Украинский лидер Владимир Зеленский забросал президента США Джо Байдена просьбами. Просил ответить, когда Украину примут в НАТО, помешать запуску «Северного потока-2», подключить США к урегулированию конфликта в Донбассе и принять участие в восстановлении украинской экономики. Получить удалось «мужской разговор», полмиллиарда долларов и заверения в поддержке. В том, что завышенные ожидания не оправдались, эксперты винят президента Украины, который сам их формирует, запрашивая то, что ему дать не могут.
С первым визитом Владимира Зеленского в США все поначалу шло не так. Долгожданная встреча с американским президентом сначала была намечена на 30 августа, потом перенесена на 31 августа и, наконец, на 1 сентября.
Были опасения, что из-за беспорядочной эвакуации американских войск из Афганистана переговоры и вовсе отменят. Но они не оправдались: хотя сдвинулась дата встречи, договоренности о ее проведении остались в силе. Правда, как сообщило украинское издание «НВ», окончательной программы визита не было даже тогда, когда господин Зеленский уже прилетел в США: «Редчайший случай в мировой практике: президент и его делегация уже прибыли в другую страну, но программа визита была до конца неизвестна — ее верстали буквально в процессе встреч и переговоров».
Но потом все наладилось. Вместо запланированных 40–45 минут Владимир Зеленский и Джо Байден проговорили больше двух часов. Это показательно, поскольку, когда обсуждать нечего, так долго не говорят. На итоговую пресс-конференцию президенты не вышли. Старший научный сотрудник исследовательской корпорации RAND Сэм Чарап полагает, что на том, чтобы ее не проводить, настояла американская сторона.
Байден отказался от прессухи, потому что знал, что вопросы от американской прессы будут не про Украину»,— сказал эксперт “Ъ”, отметив, что во время открытой для СМИ части встречи все выкрики журналистов касались только Афганистана.
«Это важнее для американской внешнеполитической повестки дня»,— пояснил господин Чарап.
Приоритеты и запросы Киева стали понятны во время вступительной части переговоров, когда Джо Байден и Владимир Зеленский приветствовали друг друга. Первым приоритетом президент Украины назвал вопрос безопасности «во временно оккупированных Россией» Донбассе и Крыму, а также в Черном и Азовском морях. Затем господин Зеленский сказал, что хочет обсудить беспокоящий Украину и США газопровод «Северный поток-2», который скоро будет введен в эксплуатацию.
Особенно громко прозвучал анонс темы вступления Украины в НАТО. Владимир Зеленский поднимает ее при любой возможности, настаивая на том, что его страна как можно скорее должна стать членом альянса.
Хотел бы обсудить с президентом Байденом его видение, видение его правительством шансов Украины на вступление в НАТО и временные рамки присоединения»,— заявил господин Зеленский.
Еще, сообщил президент Украины, он хотел бы обсудить роль, которую Соединенные Штаты хотели бы играть в экономическом возрождении его страны. Об урегулировании конфликта в Донбассе он упомянул лишь вскользь — в контексте того, какую роль в этом процессе могли бы сыграть США. И попросил американского коллегу помочь освободить более 450 человек, содержащихся под стражей в непризнанных республиках Донбасса и в России.
Не оскудеют США дающие
О том, какие просьбы были удовлетворены, а какие нет, можно судить по тексту объемного «Совместного заявления о стратегическом партнерстве Украины и США». Абзац, посвященный перспективам членства в НАТО, явно выглядит не таким, каким его хотел бы видеть Киев. Особенно после того, как Владимир Зеленский сказал, что хочет получить от Вашингтона ответ на вопрос о сроках вступления его страны в альянс.
«Соединенные Штаты поддерживают право Украины определять свой внешнеполитический курс свободно от внешнего вмешательства, включая стремление Украины вступить в НАТО»,— говорится в заявлении.
Судя по всему, туманные евроатлантические перспективы призваны компенсировать другие пассажи. Так, американская сторона подчеркивает, что никогда не признает аннексию Крыма Россией.
