«Когда я в детстве ходила в деревенский хор, ко мне пришла мать, послушала и говорит: «Ну да, голосок слабенький». И что в итоге? Я пою на большой сцене с большими звездами. Даю сольные концерты! Или говорят про меня: хреновая актриса… Но какая бы я хреновая ни была, меня все знают, и это без помощи любовника-режиссера или мужа-продюсера», — говорит Настасья Самбурская.
— Это точно был мой астролог? Ну не надо так все всерьез воспринимать! Астрология — это же не точная наука. Но мне она очень нравится. Астрологи говорят о возможностях, но любое принятое тобой решение может отменить их реализацию. Кто-то на алкоголь тратит деньги, кто-то на шмотки, а мне не жалко на астрологию. Допустим, я со своим астрологом прорабатываю варианты, куда поехать отдыхать. Она говорит: «У вас назревает дикий конфликт, если вы останетесь в Москве, лучше бы вам оказаться в другом месте». Я на это: «У меня варианты — полететь на Маврикий или на Бали». А она: «Если окажетесь на Бали, то будет большое количество предложений по работе». У меня рядом с Бали как раз находилась подруга — Наташа Рудова.
Но я ощущала, что силы мои на исходе, решила, что две пересадки меня добьют, и полетела на Маврикий, с одной пересадкой. Это было самое скучное путешествие за последние десять лет. Я почти все время сидела у себя на вилле, а рядом на деревьях висели мои единственные «подруги» на том острове — летучие лисицы. Один раз я на вертолете облетела остров и посмотрела на него с высоты. Это круто! Еще была в зоопарке и чуть ли не рыдала: лебедям там подламывают крылья, чтобы не улетели… Черепаха за мной, бедная, голодная бежала, жрала какие-то желтые листья, мне стало ее так жалко, что я ее покормила какой-то веткой. Эти черепахи огромные, нереальных размеров, на них еще какие-то твари, в смысле люди, безжалостные катаются… У Наташи на Бали было бы веселее, ну как минимум у меня бы появились в Instagram фотографии в купальнике.
— Слушаю. Сейчас она тоже говорит: такого-то числа треш намечается. А у меня в эти дни были назначены гастроли со спектаклем «Охота на мужчин» в Йошкар-Оле. Пришлось взять билеты на двое суток раньше.
— Осень была насыщенной. Сольники, сборные концерты, спектаклей огромное количество. Декабрь — корпоративы, классика. А январь — отдых. И это прекрасно. В последнее время стала размышлять, чем бы мне заняться. Надоедает вилять задом на сцене. Я по природе своей жуткий социофоб, а мне приходится терпеть большие скопления людей. Я против них ничего не имею, но многие же, например, хотят обниматься. А я совершенно не хочу обниматься с незнакомцами. Мне надо человека узнать сначала. И я все время думаю, что пришла пора, наверное, завязывать с выступлениями и начать бизнес.
Сначала решила: пойду-ка я в фитнес-бикинистки. Как только у меня появлялось свободное время и я начинала качаться, тут, как обычно, выскакивало какое-то предложение по съемкам. Недавно задумалась о том, чтобы открыть креативное агентство, потому что вижу, как много люди тратят денег на плохую рекламу. А я интуитивно понимаю, что «зайдет», что «не зайдет». И как только подумала про это креативное агентство, мне Вселенная опять подбрасывает три кинопроекта. В один, очень крутой, меня уже утвердили. С марта начинаются съемки. Вот сейчас сижу и с ужасом думаю, что буду делать, если утвердят и во все другие.
— Кино — это хорошо. Мне кажется, зрителям вас не хватает на экране.
— Я сама по кино соскучилась, хочется сниматься. Но когда на съемках стою двадцатый час на морозе уже никакая, думаю: «Зачем я это делаю?!» Вообще, непонятно, чего я хочу. Мне хочется и на виду быть, и при этом, когда я на виду, организм протестует. Так же и с кино… Если постоянно нагрузка, мечтаю отдохнуть. Если вдруг нет постоянной гонки — сложно. Я сажусь и понимаю: неделю отдыхала и больше не могу! А потом начинается беготня, и организм снова в шоке. Хочет отдохнуть… Вот перед Новым годом была сплошная беготня. Корпоративы и много всего. Сегодня на маникюре меня спросили: «Как вы все успеваете?» Если бы не любовь к деньгам, я бы ничего не делала. Я просто очень люблю зарабатывать деньги.
— Можно сказать, вами движет жадность?
— Да, мною движет жадность!
— С 2014 года вы москвичка. И сейчас у вас не просто жилье, а крутая двухуровневая квартира, и вообще все более чем хорошо в материальном смысле. Редко человек, у которого за спиной никто не стоит и не подталкивает, может заработать сам на все это.
— Почему, таких людей много, просто вы у них интервью не берете. А у меня была тетрадка с желаниями, и в ней было прописано, что я хочу иметь дом, две квартиры, что-то еще я там писала, не помню.
— Послушайте, у меня миллион знакомых с тетрадками. На уровне записей это и заканчивается.
— У меня это работает. Я не понимаю, почему не работает у других. Значит, они недостаточно верят в себя. Или это не истинные желания.
— На самом деле по статусу, по уровню заработка вы очень-очень выросли. Но это же не просто из-за тетрадки и любви к работе.
— Еще талант.
— Нужно еще, чтобы кто-то верил в этот талант…
— Наоборот. Чем больше меня ругают, тем больше у меня стимула идти и делать назло. Мне хочется показать: «Что? Не верите? Сейчас пойду и сделаю». Иду и делаю, и получается. А если не получается это, то что-нибудь другое получается, и получше бывает, чем планировала.
— А можете привести примеры, когда в вас не верили, а вы сделали очень круто?
— Когда я в детстве ходила в деревенский хор, ко мне пришла мать, послушала и говорит: «Ну да, голосок слабенький». И что в итоге? Я пою на большой сцене с большими звездами. Даю сольные концерты! Или говорят про меня: хреновая актриса… Но какая бы я хреновая ни была, меня все знают, и это без помощи любовника-режиссера или мужа-продюсера. Говорите сколько угодно, что я плохая актриса, но о существовании многих других, более талантливых, вы никогда даже не узнаете… Когда мне в соцсетях гадости пишут, это они так стресс свой снимают.
Вот она сидит там, бедная, несчастная, нереализованная, в своем провинциальном городке, и, понятное дело, чтобы свою эту несостоятельность, свои неудачи как-то прикрыть, обливает грязью других. Выбирает меня и пишет: да эта вообще какая-то не такая! Ну давай сравним, я какая-то не такая, но при этом у меня есть все то, чего у тебя нет. Да, мы с тобой абсолютно одинаково росли в жуткой дыре. Только я выбралась, а ты осталась. Начальные условия-то у нас ничем не отличались! Иди, делай! Я не останавливалась никогда, а почему она тормозит — я не знаю. Если что-то с внешностью не так — иди пластическую операцию сделай. С развитием проблемы — книжки почитай. Сколько сейчас литературы по личностному росту. Ну сделай хоть что-нибудь! Поверь в себя! Я вот верю, помогает!
— Во что вы еще верите?
— Во Вселенную верю. И в принцип: нормально делай — нормально будет. Вот это всегда работает… Еще я очень злая.
— Я не верю. В вас энергии просто много.
— Да я ничего плохого-то не делаю, просто меня люди так воспринимают. Я многих бешу. Мой товарищ фотограф Данька Величко меня нафотографировал и выложил в интернет. Я зашла комментарии почитать, как обычно, у меня традиция. Читаю: «Ненавижу ее!» Я пишу: «Ну, здравствуй, ненавистник, вот наконец-то я узнала, что ты вообще существуешь. Ну и за что ты меня ненавидишь?» Смотрю, комментарий пропал. То есть человек не может объяснить, просто ненавидит. За что? Вот что конкретно я тебе сделала? Или не сделала? Может быть, он не любит меня за то, что я могла замуж за него выйти и не пошла? Люди пишут гадости и снимают свой стресс. И я бываю злая из-за того, что иногда мне хочется большего, а оно не происходит.
— Вам доводилось бороться за какие-то роли?
— Было у меня такое, что я приходила, плохо показывалась, а потом очень просилась второй раз. Но пока мне не предлагали такого, ради чего можно было бы прямо расшибиться в лепешку. Один раз предложили сыграть русскую снайпершу в очень крутом иностранном фильме. Нужно было рассказать по-английски о себе. Мои знания не обширные, но их вполне хватало, а текст я бы легко выучила. Но на меня напал непонятный страх, какой-то ступор. Меня два месяца просили, звонили, но я ничего не сделала… Даже не могу объяснить, что это такое было. Меня просто как-то замкнуло, организм стал сопротивляться.
— Неужели вам не хочется быть великой актрисой, Пугачевой, но в кино?
— Конечно, актер без амбиций никому не нужен, он так и будет прозябать в каком-нибудь третьесортном театре «фальши и наигрыша»…
— Или в Театре на Малой Бронной?
— Или в Театре на Малой Бронной. Но, кстати, сейчас, когда туда пришел Константин Богомолов, театр стал совершенно другим.
— Он же звал вас вернутся?
— Звал. Но не в новые постановки, а в старые, чтобы они театру деньги приносили, пока новые постановки не появятся. А я смысла не вижу. Ну что я там играла? В одном спектакле я через час двадцать после начала выходила на сцену, а еще через двадцать минут уже заканчивался весь мой выход, причем половину из этого времени я молчала. Да, у меня там был офигительный монолог, очень крутой… Но в основном я там была для того, чтобы на афише присутствовать…
— Ну, это часто случается с известными артистами. Михаил Боярский уже в «Мушкетерах...» снялся и при этом выходил на сцену Театра Ленсовета во второстепенных ролях.
— Когда я снималась в «Универе», у нас в театре были «утренники», и я в сказке играла ведьму. А перед спектаклем в костюме белочки вместе с другими такими же белочками бегала. Мы собирали детей за ручки в хоровод. Я была в искусственной шубе, жарко в ней страшно. Выглядело это комично. Руки у меня очень длинные, а костюмы белочек шили на артисток ростом метр пятьдесят. У меня рукав около локтя заканчивался, потом торчала голая рука, потом начиналась беличья перчатка. И я бегала чего-то там говорила, заводила толпу детей. И, помню, одна девочка говорит: «Я тебя узнала, ты белочка из «Универа».
Мне совершенно не было стыдно. Спустя какое-то время я все-таки попросила освободить меня от участия в сказке, потому что роль яркая, но на две реплики. А приходить на грим нужно заранее и дожидаться поклонов — времени тратится много, а художественной ценности и развития ноль. Вот этот принцип: «Не бывает маленьких ролей, есть маленькие артисты», — мне кажется, устарел… Я не трачу попусту время. Допустим, квартиру не убираю. Есть люди, которые делают это за деньги. А я за освободившееся время лучше больше денег заработаю.
— Вы очень часто употребляете слова «амбиции», «деньги». А что еще для вас важно?
— Душевное равновесие. Не делать того, чего не хочется. Хотя иногда приходится.
— Когда вы запели, вас стала слушать молодежь, которой вы нравитесь как актриса и которая никогда прежде шансон не слушала.
— Да. Каждый пятый комментарий: «Мне вообще шансон не нравится, но в вашем исполнении я его слушаю». Я сама кайфую от того, что выбрала этот жанр и являюсь в нем проводником для молодых слушателей, моих поклонников… Многие ведь поддерживают любое движение, которое я устраиваю, — распродажи, встречи, спектакли, теперь вот к этому прибавились концерты. Но, конечно, расчет Виктора Яковлевича Дробыша, что мои десять миллионов подписчиков в Instagram сразу пойдут везде за мной, не оправдался. Многие из них спокойно смотрят ролики в интернете… Это бесплатно, а билеты у меня не дешевые — кстати, я к ценообразованию не имею отношения. Когда пою, получаю удовольствие от этого. И мне хочется сделать атмосферно и красиво. И действительно, получается круто!
— Вы говорили, что у вас масса комплексов, которые вы до сих пор с собой тащите…
— Я о них не подозревала, пока не появились соцсети. Теперь знаю, что руки длинные и большие, ноги короткие, зубы кривые.
— Да, зуб кривой…
— Зуб я переделала уже. Зря. Теперь бы была в тренде. Сейчас пошла мода на всякие изъяны и волосатые подмышки.
— Вы так активно над собой работаете, что-то постоянно исправляете: и внешне, и внутренне. Но нет предела совершенству. Что сейчас на очереди?
