ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 19, 2018

Нацпроекты набирают скорость

Рейтинг: 0

Автор: Евгения Обухова, Константин Пахунов. Эксперт

Масштабное строительство транспортной инфраструктуры действительно ускорит рост экономики, но не так, как хотелось бы

Постепенно становятся видны контуры самых крупных нацпроектов из тех, которые будут реализованы до 2024 года, — транспортных. Всего их два: «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». К сожалению, Минтранс не ответил на просьбу «Эксперта» предоставить конкретный перечень проектов, включенных в эти два перечня; возможно, дело в том, что окончательный список все еще проходит согласования. Но даже на уже имеющуюся информацию весьма интересно посмотреть пристальнее.

Строишь порт? Клади и рельсы

В одном из недавних интервью министр транспорта РФ Евгений Дитрихраскрыл основные цифры инвестиций по двум нацпроектам своего ведомства, обрисовал их источники и основные направления, по которым будет вестись работа. О «Комплексном плане…» «Эксперт» уже писал (см. «Дороги ради дорог», № 36 за 2018 год). Это первый нацпроект, который ведет Минтранс; общая потребность в инвестициях по нему на ближайшие шесть лет составляет 6,3 трлн рублей. Чуть больше половины выделит федеральный бюджет, три триллиона рублей планируется привлечь от частных инвесторов.

В комплексный план входят девять федеральных проектов: «Европа — Западный Китай» (предусматривает создание автомобильного коридора), «Морские порты» (увеличение объема портовых мощностей на треть — на 370 млн тонн), «Железнодорожный транспорт и транзит» (сюда включена модернизация БАМа и Транссиба плюс строительство железнодорожных подходов к портам Азовско-Черноморского бассейна), «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» (строительством ВСМ Москва — Казань), «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» (реконструкция аэропортов, субсидирование авиаперевозок и помощь в приобретении воздушных судов российского производства), а также «Северный морской путь», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Внутренние водные пути».

Самыми затратными из них обещают стать железнодорожные проекты: по некоторым данным, на них в сумме придется изыскать более 2,5 трлн рублей; самыми же популярными у частных инвесторов станут проекты строительства портов и железнодорожных подходов к ним. Как пояснил Евгений Дитрих, компании, которые вкладываются в порты, готовы также вложиться и в расшивку узких мест на подходах.

При этом Минтранс готов предложить им специальные механизмы вхождения даже в те проекты, в которых не предполагалось участие частных инвесторов. Среди таких механизмов — концессия без концессионеров; по словам Евгения Дитриха, проект оформляется как концессия, но на первом этапе, когда ведется подготовка земельных участков и риски самые высокие, инвестиции берет на себя государство. После этого частный инвестор уже может войти в проект, выкупив часть акций специально созданного акционерного общества.

Что же касается проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то он предполагает реконструкцию и приведение в нормативное состояние дорог в городах с населением свыше 200 тыс. человек и дорог, их соединяющих. Выбирать дороги будут сами регионы вместе с жителями. Финансирование этого проекта будет строиться совсем иначе, чем «Комплексного плана…». Так, основной объем инвестиций (более четырех триллионов рублей), как предполагается, возьмут на себя регионы. Они будут использовать механизм инфраструктурной ипотеки, закладывая в свои бюджеты платежи по проектам, при этом сами дороги будут бесплатными (хотя в имеющемся у «Эксперта» предварительном списке проектов есть и платные автодороги — например, платная скоростная автодорога Елабуга — Екатеринбург»). Деньги на выплаты регионы возьмут из акцизов, в том числе на ГСМ, которые будут перечисляться в региональные бюджеты.

Итак, у компаний, которые уже взялись за модернизацию морских портов, есть интерес и к реконструкции подъездных железных дорог. А что насчет инвесторов в другие транспортные проекты, найдутся ли они? За реконструкцию значительной части местных аэропортов может взяться «Новапорт» Романа Троценко, а также «Норникель», «Ренова» и «Полюс золото». А как быть с концессиями на дороги? Александр Баженов, основатель и президент компании «ИнфраКАП», полагает, что факторы привлекательности можно оценить, лишь исследовав модель реализации проекта. «Есть факты: на региональную концессию строительства региональной автомобильной дороги Стерлитамак — Магнитогорск в свое время заявилось шесть инвесторов, и это был самый конкурентный концессионный конкурс, — напоминает Александр Баженов. — Несмотря на последующее оспаривание результатов этого конкурса в ФАС, победивший инвестор судился и выиграл во второй инстанции, отстояв свое право на реализацию проекта. Значит, условия были сформированы привлекательные. Напротив, на последние секции ЦКАД привлечение инвесторов было проблематичным, причины — ограниченное знание о дополнительных затратах на перенос коммуникаций, подготовку земельных участков, большая капиталоемкость проекта в отсутствие федеральных механизмов рефинансирования, волатильные ставки и закрытые зарубежные рынки капитала, очень плохое финансовое состояние подрядчиков». Основные факторы привлекательности для инвестора, напоминает основатель «ИнфраКАП», — наличие трафика и перспектива его роста, текущий тариф и перспектива его роста, участие субъекта РФ в расчетах с инвестором с учетом ожидаемых бюджетных эффектов от реализации проекта, адекватное техническое решение с ограничением инвестиционных затрат.

«У Минтранса все, насколько мне известно, вполне адекватно, проекты выносятся ими по результатам тщательной проработки финансово-экономических, технических и юридических факторов, — говорит Александр Баженов. — Региональные дорожные проекты выносятся субъектами на конкурс, здесь адекватность поддерживается федеральными механизмами субсидий регионам на софинансирование таких проектов за счет сборов от системы “Платон”. Для региональных аэропортов такого аналога нет, но индивидуально все решается».

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни