Правительство планирует увеличить помощь гражданам в оплате ЖКУ, Но при этом хотело бы повысить тарифы до реальной стоимости услуг. То есть одной рукой людям деньги дадут, другой – заберут. Кто выиграет от этого обмена?
Несколько министерств во главе с Минстроем ищут возможность увеличить поддержку граждан, для которых оплата ЖКУ – тяжёлая ноша. Вызвано это желанием воплотить давнюю идею – привести коммунальные тарифы (плату за холодную и горячую воду, канализацию, отопление и электричество) к экономически обоснованному уровню. В этом случае за услугу придётся платить столько, сколько она реально стоит.
«Сегодня, по моим оценкам, население в среднем платит не более 60% от экономически обоснованного тарифа, – отмечает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. – Сейчас в стоимость коммунальной услуги заложены лишь расходы предприятий на свою текущую жизнь, а потребности, связанные с развитием хозяйства, она не учитывает. Между тем износ коммунальной инфраструктуры, по крайней мере на бумаге, составляет 70%. Понятно, что её надо восстанавливать. Один из путей – повышение тарифа, часть которого будет направлена на обновление сетей».
По оценке эксперта, при переходе на экономически обоснованные тарифы стоимость коммунальных услуг может вырасти на 40–50%. В лидерах подорожания окажется холодная и горячая вода. Также сёрьезно может вырасти тариф на отопление, ведь в теплоэнергетике используются газ, мазут и уголь, которые в последнее время сильно прибавили в цене.
С точки зрения экономики подход понятен: за услугу (чистую воду, тепло) нужно платить столько, сколько она реально стоит. И тем не менее в идее перехода на экономически обоснованные тарифы не всё так просто.
«Прежде чем это делать, необходимо выяснить, что и сколько реально стоит, – считает координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина. – Я с 2013 г. пытаюсь выяснить у ресурсоснабжающих организаций структуру тарифа за тепло, воду, газ, свет. И только по электроэнергии нам более-менее это удалось. По теплоснабжению и водоснабжению такой картины нет. Взять, например, подготовку к отопительному сезону. Мы из года в год мониторим состояние теплосетей и видим, что порой у нас отапливают воздух: трубы не изолированы. Многие котельные в этом году оказались не готовы к отопительному сезону, некоторые детсады, школы, больницы вовремя не подключили к отоплению. А ведь ресурсоснабжающие организации заложили на это деньги в тарифе».
По оценке эксперта, 30% в устанавливаемых сегодня тарифах закладывается на подготовку к зиме и ремонт сетей. Ещё 12–15% – на предполагаемые потери горячей воды и тепла. Так что деньги на ремонт и развитие инфраструктуры должны быть. «Необходимо, чтобы каждая ресурсоснабжающая организация раскрыла, из чего состоит её тариф, – отмечает С. Калинина. – Сегодня в ряде регионов работают автоматизированные системы учёта, которые с помощью датчиков позволяют контролировать качество услуг. Например, горячая вода должна иметь температуру 60°C 24 часа в сутки. Тариф берётся именно за такую воду. Но я сама лично снимала показания температуры, составлявшей лишь 39,4°C. Мы поставили такие системы в некоторых многоквартирных домах в Брянской области, но ресурсоснабжающая организация седьмой год не вводит их в эксплуатацию. Ей это невыгодно, ведь если температура воды окажется меньше хотя бы на 10 градусов, то платежи придётся выставлять уже не как за горячую воду, а как за холодную. Люди готовы платить за услуги, но только если будут точно понимать, за что именно они отдают свои деньги».
Раздать субсидии
Сгладить возможное повышение коммунальных тарифов могут субсидии на оплату ЖКУ. Они предоставляются малообеспеченным гражданам, если выставленный им платёж превышает максимально допустимую долю в общем доходе семьи. В целом по России эта доля составляет 22%, но регионы могут её уменьшить. Сейчас ставку в 22% используют 58 субъектов РФ, у 24 она составляет 15–21%, а у 3 – менее 15%. К примеру, в Москве всего 10%.
