Я сидела в декрете с ребенком, доучивалась на юриста. Свекр тогда занимался пусконаладкой очистных сооружений, но его захотели сократить. До пенсии год, надо разбираться. Прошу свекра показать мне документы, чтобы помочь. Потом говорю: «А зачем вы вообще занимаетесь пусконаладкой очистных? Даже если наладите все очистные в стране, у вас выручка будет максимум 10 млн рублей. Нужно начинать их строить». Он говорит: «Это сложно». Отвечаю: «Очистные – это конечная точка, надо еще к ним сети водоснабжения и водоотведения вести». Свекр сказал, что не будет этим заниматься. «Тогда я буду», – говорю.
Про меня говорили: «Вот она чеканутая». Я, если честно, тоже так думала. Но строительную фирму зарегистрировала и взяла кредит на 8 млн рублей. Поразмыслила, что в любом процессе главное – найти людей, которые в нем хорошо разбираются.
Когда я переехала к мужу в Тулу, сходила на одно собеседование. Встретила там тетку в кудряшках, которая с порога наорала на меня. Я к такому общению не привыкла – работала до этого в крупном отделении Сбербанка в Москве, вела VIP-клиентов уровня «Лукойла». И тут эта женщина с непонятными ногтями, хамящая на собеседовании на должность с зарплатой в 50 000 рублей, говорит мне: «Свободны». «Вы тоже свободны», – сказала я и ушла. Вопрос с собеседованиями в Туле был закрыт раз и навсегда.
Стало скучно, а скука для меня невыносима. Когда устроилась, в отделе VIP-клиентов было 15 человек. Среди них всего три менеджера, которые вели переговоры напрямую. Я пришла в январе, борзая, 21 год. Говорю: «Через три месяца я буду менеджером по работе с VIPами». К 8 Марта я стала четвертым менеджером, хотя люди по 15 лет добивались этой позиции. Через два года мне надоело – я уже набрала портфель клиентов, физически мне не могли дать больше. Стало скучно, я перешла в кредитование. Но в какой-то момент поняла, что не хочу всю жизнь ходить в клерках.
Неужели на стройке не скучно?
Уже не так интересно, согласна. И теперь главное найти, чем именно хочется заняться. Доллар высокий, надо что-то производить и экспортировать.
Не страшно тебе в большом бизнесе? Ты наверняка знаешь истории, когда его просто отжимали...
Знаю, ну и что? Я долго всего боялась. У меня раньше ни одной страницы в соцсетях не было. Потом поняла, что в этой игре «Жизнь» мы все равно все проиграем, потому что никто не будет жить вечно. У меня страх умереть посредственностью намного сильнее, чем страх, что у меня что-то заберут.
Сегодня у тебя за плечами строительное образование. А как ты поначалу общалась с заказчиками, ничего не понимая в этой сфере?
Я сказала сотрудникам, что если они хотят новые заказы, пусть подсказывают. Помню смешной случай. Звонит заказчик: «Ольга, вы коллекторы строите?» А я знала лишь банковский термин «коллектор». Прикидываюсь, что связь пропала: «Не слышу вас, перезвоню». Набираю быстро своим: «Серег, мы коллекторы строим?» Возвращаюсь к заказчику: «Игорь Николаевич, да, мы готовы».
В какой-то момент приехала к своей команде на поля и говорю: «Ну, покажите мне уже фланец и тройник». Мне устроили экскурсию, и все сразу стало понятно.
Ты строгий руководитель?
Знаешь, мне друзья говорят: «Оля, ты же такая добрая». Отвечаю им, что они меня на работе не видели. Стройка – дело специфическое. Поначалу я пыталась разговаривать мягко: мальчики, давайте вместе построим светлое будущее! Но строители такой разговор не воспринимают – не видят лидера, вожака. Ну что делать, ору на них иногда для тонуса.
Мне нравятся слова бизнес-коуча Александра Фридмана, что результат по-русски – это отсутствие результата и очень красивая история о том, почему не получилось. В стройке это происходит повсеместно, поэтому рассказывать мне о том, почему не получилось, не надо.
Как думаешь, тебя сотрудники боятся?
В гневе я сама себя боюсь, могу разнести все к чертям. Была ситуация, когда прораб дико накосячил. Я просто взяла и швырнула на стол папку с документами, чуть в него не попав. Еще и дверью хлопнула со словами: «Е...сь сами со своей исполнительной документацией!»
Ты предвосхитила мой вопрос, используешь ли ты мат.
А на стройке не получается по-другому. Сотрудники четко понимают: если я матерюсь – это крайняя степень моего недовольства, а не самодурство. Но важнее то, что я вижу: мои мужики готовы порвать за меня кого угодно!
...за тебя и твой стальной характер.
Про «стальной» есть отдельная история. В этом году друзья из бизнес-клуба позвали взойти на Килиманджаро. Всего нас было 55 человек, три группы. В нашей на 18 участников я единственная девчонка. Погода была аномальная: 6 дней шел проливной дождь и снег. Мы все всё прокляли, пока шли.
