Украинская православная церковь (УПЦ) переживает беспрецедентное давление. Ежедневно спецслужбы проводят обыски в ее зданиях, священников обвиняют в госизмене, на видных митрополитов накладывают санкции. Религиозная организация и так уже много лет под ударом за «работу на Кремль», но сейчас кампанию инициировал сам президент Владимир Зеленский, чем очень удивил сограждан.
Воскресную службу в Киево-Печерской лавре 9 декабря в УПЦ запомнят надолго. На предстоятеля церкви митрополита Онуфрия пролили чашу со святым причастием. Для православного сознания это очень дурной знак.
Поводов для тревоги хватает: за две недели до инцидента главную украинскую обитель обыскивали сотрудники СБУ. С целью «недопущения использования монастыря как ячейки русского мира». Тогда же силовики ворвались в Корецкий женский монастырь в Ровенской области, который формально подчиняется напрямую патриарху Московскому. Спецслужбы отчитались о найденной «пророссийской литературе», паспортах и военных билетах советского образца. Допросили насельников. На следующий день, 23 ноября, в УПЦ попытались замять тему – мол, это были «мероприятия по безопасности» и ничего похожего не случится.
Но все оказалось не так. Главная обитель Украинской церкви – и одновременно ее административный центр – стала первым объектом. Теперь СБУ почти ежедневно рапортует о «российских пропагандистских материалах». К ним отнесли не только георгиевские ленточки, книги с проповедями патриарха Кирилла, но и, например, «Православный служебник» 1976 года с экземпляром «Древних апостольских правил», изданный в Москве.
Доходит до абсурда. Силовики ворвались в храм к протоиерею Дмитрию Сидору из Ужгорода. В подсобке нашли изданные в Санкт-Петербурге «незаконные» религиозные книги. Но протокол составили из-за другого. «Уже на выходе из церкви один из сотрудников показал мне вырезку из старой газеты "Мир" со статьей о "триединой Руси", где подчеркнуты определенные фразы. Получается, что принесли, то и нашли», – рассказал прихожанам на проповеди священнослужитель.
Некоторых предъявляют подозрение в госизмене и регулярно наведываются с обысками. Настоятельница Архангело-Михайловского монастыря в Одессе игуменья Серафима (Шевчик) написала в соцсетях, что вынуждена спать в подряснике и с собранным чемоданом. А в нескольких храмах уже не совершают богослужений, боясь, что их сорвут силовики.
Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел санкции против семи представителей УПЦ. Среди них управляющий делами (фактически второе лицо) митрополит Броварский Антоний (Паканич), глава отдела внешних церковных связей (главный дипломат) епископ Буковинский Мелетий (Егоренко) и митрополит Запорожский Лука (Коваленко), популярный в православной среде проповедник. Им запрещено владеть земельными участками, выводить капиталы за пределы страны, а также пользоваться финансовыми активами. Все трое отнеслись к решению философски: «Монахам и по уставу нельзя владеть материальными ценностями».
Dura lex
О мерах против сограждан объявил Владимир Зеленский. От него такого не ожидали, как и публично озвученного 16 ноября желания «погрузиться в религиозный вопрос». Украинский президент с самого начала работы старался дистанцироваться от церковной повестки. Однако теперь он лично озвучивает все меры против УПЦ. Очередная – запретить деятельность общин, в той или иной форме «зависимых от страны-агрессора». Понятно, что под удар подпадает Украинская церковь, которая формально находится в составе Московского патриархата. Ради этого депутаты внесли в Раду четыре документа.
Первый предлагает организацию «с управляющим центром в стране-агрессоре» перевести в статус коммерческих и обложить налогом. Второй упрощает выход отдельных общин из состава УПЦ. Третий касается главных украинских святынь – Киево-Печерской и Почаевской лавр. Монастырями владеет государство, однако ими пользуется УПЦ. Теперь священнослужителей предлагают выгнать. Наконец, четвертый предписывает избавиться от слова «православный» в названии.
Наиболее воинственно настроенные нардепы открыто говорят, что «наконец-то добьются своего». Дело в том, что инициативы неновые: аналогичные документы вносили в парламент в 2017–2018 годах, в каденцию Петра Порошенко. Тоже под предлогом борьбы с «влиянием Кремля».
Игра в «кошки-мышки»
На Украинскую церковь давно навесили ярлык «агентов Кремля». Связи с Москвой раздражали радикально настроенных политиков. Хотя священники УПЦ активно участвовали в обоих майданах. Другое дело, что на официальном уровне церковь всегда придерживалась политического нейтралитета. А также призывала остановить кровопролитие в Донбассе и решить все мирным путем.
Но с началом российской спецоперации там высказались однозначно: предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий 24 февраля призвал президента России Владимира Путина прекратить военные действия и заявил, что поддерживает территориальную целостность Украины. Несмотря на это, церковь тут же подверглась нападкам внутри страны. Особенно в западных регионах. В конце марта в Раду внесли законопроект о запрете ее деятельности, схожий с тем, что представили в ноябре. Правда, тогда президентский офис демонстративно отмалчивался.
«Весной, по сути, власти начали играть с УПЦ в "кошки-мышки". На обвинения в связях с Москвой митрополит Онуфрий ответил поместным собором 27 мая, где принял мудрое решение: с одной стороны, не выходить из РПЦ, а с другой – убрать ее упоминание из своего устава», – говорит заместитель директора Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.