— Нервозность и раздражительность хочу убрать и слишком яркие реакции на все. Я многого лишаюсь именно потому, что взрывная. Меня воспринимают как какую-то истеричную особу. Хотя истерю я не просто так, а по делу. У меня к себе много требований, также очень много требований и к другим. Меня дико бесит непрофессионализм. Вот пример. Для ремонта квартиры я наняла очередную бригаду строителей. Мне с этими бригадами постоянно не везло. Перед отъездом на гастроли говорю: «Покрасьте стену, когда я приеду, нужно будет на нее инсталляцию вешать. После того как покрасите стену, занимайтесь санузлом»… И вот я приезжаю с гастролей, санузел сделан, стена не покрашена. Человек, который должен был вешать инсталляцию, не дождался и уехал… Ну вот почему нельзя услышать человека, который тебя нанимает и платит деньги? Услышь меня, твоего работодателя! Через помощницу я их рассчитала. Самой мне было некомфортно сообщать об увольнении.
— Скажите, а вы могли предположить в самом начале карьеры, что станете такой крутой, с помощницей?
— Я сейчас астрологией увлекаюсь, а раньше гадалочками. Помню, какой-то гадатель Антон по телефону мне сообщил: «В 28 лет на вас будут работать несколько человек». А мне 26 в тот момент было. Я говорю: «Слушайте, что вы такое говорите, кто на меня может работать? Никто на меня не может работать, я актриса». И вот реально у меня появились помощники. И потихоньку стал набираться штат людей, которые со мной работают, — директор, гример, стилист, администратор, музыкальный директор, охранник, пиарщик. Но у меня не было запроса: «Хочу, чтобы на меня работали». Я просто хотела жить комфортно и в достатке. Помню, как прочитала пьесу «Зойкина квартира», и там (примерная цитата): «Я, Зоя Пельц, в штопаных чулках. Да я до революции одну пару дважды не надевала».
И в какой-то момент я решила, что не буду зашивать носки, не буду колготки со стрелкой лаком заливать. Если они порвались, я их выброшу. Кажется, я просто интуитивно нащупала правильный ход. Избавляясь от ненужного хлама, ты освобождаешь место для нужных вещей. И так пошло, пошло… Я продаю вещи на благотворительных распродажах в поддержку приютов для бездомных животных, освобождаю место в гардеробе, и оно тут же заполняется бартерной одеждой. Часто слышу: «Она зажралась!» Да, я себя не ограничиваю. У меня есть бездумные и даже безумные траты. В «черную пятницу» набрала себе что нужно и что не нужно. Решила: потом разберусь. Не могу работать, работать, копить, вкладывать только в этот чертов ремонт, который все никак не закончится. Я должна себя радовать. Я живу так, как я хочу. Если вам не нравится, как я живу, не интересуйтесь моей жизнью, не лезьте в нее.
— А давно вы живете так, как вы хотите?
— Всегда.
— Не верю.
— Ну не всегда… Но я всегда стремилась жить, как хочу… Конечно, в жизни есть то, что меня подбешивает, но я это изменю обязательно. Настолько сильно мое желание жить в абсолютном комфорте, что я этого все равно добьюсь. У меня нет мысли, что у меня что-то не получится. Вижу цель, не вижу препятствий — это обо мне. Раньше я шла по жизни по наитию. Сейчас многое понимаю и просчитываю. Знаю, что нужно для нормальной жизни. Хочешь душевного равновесия — откажись от токсичных людей. У меня такое было — рядом с тобой такой бедненький, несчастненький человек. И ты с ним становишься бедненькой. Он сидит, деградирует, а ты рядом плачешь и думаешь: «Когда же он поймет, что я любовь всей его жизни, и перестанет себя уничтожать?» Не понял. Я ушла. И как только этого чувака бросила, у меня поперло. Сразу же в «Универ» утвердили. Нужно от чего-то отказаться, чтобы что-то большее получить. И я так по жизни иду, мне нужно все больше и больше…
— Вы хотели двухэтажную квартиру, купили, вот-вот закончится ремонт. Что дальше? Трехэтажная?
— Ни за что! Даже с двумя уровнями я ошиблась. Лестница в квартире — это ад! То споткнусь, то ногу подверну. Старая стану — будут болеть суставы, как тогда забираться наверх?
— Я обожаю вашу песню «Старая», такой драйв и кайф! А как вы на самом деле относитесь к возрасту?