Верхнюю планку в 22% уже не раз предлагали снизить. В 2018 г. в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий её уменьшение до 15%, однако он так и не был рассмотрен. В прошлом году Минстрой предложил вернуться к идее 15%.
«Лучше снизить порог до 10% и сделать его одинаковым для всех регионов, – считает А. Широков. – Кроме того, предлагаю не учитывать норму проживания. Ведь сегодня, если у вас площадь квартиры или дома выше установленной в регионе нормы, например 18 кв. м на человека, то на оставшуюся часть жилья субсидия не распространяется. Вы платите 100%».
Порог получения поддержки от государства будет иметь особое значение при повышении тарифов на коммунальные услуги. «Для получающих субсидии семей ничего не изменится, – отмечает директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Ирина Генцлер. – Они в любом случае будут платить лишь определённую долю от своего дохода. Всё остальное будет оплачиваться за счёт субсидии. А если максимальную долю расходов на ЖКУ ещё и снизят и сделают одинаковой по всей стране, то в большинстве регионов малообеспеченное население только выиграет».
По мнению других экспертов, сильнее всего повышение тарифов почувствуют люди со средним достатком. У них и платежи вырастут, и помощи от государства не будет. Особенно сложно придётся тем, чьи доходы лишь немного выше планки, при которой назначается субсидия.
Нужда заставит
Институт экономики города посчитал, что будет, если тарифы на все коммунальные услуги увеличат, например, на 20%. По сравнению с 2019 г. месячный платёж на одного человека в среднем увеличится на 213 руб. То есть семье из 4 человек придётся отдать дополнительно 850 руб.
Зато и ряды получателей субсидии заметно пополнятся. Даже если власти оставят предельную планку расходов на ЖКУ на нынешнем уровне, количество семей, получающих поддержку, вырастет в 1,8 раза – с 3,7 до 6,75 млн. А уж если планку опустят до 15%, субсидии будут получать 11,1 млн семей.
Откуда такой рост? Во-первых, из-за повышения тарифов доля коммунальных платежей в расходах многих семей поднимется до требуемого для выделения помощи уровня. Во-вторых, за поддержкой пойдут те, кто и раньше имел на неё право, но не обращался за ней. В 2019 г. в среднем по стране субсидию оформили лишь 35,7% от числа семей, которым она положена. А после повышения тарифов таких станет больше.
«Некоторым субсидии не дают ощутимой выгоды, – поясняет И. Генцлер. – Представьте, что платёж за ЖКУ превышает 22% от вашего дохода на 100 руб. Значит, на эту сотню в месяц вы и можете рассчитывать. Не всем интересно тратить время на то, чтобы её получить. Но в случае повышения тарифов разница составит не 100 руб., а, например, 500 руб. И уже есть смысл обратиться за поддержкой».
Плата за качество
Понятно, что приток новых получателей субсидий потребует дополнительных бюджетных расходов. По оценке Института экономики города, они увеличатся на 150 млрд руб. в год, если планку в 22% снижать не будут, и на 285 млрд, если её опустят до 15%. Во втором случае большинству регионов понадобится федеральная поддержка. «Но это всё равно выгоднее, чем просто компенсировать из бюджета текущие расходы и инвестиционные потребности коммунальных предприятий, – считает И. Генцлер. – И при этом коммунальный сектор выйдет на самоокупаемость и сможет обновлять изношенные сети и оборудование».
«Если население будет платить по рыночным тарифам, то тогда и качество услуг должно стать соответствующим, – отмечает зам. исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов. – Если же оно плохое, например батареи слабо греют и в квартире холодно, нужно пересчитывать стоимость услуги. Сейчас это сложно сделать, но в случае перехода на экономически обоснованные тарифы подход должен быть только таким. Если всё сделать правильно, от этого перехода выиграют все. Мы, как потребители, будем получать более качественную услугу, а организации, поставляющие услуги, смогут вовремя ремонтировать свои сети и менять оборудование».