельческой продукции является обязательным.
Все принятые изменения в 171-ФЗ - это лишь гармонизация его требований с уже функционирующим законом о виноградарстве и виноделии (468-ФЗ), подчеркнул источник "Известий" в Росалкогольрегулировании. Оба документа регулируют производство и оборот винодельческой продукции. Учитывая, что 468-ФЗ вступил в силу в середине прошлого года, вызывает удивление, почему французская компания не высказывала опасений всё это время, отметил собеседник редакции.
В самой компании "Моет Хеннесси дистрибьюшн Рус" не ответили на вопросы "Известий". Однако вечером 4 июля появилось сообщение, что шампанский дом Moet Hennessy скоро начнёт включать упоминание "игристое вино" в состав контрэтикеток на обратной стороне бутылок, отправляемых в Россию. Изменения в законодательстве РФ приведут к "очень временной приостановке поставок" для корректировки с точки зрения логистики и регулирования, цитирует Bloomberg сообщение компании.
Редакция также обратилась за официальными комментариями в правительство РФ, Минфин, ФТС и Росалкогольрегулирование. Близкие к этим ведомствам источники сообщили, что дополнительные разъяснения в ответ на заявления Moet Hennessy готовятся и, возможно, будут обнародованы 5 июля.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ
Ни 468-ФЗ, ни 171-ФЗ не запрещают иностранным производителям писать на этикетке название напитка - шампанское, заявил "Известиям" председатель совета Союза виноделов России Дмитрий Киселёв.
- Лишь на контрэтикетке бутылки следует указать, что это игристое вино (а это международная классификация), после уточнить регион - Шампань, - добавил он. - Регулирование не представляет никакой существенной нагрузки для импортёров, им надо лишь пройти формальные процедуры пересертификации продукции.
Слова "игристое (шампанское)" заменены по тексту закона № 171 на слово "игристое", поскольку они не являются синонимами - игристое не всегда из Шампани, уточняет эксперт.
- Теперь производители "шампанского" не из Шампани должны указывать на этикетке "Игристое. Место производства - Эльзас", например, -объясняет Дмитрий Киселёв. - Производители игристого из Шампани должны указывать "Игристое. Шампань". Данные правила полностью соответствуют мировой практике и исключают введение потребителя в заблуждение относительно места производства вина, что сделано в том числе в интересах производителей "настоящего шампанского" из Шампани.
Действия властей в винной сфере в последнее время связаны с защитой российского производителя, отметил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. Например, вступившее в силу в прошлом году требование о производстве российского вина только из отечественных виноматериалов, и это очень верное с точки зрения позиционирования продукции наших компаний решение, считает он.
- Определение "включая российское шампанское" значит лишь то, что в законе чётко прописывается, каких конкретно категорий касается регулирование, - пояснил "Известиям" юрист. - С моей точки зрения, все поправки носят чисто технический характер и не предъявляют новых или избыточных требований.
Иностранный производитель имеет право называть свою продукцию шампанским, так как в данном случае это касается наименования места происхождения продукции, добавил соавтор закона о виноградарстве и виноделии депутат ГД Геннадий Онищенко. Речь в случае с заявлением Moet Hennessy шла об ошибочном толковании норм законодательства, заявил "Известиям" ещё один автор 468-ФЗ, депутат Константин Бахарев.
- Вполне нормальная практика - называть вина по месту производства или происхождения, как, например, просекко - итальянское игристое вино, - добавил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
Законодательные вопросы нередко решаются в области правоприменительной практики, отметил председатель "Деловой России" Алексей Репик. То, какие последствия несёт в себе закон и как именно его трактовать, вероятно, будут определять нормативные акты, полагает он.
И ПРИ ЧЁМ ТУТ НЕУРОЖАЙ
Значительную роль в случившемся сыграли неформальные факторы, считает руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев. Во-первых, отметил он, в прошлом году сбор винограда в регионе Шампань из-за пандемии был сокращён на 30%. Во-вторых, прогнозы по урожаю в этом году тоже негативные - из-за заморозков сбор будет существенно меньше. В связи с этим на рынке вин Шампани эксперты ожидают возникновения дефицита.
- Но пересмотреть договоры поставки с российскими сетями не так просто: все объёмы уже зафиксированы, и недопоставка грозит штрафными санкциями. Их можно было избежать, если сослаться на форс-мажорные обстоятельства - например, на новое регулирование в стране, - сказал "Известиям" аналитик.
При этом другие иностранные производители так и не заявили о схожих проблемах в РФ. Молчали и изготовители региона Шампань, что заставляло сомневаться в аргументации Moet, подчеркнул глава Союза сомелье Артур Саркисян.
- История скорее связана с тем, что компании не хватает объёмов продукции для мирового рынка плюс она хочет избежать штрафных санкций от российских ритейлеров за недопоставки, - добавил он. - В целом больше похоже на продвижение товара на рынке, чем на возникновение серьёзных барьеров.
В случае с понятиями "игристое вино" и "российское шампанское" речь идёт о видах алкогольной продукции, которые должны быть указаны на русском языке, но на контрэтикетке с помощью дополнительной наклейки, пояснил Александр Ставцев. Названия и торговые марки на других языках на бутылке никто изменить не может, отметил он.
- Из-за того что в регулировании появились новые определения алкогольных напитков, изменились и коды ТН ВЭД, которые используют при ввозе спиртного в страну. Если раньше компания могла ввозить продукцию по коду "шампанское", то теперь нужно будет ввозить по коду "игристое вино", - подчеркнул эксперт. - На практике это значит, что нужно будет заново пройти процедуру соответствия действующим требованиям безопасности, то есть лабораторные исследования образцов спиртного. Затем - заполнить и подать декларацию о соответствии.
Несмотря на то, какие определения есть или были в регулировании, все участники рынка должны сертифицировать свою продукцию, то есть подтверждать её соответствие стандартам - речь идёт о безопасности, заявили "Известиям" в Союзе виноградарей и виноделов.
- В случае с шампанским и игристым вином - это ГОСТ на вина игристые, ему и должны соответствовать напитки. Он не менялся, - добавили в организации.
Россия ежегодно производит максимум 130 млн л игристых (шампанских) вин, при этом импорт составляет около 40-50 млн л, отметил глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его данным, на французские напитки в общем объёме импорта приходится около 7 млн л. Если учесть, что около 700-900 тыс. л из них обычно ввозит в Россию Moet Hennessy, долю этого производителя сложно назвать крупной, считает эксперт.
Закон о виноделии открыл дыхание отрасли, с его помощью в стране остановили производство российского вина из завезённого балка, напомнил Дмитрий Киселев.
- Наше вино на глазах становится лучше и справедливо всё более популярным. Западные производители почувствовали угрозу себе на российском рынке, - подчеркнул он. - Отрасль развивается быстро благодаря жёсткому закону.
В таких условиях, добавил эксперт, Moet чувствует, что может потерять долю рынка, и делает себе рекламу.