Главе АвтоВАЗа Николя Мору, которому удалось сократить убытки крупнейшего автоконцерна, ищут замену. Решение принято из-за назначения Мора руководителем регионального подразделения Renault, считает эксперт.
О предстоящей смене главы АвтоВАЗа Николя Мора во втор- ник, 6 февраля, заявил Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации «Ростеха» — совладельца крупнейшего российского автопроизводителя. «Решение есть, и Мор уже назначен руководителем регионального подразделения (регион Евразия) Renault, сейчас подбирают они. Как дадут кандидатуру, будем знать. С нами должны согласовать это предложение», — объяснил Чемезов.
Мор с 1 января занимает должность операционного директора региона Евразия и старшего вице-президента Renault.
Представитель «Ростеха» пояснил РБК, что дата смены гендиректора АвтоВАЗа неизвестна. Представитель «Renault Россия» отказался от комментариев, как и директор по коммуникации региона Евразия компании Renault Шарлотта Фавр. Представитель АвтоВАЗа сообщил, что ему ничего неизвестно об отставке Мора, и добавил, что пока Мор планирует совмещать обе должности.
Источник «Интерфакса», знакомый с планами компании, утверждает, что преемником Мора может стать нынешний исполнительный вице- президент по производству и управлению цепочкой поставок АвтоВАЗа Алеш Братож. В Renault отказались комментировать слухи. Источник РБК в «Ростехе» сообщил, что Renault еще не представил кандидатуру на пост Николя Мора.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что отставка Николя Мора может быть связана с его новой должностью в Renault, потому что ему будет сложно совмещать две разноплановые позиции. «Мы видели, что финансовое положение компании значительно улучшилось при Море, но работа по сокращению убытков началась еще при Андерссоне, которому пришлось в кризис буквально возрождать компанию. Поэтому неправильно говорить, что Мор возродил компанию из убытков»,— считает Беспалов. По его словам, Мор пришел на АвтоВАЗ в более благоприятной ситуации на рынке.
По мнению Беспалова, трудно сказать, кто может занять пост главы АвтоВАЗа, но кандидат будет утверждаться французской стороной.
Николя Мор возглавил АвтоВАЗ в апреле 2016 года, до этого он за- нимал пост президента румынского автопроизводителя Dacia, входящего в группу Renault-Nissan. На посту президента АвтоВАЗа Мор сменил ушедшего в отставку по собственному желанию Бу Андерссона. Мор продолжил стратегию Андерссона по сокращению издержек предприятия, привлечению новых поставщиков, выпуску новых моделей (увеличение доли Lada на рынке) и выходу предприятия на операционную прибыль.
Сокращению убытков автоконцерна также способствовал план по оздоровлению АвтоВАЗа, подготовленный акционерами. В конце 2016 года, проведя первый этап допэмиссии, компания привлекла 26,1 млрд руб., а в состав акционеров вошла «дочка» «Ренессанс Капитала» Renaissance Securities Limited (24,05%).
Второй этап допэмиссии на 9,25 млрд руб., который начался в июле 2017 года, должен за- вершиться в первом квартале 2018 года. Как ранее сообщал Чемезов, на этом процесс финансового оздоровления компании будет завершен.
В 2017 году АвтоВАЗ продал 311,6 тыс. автомобилей, на 17% больше, чем годом ранее. По собственным данным компании, ее доля на рынке достигла максимума за шесть лет — 20,5%. В октябре по итогам девяти месяцев 2017 года АвтоВАЗ впервые за пять лет показал операционную прибыль (1,9 млрд руб.).
Чтобы сократить издержки, Мор пошел на массовые увольнения. В 2016 году число сотрудников АвтоВАЗа сократилось на 9,7%, до 43,3 тыс. человек. 1 июня в интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме глава автоконцерна Николя Мор сообщал, что к концу 2017 года сокращения коснутся более 2 тыс. человек. Всего за 2017–2018 годы АвтоВАЗ сократит более 8 тыс. сотрудников, сообщал в июле 2017 года полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.
В июне 2017 года Чемезов сообщал, что АвтоВАЗ изменит структуру собственников: «Ренессанс Капитал» продаст свою долю, а «Ростех» и Renault-Nissan перейдут к прямому владению концерном. Когда «Ренессанс Капитал» выйдет из числа акционеров, Чемезов не уточнил. По его словам, через год-полтора «Ростех» планирует ликвидировать СП Alliance Rostec Auto B.V. и перейти к прямому владению АвтоВАЗом с Renault-Nissan в пропорции 25 на 75.
В сентябре 2017 года Renault выкупил пакет Nissan, увеличив свою долю в СП с 64,6 до 82,45%, косвенную долю в АвтоВАЗе — с 40,7 до 53,3%.