До последнего времени экологическая тема пользовалась повышенным вниманием со стороны как государства, так и бизнеса. Однако санкции, введенные в отношении России, осложнили жизнь бизнесу, и он попросил власти о поддержке. Для того чтобы помочь ему, пожертвовать решили экологическими требованиями.
«Есть очень правильная поговорка: экология — удел богатых. Когда в экономике кризис, становится уже не до экологических мероприятий, потому что они, безусловно, увеличивают затраты предприятия и себестоимость его продукции», — поясняет лидер движения «Зеленый патруль» Андрей Нагибин.
Загрязнитель не платит
В рамках нацпроекта «Экология», стартовавшего в 2019 году, был сформирован список 300 основных производств-загрязнителей, на которые суммарно приходится порядка 60% вредных выбросов в воздух и сбросов загрязняющих веществ в воду. В список включены крупные электростанции, предприятия по добыче и обогащению металлов, угля, производству нефтепродуктов, целлюлозно-бумажные комбинаты.
Эти 300 предприятий обязаны получить комплексные экологические разрешения (КЭР), которые подтверждают, что компании делают все возможное, чтобы сократить вредные выбросы и сбросы, а их технологические процессы и оборудование соответствуют наилучшим доступным технологиям. Кампанию по выдаче КЭР анонсировали с 1 января 2019-го. Предприятия-загрязнители должны были получить такие разрешения до конца 2022 года, иначе их ожидали повышенные платежи за несогласованные выбросы и сбросы.
Однако в марте 2022 года президент России подписал закон, смягчивший экологические требования к бизнесу. Согласно этому документу, топ-300 предприятиям-загрязнителям на два года продлили срок направления заявок на получение КЭР. О такой отсрочке, в частности, просил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Представители бизнеса указывали, что только оформление документов для получения КЭР на одной промышленной площадке стоит порядка 14 млн рублей. При этом получить разрешение с первого раза «практически невозможно из-за неурегулированных позиций органов исполнительной власти».
Для компаний процесс подачи таких заявок в самом деле достаточно трудоемкий и затратный. Нужно провести инвентаризацию источников выбросов, рассчитать нормативы допустимых выбросов и сбросов для веществ I и II классов опасности, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Помимо этого необходимо подготовить программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ), программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Так, Архангельский ЦБК в июле прошлого года получил комплексное экологическое разрешение на все виды негативного воздействия на окружающую среду. Важной частью КЭР стала программа повышения экологической эффективности, на реализацию которой потребуется 18,2 млрд рублей.
«Отсрочка поможет тем, кто по каким-либо причинам не начал разработку материалов КЭР с целью получить в срок разрешение или начал поздно. А те, кто уже планомерно ведет эту большую сложную работу, продолжат ее и будут подавать заявку в запланированные сроки. Отсрочка также поможет объектам, для которых в ППЭЭ планировалось закладывать импортное оборудование, — с учетом санкций это невозможно. Может быть, за это время предприятиям удастся подобрать российский аналог», — поясняет заместитель генерального директора компании «Профессиональный экологический консалтинг» Ирина Демина.
Помимо отсрочки по КЭР на два года было отложено введение обязательного автоматизированного экологического контроля на предприятиях, получивших такие разрешения до марта 2022 года. Срок создания системы автоматического контроля вредных выбросов (САКВ) увеличили с четырех до шести лет. РСПП еще в прошлом году указывал, что установка датчиков контроля вредных выбросов может обойтись бизнесу в 300 млрд рублей за четыре года, ведь системами необходимо оснастить не менее 10 тыс. источников: дымовые трубы, вентиляционные шахты.
«Любые отмены и переносы пагубно скажутся на состоянии окружающей среды и самочувствии людей. Когда мы говорим о реализации природоохранных мер, речь идет не о дополнительной отчетности предприятия или вопросах его инвестиционной привлекательности, а о здоровье граждан России», — считает сопредседатель Российского социально-экологического союза Александр Федоров. По его мнению, к этому вопросу стоит подходить более гибко: не смягчать экологические требования сразу для всех предприятий, а рассматривать каждый случай по отдельности.
«Мне непонятно, почему нужно давать какие-то льготы “Норильскому никелю”. Он не входит в санкционный список, его продукция пользуется колоссальным спросом на мировом рынке и полностью реализуется. В чем может быть проблема “Норильского никеля”? Точно не в деньгах. Проблемы могут быть в технологиях — надо смотреть, о каких технологиях идет речь. Проблемы могут быть в датчиках системы автоматического контроля состояния атмосферного воздуха. В этом случае также нужно тщательно изучать вопрос: датчики и другие компоненты могут производиться в России. Мне известно, что питерские предприятия в том числе производят достаточное количество датчиков для разных систем мониторинга», — объясняет Александр Федоров.
