Дождливым весенним днем корреспондент и фотограф «Большого спорта» отправились на базу футбольного клуба ЦСКА в Ватутинки, где их ждала встреча с сильнейшим защитником российского футбола Сергеем Игнашевичем и его семьей. Пока семилетний Сергей и двухлетний Тимофей участвовали в фотосессии, их отец рассказал нашему журналу о текущем положении дел в нашей национальной команде, причинах отставания армейцев от «Зенита», своем отношении к лимиту на легионеров и личном вкладе в подготовку молодых российских игроков. В частности, 13-летнего полузащитника Дмитрия Игнашевича, путь которого к футбольным вершинам проходит под чутким руководством папы.
Сборная России занимает третье место в своей отборочной группе к чемпионату Европы. Это справедливо?
Конечно. Заработали ровно столько очков, на сколько наиграли. Потенциал у команды высокий, но мы по разным причинам не можем его реализовать. В то же время как действующий игрок сборной я не считаю этичным обсуждать этот вопрос с прессой.
Вы в национальной команде с 2002 года. Когда уровень ее игроков был наиболее высоким?
Думаю, что в целом он приблизительно один и тот же. Другое дело, что раньше в ней выступали несколько индивидуально более ярких футболистов, сильные качества которых мы могли использовать. Поэтому и результаты получались повыше.
Можно ли сказать, что одной из причин своеобразного регресса является тот факт, что практически все сильнейшие выступают в РФПЛ, «варятся в собственном соку»?
Перед Евро-2008 была практически такая же ситуация, тем не менее мы вышли в полуфинал. Безусловно, в сильном чемпионате футболисты прогрессируют быстрее, чем в слабом.
Лично вы хотели уехать в зарубежный клуб?
Был период, когда я активно занимался своим трудоустройством в Европе, но, к сожалению, не получилось. С 2007 года я старался использовать для отъезда каждое трансферное окно, ничего не вышло.
Причина в серьезных требованиях к потенциальному работодателю и сумме контракта?
Зарплата у меня на тот момент была невысокой, равно как и требования к ней. К сожалению, по разным причинам переговоры заходили в тупик. Я был готов уехать в среднюю команду топ-чемпионатов, не в стан аутсайдера. Будь мне 20 лет, возможно, и согласился бы на такой вариант.
Молодые игроки, в частности Вячеслав Караваев, советуются с вами перед отъездом за рубеж?
Нет. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. Тому же Караваеву было сложно вытеснить из основного состава ЦСКА Мариу Фернандеса. К тому же в клубе есть более опытный Кирилл Набабкин, способный сыграть в обороне как слева, так и справа. Вячеслав решил не ехать в условную Астрахань или Томск, а предпочел Dukla. Это его выбор. Не думаю, что уровень чемпионата Чехии очень высок. Вот если бы Караваев нацелился на первенство Бельгии или Нидерландов, я бы назвал этот ход великолепным.
В упомянутой вами Бельгии большое количество талантливых игроков. Почему в России, где население в 20 раз больше, не так?
На маленькой территории легче все организовать. У нас же — большая, и не получается все сделать на высоком уровне. Сейчас многие ставят в пример Германию, где созданы тренировочные центры по всей стране, и извлекается из них большая польза. В России же то ли руки не доходят, то ли еще что-то… Увы, мы сделать так не можем. Во всей стране, не считая Московского региона, где ситуация лучше, функционируют лишь несколько сильных частных школ. Я говорю прежде всего о Краснодаре, Санкт-Петербурге и Казани. Насколько я знаю, детская команда «Рубина» выступает в первенстве Москвы — у себя в регионе у них нет достойных соперников.
Вам осталось провести лишь несколько матчей за сборную России, чтобы обойти рекордсмена по их количеству Виктора Онопко. Ставите перед собой подобную цель?
У меня была задача сыграть 100 матчей за национальную команду. Цели превзойти Виктора нет.
Онопко как игрок раскрылся в «Спартаке», сейчас тренирует ЦСКА. Можете представить себя наставником красно-белых?
Нет, между нашими клубами сложные отношения. Не пошел бы на такой шаг. Пока играется, не размышляю, чем займусь дальше. О будущем подумаю, когда почувствую, что выдохся.
Под словом «играется» вы подразумеваете соответствие уровню ЦСКА?
На данный момент именно так.
Планируете выступить на чемпионате мира 2018 года?
Я хотел бы этого. Сыграть за свою сборную на домашнем первенстве планеты — редкая удача, и я надеюсь испытать это. В то же время понимаю, что к тому моменту мне исполнится 39 лет и я буду не на пике функциональной формы. Амбиции футболиста требуют, чтобы я сыграл. Посмотрим, насколько они совпадут с моими возможностями как человека.
Вы чувствуете, что они снижаются?
В 25—26 лет я мог бегать 90 минут туда-сюда. Сейчас стараюсь попусту не тратить энергию, чтобы выплеснуть ее в необходимый момент в нужном месте. Играю в более разумный футбол, чем раньше. Был период, когда легко выдерживал по три матча в неделю и не уставал так, как сейчас. Возможно, через два-три года организм скажет «стоп».
Сейчас у вас те же тренировочные объемы, что и, допустим, у Георгия Щенникова, который на 12 лет моложе?
Да, но у нас разные позиции на поле. Занимаюсь с командой по общему плану.
Александр Кульчий в 40-летнем возрасте жаловался, что находится в отличной форме, но его не приглашают в сильные клубы, заглядывая в паспорт.
Как только исполнилось 30 лет, у меня стали спрашивать, когда завершу карьеру. Ответ всегда один: пока чувствую себя хорошо, буду играть.
Вы с братьями Березуцкими значительно старше большинства игроков ЦСКА. Вам интересно общаться с одноклубниками или, скажем, предпочитаете говорить на отвлеченные темы с Леонидом Слуцким?
Со Слуцким у нас тоже серьезная разница, правда, в другую сторону. В команде, если мы говорим не о детской школе, всегда есть игроки разных возрастов. В самолете или на базе с футболистами общаюсь не по этому признаку, а при наличии общих интересов.
Каких совершенных вами в юности ошибок посоветовали бы избегать молодым футболистам?
Очень важно не только иметь рядом с собой старших партнеров, которые могут дать дельный совет, но и обладать воспитанием, позволяющим к ним прислушиваться. По себе помню, что в юности зачастую амбиции и гордость не позволяли принять подсказку опытного товарища. В идеале здорово, когда рядом с тобой компетентный отец или агент, который сможет правильно построить карьеру. С ним можно обсудить стратегию: зарекомендовать себя в России, а потом уехать, как планировал я, либо сразу пробовать себя за границей и пробиваться там. Важно найти «своего» человека, кто поможет реализовать мечту, а не того, кто будет бросать тебя из «Зенита» в «Анжи», оттуда — в «Динамо» и так далее.
Существует же «подписной бонус»…
Об этом я и говорю. Но развивать тему не буду.
ЦСКА потерял чемпионский титул. В чем основная причина?
Невозможно побеждать каждый год. Особенно в случае, если возможности клуба не позволяют предпринимать шаги, делающие тебя наголову выше конкурентов.
Значит, по подбору исполнителей ЦСКА — не первый клуб России?
В предыдущие сезоны мы доказывали, что можем добиваться самых высоких результатов, не обладая длинной скамейкой запасных и большим кошельком. В команде есть сильные личности, которым посчастливилось оказаться вместе и побеждать. Но для того чтобы год за годом держать уровень, этого мало. Необходима серьезная конкуренция за место в составе, возможность давать паузы ведущим игрокам. Если рассуждать подобным образом, нужно признать, что в чемпионате России есть более беспроблемные команды.
Появись у вас возможность приобрести для ЦСКА одного игрока, какого амплуа он бы был?
Если говорить гипотетически, это Лионель Месси.
Значит ли это, что в команде проседает позиция форварда?
В течение нескольких предыдущих лет в ЦСКА были Вагнер Лав и Сейду Думбия. Сейчас такого «наконечника копья» в команде нет.
Карлос Страндберг на эту роль не подходит?
Ему совсем недавно исполнилось 19 лет, парень откровенно «сыроват». На данный момент требовать от него высоких результатов рано.
Кто подошел бы ЦСКА из выступающих в РФПЛ форвардов?
Откройте список лучших снайперов РФПЛ в текущем сезоне — и выбирайте любого из лидеров. Наша команда умеет подстраиваться под сильные стороны своих футболистов. Был на острие Томаш Нецид — делали больше верховых передач, в случае с Вагнером Лавом старались играть в недодачу.
Кто из легионеров ЦСКА запомнился странным поведением?
В нашей команде были разные иностранцы: одни не смогли выдержать конкуренции, другие, как Мусса Маазу, не адаптировались к менталитету, языку, зиме. Расмус Эльм играл просто прекрасно, но проблемы со здоровьем не позволили продолжить выступления в клубе. Если он вернется на высокий уровень — совершит настоящий подвиг.
В чем причина плохой адаптации Маазу?
Сложно сказать — мы мало общались. Он родом из Нигера, приехал в Россию зимой, попал в непривычную обстановку. Катался на автомобиле кругами на базе вокруг клумбы, жаловался, что ему тяжело, устал. Лично я считаю, что хороший футболист адаптируется к любой ситуации.
Витиньо — хороший футболист.
Был бы настолько хорошим, как вы говорите, — играл бы в основном составе ЦСКА.
Как думаете, почему в России дефицит сильных центральных защитников?
Уровень команд РФПЛ растет с каждым годом, и пробиться в основной состав все тяжелее. Будь я сейчас двадцатилетним — не факт, что заиграл бы. Я мог ошибаться, но все равно получать игровое время, набивать шишки. Сейчас же из ЦСКА в сборные различных стран уезжают 13—14 человек. Представьте, как сложно вчерашнему выпускнику спортшколы составить им конкуренцию.
Есть теория, что нынешний лимит на легионеров ведет к тому, что в командах появляются «российские» позиции, и это преимущественно фланги обороны, где меньше ответственности за результат.
Каждый клуб вырабатывает свою стратегию. Лично я считаю, что в РФПЛ в принципе не должно быть лимита на легионеров, он никогда не приносил пользы.
Отмены ограничений в ближайшей перспективе мы вряд ли дождемся. Сейчас выбирают между вариантами «семь иностранцев на поле» и «десять в заявке на сезон».
Какой из них вам ближе?
Специалисты логично предпочитают второй вариант. Он позволяет искусственно не ограничивать конкуренцию в команде и в то же время давать возможность проявить себя россиянам.
Вы следите за ситуацией вокруг РФС, его финансового положения?
Конечно, это любопытно. Но сам в «партизанской войне» не участвую.
У многих футболистов большие семьи. В частности, у вас четверо детей. Как решились на подобный подвиг?
Я бы не стал делать акцент на слове «футболист». Если у здоровых мужчины и женщины есть средства к существованию, считаю логичным заводить большое количество детей. Будь я, допустим, школьным учителем, ограничился бы одним-двумя. Раз могу поднять на ноги четверых — почему нет?
На вашем персональном сайте есть раздел «биография» с трогательным рассказом о «деревенском» детстве в Белоруссии. В каких условиях растут ваши дети?
Они воспитываются в другом государстве, обществе. У них нет тех бонусов, что имелись у меня, а у меня не было тех, которыми обладают они. Это естественно. Мои родители были строителями, работали круглый год, а на лето отправляли меня в Белоруссию к бабушке и дедушке. Мы же можем постоянно находиться с детьми, да и наши с супругой родители живут в Москве. Периодически ностальгирую по временам, когда мог пойти в лес, срубить там орешник, сделать самодельную удочку, наловить рыбы. Мои дети на подобное не способны.
