Количество случаев телефонного мошенничества растёт. Вообще, преступления в сфере IT составляют больше 30% от их общего количества.
С 2022 по 2024 год мошенники украли у россиян более 350 млрд рублей. С начала этого года зарегистрировано 577 тыс. IT-преступлений, из них 437 тыс. – это мошенничество и хищения.
Не существует единого сценария, по которому мошенникам удаётся совершать преступления. Они могут представляться сотрудниками банка, соцзащиты, полиции, а также адвокатами, бывшими начальниками, старыми знакомыми и другими людьми, используя специальные программы для подмены голоса. Главное – понять механику их действий, тогда можно определить попытку обмана в звонке незнакомого человека.
Давайте разберём одну типичную схему на реальном примере читателя «АиФ».
«Голос старого друга в трубке мне сразу не понравился, – рассказал он. – Я помню его любым: удивлённым, влюблённым, но никогда испуганным. А голос был именно такой, хотя друг явно храбрился. Из его довольно сбивчивого рассказа мне удалось понять вот что: написал ему в мессенджер его начальник – мол, в компании произошла утечка, с вами свяжется офицер ФСБ».
«Предупреждён – значит вооружён», – решил друг и без колебаний принял вызов, когда на экране вскоре высветился незнакомый номер.
Представляться людьми из спецслужб – типичная тактика мошенников. С одной стороны, это заставляет нервничать даже законопослушных граждан. С другой – так аферисты спекулируют на доверии к органам охраны правопорядка.
«Безопасный» счёт
Что было дальше? Сперва «офицер спецслужб» говорил доброжелательно. Произошла, дескать, неприятная история. Из компании выведена довольно большая сумма денег, и есть подозрение, что сперва они ушли на банковский счёт друга нашего читателя, а уже с него растворились в неизвестном направлении.
«Как вы это можете объяснить?» – спросил «офицер». Поняв, что собеседник в растерянности, он любезно сообщил, что может прямо сейчас, не отходя от кассы, перевести разговор на «сотрудника Росфинмониторинга», который даст все необходимые инструкции.
То есть правила игры менялись прямо по её ходу.
От второго звонившего последовало предложение «в целях выявления канала перевода средств» пойти в свой банк и перевести средства на безопасный счёт. Сделать это друг нашего читателя наотрез отказался и навсегда заблокировал обоих мошенников, что совершенно правильно.
Как только вам предлагают открыть счёт и перевести на него деньги «в целях безопасности» – знайте: это мошенники.
Простые правила
Мы рассказали только одну историю из миллионов. Но надо понимать, что при всей разности ситуаций и действующих лиц легенды у мошенников в целом однотипные.
Например, они могут давить не на страх, а на жадность, предлагая от имени коммерческих структур товары известных брендов с умопомрачительной скидкой. Для этого необходимо «всего лишь» сообщить логин и пароль от личного кабинета, или код из СМС, или данные банковской карты. Могут также предложить перейти по «безопасной ссылке» – такая схема мошенничества называется фишингом.
К счастью, есть общие правила, как не попасться на уловки аферистов и что делать, если это всё же произошло.
Помочь разобраться с этим мы попросили экспертов Ozon Банка. Они рассказали о правиле семи «не», помогающем не стать жертвой, а также о пяти шагах, которые необходимо сделать, если человек понял, что его обманули.
Этого делать нельзя
Семь «не». Это то, чего категорически нельзя делать. И если при разговоре вас просят сделать что-то из перечисленного – сразу кладите трубку и блокируйте таких незнакомцев.
- Не называйте никогда и никому в телефонном разговоре данные своей банковской карты или код, который выслан вам по СМС. Данные карты и код подтверждения – ваш секрет. Если назовёте, то любой человек может совершить операцию по вашим реквизитам. Найти его и вернуть деньги будет сложно.
- Не устанавливайте приложения на телефон, когда вас просит сделать это незнакомый собеседник. Это приложение может быть небезопасным.
- Не переводите средства на незнакомые счета ни под каким предлогом. Тем более ни в коем случае не снимайте деньги со своих счетов, если вас просят положить их на незнакомый счёт через банкомат. Даже если это банкомат крупного известного банка, от мошенничества он не убережёт.
- Не верьте на слово. Даже если с обратной стороны провода говорят, что дело срочное, всегда сначала перепроверяйте информацию самостоятельно. Мошенники давно научились подделывать телефонные номера при звонках – если вы начнёте искать номер звонящего в интернете, часто действительно найдёте его на сайте организации, сотрудником которой представился мошенник. Однако это всего лишь маскировка. Государственные организации почти никогда не звонят самостоятельно, а если у них будет для вас важная информация, скорее всего, вы получите письменное уведомление.
- Не сообщайте персональную информацию. Данные паспорта, СНИЛС, ИНН и других важных документов нельзя разглашать незнакомцам. Они могут быть использованы злоумышленниками, например, для оформления микрокредита.
- Не отвечайте на вопросы, употребляя простые слова «да» и «нет». Некоторые банки вводят голосовые подтверждения по телефону с их помощью для совершения крупных финансовых операций. Поэтому мошенники собирают образцы разных голосов для подделки ответов от лица жертвы.
- Не используйте ваши легко узнаваемые личные данные – такие, как дата или год рождения, последние цифры номера телефона и так далее, – в паролях к личным кабинетам и банковским приложениям. Найти такую информацию в социальных сетях очень легко, и мошенники хорошо освоили перебор наиболее часто используемых комбинаций. Поэтому получить доступ к личному кабинету, где паролем будут ваша дата или год рождения, для них в комбинации с фишингом не составит практически никакого труда.
Представитель Ozon Банка советует нашим читателям позаботиться о своих старших родственниках – рассказать им про мошенников и пояснить, какие данные нельзя разглашать.
И помните: сотрудник банка или органов власти никогда не попросит о переводе средств. А если что-то понадобится правоохранительным органам, то они вызовут повесткой. Следственные действия в России по телефону не ведутся!
Пять шагов
Если всё же вы попались на удочку мошенников и сами перевели им деньги или увидели, что с вашей карты происходят сомнительные операции, не поддавайтесь панике и сделайте пять важных в такой ситуации шагов, советуют эксперты.
Шаг 1
Срочно заблокируйте карту через банковское приложение и смените пароль к нему. Это самый быстрый способ избежать дальнейших списаний средств. В противном случае мошенники могут вычистить весь ваш счёт.
Шаг 2
Как можно скорее обратитесь в службу поддержки банка. Во всех крупных банках поддержка работает 24 часа в сутки. Объясните детали произошедшего – это позволит службе безопасности отреагировать более оперативно, и шанс спасти ваши деньги значительно повысится.
Шаг 3
Обратитесь в полицию. Там нужно написать заявление о мошенничестве в отношении вас.
Шаг 4
Предупредите родственников и знакомых, что есть такой вид мошенничества. Это позволит уберечь их от возможных атак мошенников.
Шаг 5
Не принимайте звонки с неизвестных номеров хотя бы первое время после произошедшего.
Дело в том, что мошенники могут использовать подменные номера и каждый раз звонить с новой сим-карты.
Итак, будьте осторожны, сохраняйте спокойствие и бережно относитесь к своим персональным данным.