Москва, по сути, названа стороной конфликта в Донбассе: ей адресован призыв выполнить свои обязательства по прекращению огня и «по-настоящему принимать участие в усилиях по урегулированию конфликта».
В заявлении также сообщается, что Киев и Вашингтон завершили работу над стратегическим рамочным соглашением по вопросам обороны, которое станет основой сотрудничества двух стран в этой сфере. Среди прочего взаимодействие будет касаться оборонной промышленности, разведки и «противодействия российской агрессии».
США уже сейчас выделят $60 млн помощи на закупку вооружений, включая противотанковые комплексы Javelin. Еще $463 млн Украина получит в этом году на поддержку и развитие демократии, проведение судебной реформы и другие программы, ориентированные на укрепление демократии и защиту прав человека (о пакете новых американо-украинских договоренностей см. справку).
Беспокоящему Киев газопроводу «Северный поток-2» посвящен большой, но расплывчатый абзац. Вашингтон, отказавшись прицельно бить в этот нужный Германии энергетический проект, заявил, что продолжит против него выступать, приложит усилия к тому, чтобы транзитная роль Украины сохранилась, и не допустит использования Кремлем энергетики как геополитического оружия.
Такая позиция США по «Северному потоку-2» Киев не устраивает. После сделки на этот счет между Вашингтоном и Берлином Владимир Зеленский даже открыто критиковал американских партнеров за отказ помешать этому проекту.
От поражения до победы
В оценках итогов встречи Владимира Зеленского с Джо Байденом нет единого мнения ни в Киеве, ни в Вашингтоне. Те, кто считает, что прорывным ее считать нельзя, указывают именно на отсутствие четкого ответа на вопрос о перспективах членства страны в НАТО и на то, что все смирились с неизбежностью запуска «Северного потока-2».
«Мне не очень нравится это заявление (итоговое.— “Ъ”). Я его внимательно прочитал. Там перечислено, как мы будем собираться в различных форматах, упомянуто о $60 млн. Но на этом точка»,— заявил Павел Климкин, занимавший должность главы МИД Украины при президенте Петре Порошенко.
Сэм Чарап отмечает, что визит оставил «двойственное чувство»: «С одной стороны добились много чего конкретного, практических шагов по разным направлениям — от реформ до оборонной сферы. Видно, что стороны готовились. С другой стороны, по главным вопросам — войны, переговорного процесса (по Донбассу.— “Ъ”), сроков вступления в НАТО, “Северного потока-2” — не заметен результат. То есть вроде бы много всего, а по самым важным вопросам ничего».
По словам Сэма Чарапа, ему не очень понятна тактика украинского лидера, приехавшего с запросами, которые не могли быть в принципе удовлетворены. «Эта тактика остается загадкой»,— говорит эксперт.
Глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко согласен с тем, что господин Зеленский сам разгоняет ожидания. «Надо поднимать вопрос НАТО, но не завышать ожидания. Никто ведь особо не ожидал, что американцы скажут, что готовы предоставить Украине план действий по членству»,— сказал господин Фесенко “Ъ”.
При этом американо-украинские переговоры в целом он считает хоть и не прорывными, но весьма результативными: «Визит насыщенный. Об этом можно судить по конкретным договоренностям. Содержательная и длительная встреча президентов сама по себе показательна. Совместное заявление — документ, который тщательно готовился, и по ряду позиций он очень конкретен. Не стоит переоценивать визит, он прорывом не стал. Но этого эксперты и не ожидали. А результаты есть. И прежде всего они касаются постановки двустороннего партнерства на системную основу».
Бывший посол США в России, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол говорит о своего рода перезагрузке отношений США и Украины.
«Во время администрации Трампа отношения между США и Украиной пережили один из самых сложных периодов за последние тридцать лет после того, как Трамп попытался обменять встречу в Овальном кабинете для президента Зеленского на украинскую помощь в его избирательной кампании. В четверг президенты Байден и Зеленский завершили этот мрачный период и начали новую главу нормализованных двусторонних отношений, направленных на поддержку общих целей Америки и Украины в области европейской безопасности и украинской демократии»,— заявил господин Макфол “Ъ”.