Сейчас среди людей с достатком популярно «возвращение к истокам», поездки в усадьбы…
У меня нет времени на то, чтобы приобщить детей к досугу подобного рода. Но я бы с удовольствием съездил, пофотографировал. Мы играем круглый год. Сейчас с переходом на систему «осень — весна» появилось двухнедельное окошко летом. Хочется просто отдохнуть физически.
Вы предпочитаете пляжный отдых или туристический?
Зимой пытаемся совместить. Летом же ездим с женой вдвоем. Сейчас собираемся в Японию. Потом супруга с дедушками-бабушками и детьми поедет на море, а я стану готовиться к старту нового чемпионата России.
Есть ли места, куда вы хотели бы попасть, но еще не добрались?
Да, на Мачу-Пикчу. Когда закончу карьеру, постараюсь реализовать мечту.
У вас в контракте прописан запрет на занятия экстремальными видами спорта?
Не помню, что конкретно там прописано, но факт в том, что если получишь в отпуске травму, тебе не выплатят зарплату за срок восстановления. Все об этом знают, помнят и без нужды не рискуют.
Нередко приходится слышать, что профессионализм российских футболистов растет, они реже нарушают режим, чем лет 15 назад. Подтвердите?
Глупо было бы иметь возможность зарабатывать большие деньги и не делать этого.
Я читал, что в Греции тренер хвалил вашего сына Сережу, увидев в нем задатки хорошего футболиста. Хотите, чтобы он пошел по вашим стопам?
Ему семь лет, занимается футболом первый год, так что предсказывать сложно. Задача — привить мальчику любовь к игре, посмотреть, готов ли он чем-то жертвовать ради нее. Другой мой сын, 13-летний Дмитрий, занимается в школе ЦСКА, выступая на позиции центрального полузащитника. Я тоже начинал на этой позиции. Три-четыре раза в неделю езжу к нему на тренировки, анализируем его действия, стараемся прогрессировать. В этом возрасте от ребенка уже можно чего-то требовать.
Дети знаменитых спортсменов нередко страдают от сравнения с родителями не в свою пользу. Что скажете своему на данный момент 13-летнему сыну, если поймете, что второго Игнашевича из него не получается?
В любом случае поддержу его, сын не может быть копией отца. Если увижу стремление и желание играть на высоком уровне — помогу, в первую очередь советами, раскрыть потенциал, а получится или нет достичь побед — зависит от судьбы. На данный момент настраиваю его на то, чтобы он стал профессиональным футболистом, говорю, как важно следить за питанием, сном, свободным временем, рассказываю, почему необходимо ставить новые цели. Анализирую тренировки, что сделал правильно или неверно.
Судя по всему, психологически тренерская стезя вам близка?
Я помогаю своим детям. Другой вопрос, что могу дать взрослым мужикам. Одно дело стать тренером, не будучи профессиональным футболистом. Другое — опять разъезжать по всей стране, подолгу находиться в отрыве от семьи.
Из вашего ответа следует, что под тренерством вы подразумеваете работу в РФПЛ. А как насчет детей?
Это не так сложно. Я имею в виду просто стать детским тренером. Другое дело — хорошим детским тренером.
Со стороны вы кажетесь очень успешным человеком. Жалеете о чем-либо как о несбывшемся?
О личной жизни я бы говорить не хотел. Если же о футболе — жалко, что не удалось уехать в сильный европейский чемпионат. Но карьера еще не завершилась — посмотрим, что будет дальше. Пока подводить итоги не хочется.
_______________________________________________
Сергей Сергеевич Игнашевич – о своем будущем
Кто твой любимый футболист?
Лионель Месси.
Можешь представить, чем будешь заниматься через 20 лет?
Стану футболистом.
На какой позиции?
Защитником, как папа, только лучше. Буду больше забивать голов.
А что в это время будет делать папа?
Работать тренером по футболу.