Помимо отсрочки подачи заявок на КЭР уже приняты и другие меры, призванные облегчить жизнь бизнесу. Они затронули эксперимент по квотированию загрязняющих веществ, стартовавший в 2020 году. Сейчас в нем участвуют 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. В соответствии с Федеральным проектом «Чистый воздух» объемы вредных выбросов там должны были снизиться на 20% к 2024 году. По новому закону срок завершения эксперимента переносится на два года: с конца 2024 года до 31 декабря 2026-го. Помимо этого на год, до 1 сентября 2023-го, откладывается срок расширения перечня территорий — участников эксперимента.
«Смягчение природоохранных требований — это всегда нежелательный подход. Сегодня это вынужденные меры, мы это понимаем», — говорит председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. По его словам, при таком подходе самый главный риск для компаний — «не дойти до откровенного экодиссидентства».
«Нужно также понимать, что никто не отменял целевые показатели нацпроекта и национальные экологические цели. Да и конституционные природоохранные нормы остаются приоритетами в госполитике — они призваны обеспечить качество нашей жизни. Мы будем мониторить ситуацию через общественный контроль, оценивать эффективность мер поддержки бизнеса», — продолжает он.
Власти продолжают работу по смягчению экологического законодательства. В начале апреля депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, предусматривающий возможность использования земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ) для строительства объектов транспортной, промышленной и иной инфраструктуры. В случае его принятия «приоритетные инфраструктурные проекты» можно будет строить в районе Байкала и на других ООПТ, при этом не проводя государственную экологическую экспертизу. Против законопроекта уже выступил комитет Госдумы по экологии.
Возобновляемая энергетика запросила поддержку
Надежды на улучшение экологической обстановки в стране возлагались и на возобновляемую энергетику, хотя пока ее доля в энергогенерации очень мала. Однако и здесь в последние месяцы сложилась непростая ситуация. Крупные иностранные игроки заявили о намерении покинуть российский рынок. В марте Франческо Стараче, генеральный директор итальянской Enel, объявил, что компания уйдет из России в течение нескольких месяцев. Об уходе из страны сообщил и датский производитель ветрогенераторов Vestas. На заводах Vestas в России производятся композитные лопасти для турбин ветрогенераторов; компания также запускала производство гондол для ветрогенераторных установок.
Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ) обратилась за помощью в правительство, направив вице-премьеру Александру Новаку письмо с просьбой рассмотреть меры поддержки отрасли: как минимум на два года освободить инвесторов от штрафов за срыв запуска новых станций, а также перенести сроки проведения отбора проектов ВИЭ на шесть месяцев, то есть на ноябрьдекабрь 2022 года, и компенсировать колебания курса рубля до окончания инвестиционной фазы проектов. В ассоциации опасаются, что инвестиционные проекты ВИЭ в соответствии с уже заключенными договорами предоставления мощности (ДПМ ВИЭ) не удастся выполнить в срок. Сегодня правилами ДПМ ВИЭ предусмотрены жесткие сроки сдачи объектов, в случае срыва которых инвестора ждут штрафы в виде снижения платежей за мощность.
«Стоимость финансирования выросла более чем в два раза, а снижение рейтинга России до ССС− ставит под угрозу привлечение кредитов. Снижение курса рубля отражается повышением капитальных затрат. Серьезные сложности отмечаются с поставками оборудования по причине блокировки основных логистических маршрутов. Без реализации антикризисных мер государственной поддержки все это может привести к серьезному отставанию новых строек и убыточности уже реализуемых и планируемых инвестиционных проектов», — говорит директор АРВЭ Алексей Жихарев.
В то же время ассоциация «Сообщество потребителей энергии» настроена критически по отношению к механизму ДПМ. Она предложила Минэнерго и вовсе отказаться от программы поддержки строительства в России «зеленых» энергомощностей через договоры о предоставлении мощности. По мнению представителей ассоциации, вместо этого следует расширять практику двусторонних контрактов, а также снять ограничения для кэптивных проектов строительства ВИЭ промышленными предприятиями и развития ВИЭ на розничном рынке.
«Мы предлагаем коллегам из отрасли ВИЭ перейти на рыночные рельсы — наращивать объемы поставки по двусторонним договорам, включаться в создание кэптивных проектов и собственной ВИЭ-генерации для предприятий, активнее работать на розничном рынке, на удаленных и изолированных территориях. Это огромный неосвоенный потенциал. Но пока есть ДПМ, коллегам из отрасли ВИЭ проще и выгоднее заниматься “поборами” с оптового энергорынка», — пояснил «Эксперту» заместитель директора СПЭ Валерий Дзюбенко.