— Какой смысл бояться того, что неизбежно! С изменениями нужно будет свыкнуться. Чтобы легче все прошло, возможно, мужика найду постарше, чтобы на его фоне хорошо выглядеть… Я дико боялась старости. Мне всегда казалось, что старость — это очень плохо. Потом, бац, я вдруг в Instagram нашла аккаунт агентства моделей в возрасте. И поняла: старость может быть красивой. То есть она меня уже так не пугает. Но это и не молодость, черт возьми! Можно сколько угодно говорить, что 45 — баба ягодка опять. Все равно организм до 25 лет растет, а после 25 начинает увядать. И тогда надо учиться себя подавать. Мне уже тяжело. На пузе, вниз лицом уже не поспишь, как раньше! Но у меня прекрасный врач-косметолог. Мы нашли с ней методы, которыми будем удерживать меня в нормальном состоянии еще очень долго. Не буду вам раскрывать своих секретов. Скажу: все само, все природное! Хотя мне грех жаловаться, у меня действительно неплохая генетика.
— А вы как видите свое будущее в личной жизни?
— Слушайте, у меня такой характер, что, может быть, останусь одна… Я такого не исключаю. Если не сложится личная жизнь, не нарожаю я кучу детей, найму слугу-водоноса! Или перепишу квартиру на какого-нибудь человека, который до смерти будет носить мне воду.
— Так он сразу с ядом принесет.
— А я буду ему говорить: первый пей. Перехитрю. Хватит нагонять тоску! Хорошо, другой вариант. Я сдаю эту свою квартиру в старости, переезжаю в другое место, где я смогу на эти деньги и снимать себе квартиру, и жить. И плюс какую-то пенсию еще буду получать за выслугу лет. И поэтому совершенно никто не захочет моей смерти и никто меня не попытается отравить, никакие ухажеры, слуги или многочисленные родственники… Зачем вы настраиваете меня на негатив?
— Да какой негатив…
— А это что, позитив, что меня отравят?
— Ну, родственники бывают всякие…
— Так, может быть, поэтому я и не завожу этих родственников, чтобы не отравили!
— А почему, когда я спросила вас о перспективе, вы сразу сказали: «Если я буду одна…»? Кстати, эта тема — «я одна» — очень часто в ваших интервью возникает…
— Значит, мне нравится быть одной. Если бы мне не нравилось, я бы согласилась на любые отношения. А я не соглашаюсь. Хочу себя чувствовать комфортно в отношениях, а пока они у меня комфортно не складываются. Да и не о каждом новом ухажере я сообщаю в Сети. Я не устраиваю из своей личной жизни реалити-шоу, так что не надо думать, что рядом со мной годами никого нет.
— Каким должен быть мужчина, с которым вам было бы комфортно?
— Я не знаю… Важно, чтобы не бесил. Но мужики, вообще, не главное. Главное — сам комфорт. Это слабость людская, когда тебе нужно обязательно к кому-то прибиться, чтобы тебе помогали. Мне достаточно комментариев в блоге, у меня есть там пять человек, они постоянно меня защищают. Вот пусть они меня и поддерживают до старости. Нормально будет.
— Вы легко сходитесь с людьми?
— Про большое скопление людей я уже вам говорила. Но если мне надо, я буду душой компании, сразу вотрусь в доверие ко всем, меня все будут любить. Хотя, если есть возможность хоть как-то избежать всего этого, посидеть где-нибудь в углу, я постараюсь этой возможностью воспользоваться. Но высший кайф вообще не выходить из дома. Ой, это такая радость — с кем-то не пообщаться. Как говорится: видеть вас — одно удовольствие, не видеть — другое… Но потом мне, конечно, станет скучно. Я не понимаю, что это такое, надо как-то, видимо, еще побольше почитать на эту тему и поработать над собой. В моей жизни слишком много меня: я, я, я. Я, конечно, думаю о других, мне нравится проявлять заботу, делать людям подарки. Правда, иногда меня посещают мысли, что все это для того, чтобы сделать приятное в первую очередь себе.
— Чтобы они вас любили?
— Да, чтобы они меня любили. Залатать душевные раны. Чтобы быть нужной, полезной, приятной, хорошей… Мне многого не хватало в детстве, особенно внимания. Куча всяких комплексов от этого. Я должна была при таких условиях жизни забиться в угол и сидеть, не вылезая. А у меня, наоборот, стимул. Быстрее, выше, сильнее. У нас в школе висел советский лозунг: «Не нравится — возражай. Возражаешь — предлагай. Предлагаешь — делай». Я взяла его на вооружение.