У нас в группе парень был – триатлонщик, чемпион Европы. Он шел первый, я четвертая. В какой-то момент вижу, он ритм теряет. Кричу ему: «Андрюха, не останавливайся! Иди!» Мой окрик подействовал на него так, что он дошел до верха, ни разу не притормозив. Когда поднялись, пацаны мне сказали: «Оля, мы шли и слышали звон». – «Какой звон?» – «Такой – стальных яиц». Сказали, что поняли: раз я иду, то и они должны идти. Все наши ребята дошли, а в других группах и половина мужчин не финишировала. Наверное, потому что у них девчонок в группе не было. «Звон стальных яиц». Подумать только... Смешно.
У тебя были моменты, когда ты сомневалась, стоит ли продолжать строительное дело?
В 27 лет меня накрыла депрессия. Начала думать, а нужна ли мне эта стройка? В тот момент компания выросла до выручки 100 миллионов в год. Для Тулы это круто, а ведь у меня на тот момент даже строительного образования не было. Но на этом рост выручки остановился. Тула – такой регион, из которого все самые молодые и активные уехали в Москву, пообщаться и посоветоваться мне там особо не с кем. А у самой не было понимания, как растить бизнес. Я хотела выйти на миллиард, но непонятно было, где брать работающие механизмы. В книгах? В каких? Их же миллион.
Как разрешила эту ситуацию?
Есть такая техника: задаешь себе вопрос «что делать?» и отпускаешь ситуацию, отключаешь мозг. Я тогда все лето просто занималась йогой и рисовала. Потом поехала с дочкой серфить в Португалию. Там познакомилась с девушкой, которая посоветовала книгу Майкла Роуча «Кармический менеджмент». Она помогла. Плюс начала заниматься энергетическими практиками, медитациями. И меня отпустило.
И что с заветным миллиардом? Пандемия сильно ударила по твоему бизнесу?
В этом году меня конкретно колбасит. Компания вышла на выручку в 600 миллионов, а должно было быть два миллиарда. Увы, пока помешал кризис.
Скажи, у тебя быстро получается переключаться с режима «жесткий руководитель» на режим «любящая жена»?
Поначалу сильно путала педали. Приходишь, у тебя постоянно звонит телефон, необходимо решать вопросы. У меня муж ни разу не подкаблучник – сильный товарищ, и ему хочется видеть дома образ красоты и женственности. Он был бы рад, если бы я сидела дома. Но если я останусь в четырех стенах, то сведу всех с ума своей энергией. Поэтому он поставил всего одно условие – в 6 вечера я должна быть дома.
И как ты умудряешься все заканчивать до шести вечера?
Научилась делегировать. Всегда задаю себе вопрос: а могу я это не делать? Самая большая ошибка руководителей – делать все самому.
А ты вообще отличница по жизни?
Я всю жизнь страдала этим комплексом. Мой папа очень хотел мальчика, а родилась я. Всю жизнь я ему доказывала, что я лучше пацанов. А когда я один раз тройку в школе получила, он меня так погладил по головке и сказал: «Ты что у меня, тупенькая?» Я потом три дня рыдала. Думала: ну как же так, я – тупенькая? Конечно, папа просто пошутил, но для меня это была такая травма. В результате я закончила школу с медалью, институт с красным дипломом, а потом еще много лет боролась с этой фигней в своей в голове – что все надо в жизни делать на пятерки и быть лучше всех.
Когда вы с мужем познакомились, он был обеспеченным?
Нет, у него потом стало все хорошо. А поначалу мы сменили четыре съемные квартиры. У него было накоплено два миллиона рублей, на которые он хотел купить квартиру. Но я у него их попросила, сказала: «Я свой бизнес хочу. Дай деньги мне, я тебе потом верну». И конечно, вернула.
Ты женщина очевидной внутренней силы. Легко тебе уступать и не гнуть свою линию в браке?
Просить мужа о помощи, быть мягкой – это для меня непросто. Но мой муж давно понял, кого взял в жены. Правда, он у меня консерватор. И в какой-то момент у нас состоялся сложный разговор. Муж приехал ко мне в офис и сказал: «Слушай, ты себя со стороны видела? Ты на всех орешь. Дома по телефону продолжаешь ругаться. Мне такого не надо. Мне рядом нужна женщина».
Что касается моего заработка, тут тоже целый фокус. Муж всегда говорил, что не будет жить с женщиной, которая зарабатывает больше него. Поэтому мне надо как-то так умудриться заработать, чтобы еще потом у него попросить денег. Сейчас мне это легко сделать, потому что у меня фактически нет свободных средств. Я то экскаватор куплю, то кран-манипулятор... Говорю мужу: «Я себе зарабатываю только на колготки».
Ты, наверное, из тех, кто никогда не пожалуется мужу на недостаток внимания?
Да, потому что, когда ты сама себе интересна, твой мир не заканчивается на мужчине. Вокруг меня столько всего нового и интересного, на претензии нет ни времени, ни желания.