Дело в том, что Украинская церковь имеет в структуре Русской особый статус – самоуправляемой. Она получила его в 1990-м от патриарха Алексия II. Вместе с полной административной и финансовой независимостью: патриархию лишь ставят перед фактом. У предстоятеля титул «блаженнейший» – как у глав автокефальных (полностью независимых) церквей. Условий всего два: с другими поместными церквами УПЦ общается через Русскую православную церковь (РПЦ), а также «сохраняет молитвенную связь» – поминовение патриарха Московского.
Именно от этих пунктов и отказались 27 мая. Кроме того, епархиям дали свободу – оставаться в УПЦ или перейти под крыло церковной Москвы. Такая возможность открылась приходам на подконтрольных России территориях. Сейчас некоторые из них подчиняются напрямую патриарху Кириллу.
Осенью представители УПЦ настойчиво повторяли: они никак не связаны с Московским патриархатом. Еще раз отредактировали устав организации: митрополит Киевский больше не будет участвовать в синоде – высшем органе управления РПЦ.
Церковь большинства
Непростой ситуацией воспользовались конкуренты – Православная церковь Украины (ПЦУ) во главе с митрополитом Епифанием (Думенко). Ее представители участили атаки на храмы УПЦ под предлогом «борьбы с русскими агентами». Нередко доходит до драки: так было во время архиерейской службы в соборе Рождества Богородицы в Ивано-Франковске, куда ворвались несколько крепких мужчин с перцовыми баллончиками. Прихожанам, в основном женщинам, удалось отбиться.
Большинство украинцев (более 70%) называют себя православными, но сложно определить, кто ходит в храмы ПЦУ, а кто – в УПЦ МП. По официальным данным, первую выбирают свыше 40% граждан. Представители второй считают социологические выкладки некорректными и призывают опираться на количество приходов. К УПЦ относится свыше 12 тыс. приходов, тогда как к ПЦУ – 7 тыс. Священнослужителей – 10,5 тыс. и 4,5 тыс. соответственно.
«Украинская православная церковь сохранила свое влияние благодаря политическому нейтралитету Онуфрия. А теперь заняла твердую патриотическую позицию: стала помогать беженцам и военнослужащим. И делает это куда эффективнее, чем ПЦУ, благодаря развитой инфраструктуре и большой поддержке среди простых граждан», – поясняет Роман Лункин.
На этом фоне обещания «переманить всех прихожан российской церкви» выглядят пустыми. Соратники Думенко не скрывают цель номер один – завладеть Киево-Печерским монастырем. К этому они призывают давно. Но пока безуспешно.
Помогают завладеть святыней депутаты «Евросолидарности» – именно они написали законопроект о передаче лавр. Это неудивительно, ведь ПЦУ многие рассматривают как личный проект Петра Порошенко. Создать ее он решил весной 2018-го, за год до своих вторых президентских выборов. Уговорил объединиться не признаваемые мировым православием Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), созданную отколовшимся от РПЦ митрополитом Филаретом (Денисенко), и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ), детище вернувшихся в конце 1980-х националистов.
Загонят в подполье
Поэтому церковный вопрос в стране ассоциируют именно с экс-президентом. Ведь тот раскручивал его в разгар предвыборной кампании: демонстрировал как трофей томос ПЦУ. А его соперник Зеленский язвительно передразнивал: «термос». И завоевал симпатии как духовенства УПЦ, так и простых прихожан – больше всего голосов отдали жители восточной части страны.
Но спустя три года антигероем шоу «Квартал 95» стала уже Украинская церковь. Особенное возмущение вызвал ролик, выпущенный студией в начале декабря. Помимо обвинений священников в работе на Кремль ведущие – близкие друзья Зеленского – довольно оскорбительно пошутили про Святую Троицу и православные догматы. УПЦ в ответ обвинила их в богохульстве. Рядовые клирики высказывались куда жестче. «Пошутите возле больничной кровати моего ребенка. Не бойтесь, мой сын вас не накажет, ему на войне раздробило взрывом руки», – написал протоиерей Григорий Лашин из Винницкой области.
Остро отреагировали на нападки даже военные. В рядах ВСУ довольно много прихожан Украинской церкви, хотя той до сих пор не разрешили направлять капелланов к бойцам. Еще с осени в Сети то и дело публикуют призывы к Зеленскому прекратить гонения. «Если в тылу нападают на церковь, куда я хожу, то кого я тогда защищаю? Хочу сказать властям, пока по-доброму: опомнитесь!» – обращается Олег Мизин из Кировоградской области.
Антицерковная кампания вызвала брожения даже в ближайшем окружении Зеленского. Советник офиса президента Алексей Арестович призвал не запрещать религиозную организацию, «к которой себя относят миллионы украинцев», а инициативы нардепов окрестил «работой на российскую разведку».
«Понятно, что возмущены все. Ведь даже Порошенко, который не скрывал неприязни к УПЦ, боялся давить на нее в такой брутальной форме – с обысками, санкциями против сограждан. Видимо, всё решили списать на военное положение, которое, как мы видим, развязывает руки», – рассуждает историк православия Владислав Петрушко.
Поэтому сейчас церковь практически вернулась в 1930-е. «Ее хотят если не уничтожить, то максимально подчинить себе. Ведь эта организация чуть ли не единственная, кто позволяет себе открыто критиковать власти. И она не благословляет все, что делают политики, – в отличие от ПЦУ», – отмечает историк.
И чем больше будет сопротивление, тем выше шанс на ужесточение репрессий. Пока митрополит Онуфрий изо всех сил пытается лавировать. Прежде он не поступался принципами, а значит, давление могут усилить. Если закон о запрете примут, то миллионы верующих, по сути, уйдут в подполье. И тогда сбудется главный страх – вместо крови Христа прольется их кровь.