ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 8, 2019

Масскульт: искусство или наркотик?

Рейтинг: 0

Автор: КАРАХАН Лев, СЫСОЕВ Тихон. Фома

Одни погрузились в нее полностью, другие говорят о ней пренебрежительно, как о чем-то «низком» и «недокультурном», однако, потеряв бдительность, и сами нередко обольщаются ее таинственной простотой. Массовая культура — как она возникла, как она гипнотизирует миллионы людей и, наконец, как не попасть в расставленные ею капканы? Об этом мы говорим с известным кинокритиком Львом Караханом.

«Изоляция от масскульта, даже самая строгая, не спасает от его активности»

— Лев Маратович, образцами «антикультуры» в разное время были и телевидение, и поп-музыка, и видеоигры, и Интернет. Имен, как говорят, у подстерегающих культуру опасностей много. Но не являются ли все они лишь псевдонимами той главной угрозы, которая возникла в XX веке вместе с современным массовым обществом и называется «масскульт»?

— Это сокращение было изобретено в начале 60-х американским социологом Дуайтом Макдональдом именно как знак устрашения. Впрочем, в полной академической версии термином «массовая культура» тоже пугают и детей, и взрослых.

— А кто пугает? Кто самые яростные ее оппоненты?

— Исследователи часто начинают с испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета и его знаменитого трактата «Восстание масс», хотя в этой работе нет анализа массовой культуры как таковой. Авторское обличение было адресовано главным образом утратившему нравственность «массовому человеку». Его культурной экспансией тогда, в 30-е годы, были озабочены многие. Олдос Хаксли, к примеру, предрекал в романе «Прекрасный новый мир», что массовая культура вообще погубит культуру Европы, а религиозный философ Иван Ильин так и вовсе презрительно называл культуру масс «культурой черни». Но, по-моему, наиболее методично и последовательно масскульт критиковали в послевоенные годы, прежде всего знаменитые социологи «франкфуртской школы» — М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе. Их непримиримость была во многом обусловлена травматическим опытом нацизма, превратившего массовую культуру в инструмент тотальной «промывки мозгов» и абсолютное зло.

— А для вас масскульт — тоже абсолютное зло?

— В конце 60-х, когда я начинал всерьез интересоваться кинематографом, масскульт был, конечно же, одиозен. И без чтения сложных, труднодоступных в то время философских текстов все понимали, что Тарковский — это нечто высокое, для избранных, а вот Гайдай — это так, для масс. Но, если честно, ведь я не пытался противостоять, скажем, массовому успеху группы «Битлз». А высоколобые шестидесятники?.. Они же не считали для себя зазорным повесить на стенку массово растиражированный фотопортрет Хемингуэя работы Юсуфа Карша в грубом свитере ручной вязки (кстати, очень дорогом — от Диора).

— То есть масскульт — только как запретный плод и контрабанда. А сейчас?

— За полвека, конечно же, многое изменилось. Отношение к массовой культуре — тоже. Правда, фильмы Сокурова или Звягинцева еще не кладут на одну полку с такими чемпионами проката как, например, «Движение вверх» или «Т-34». Но, по крайней мере, Гайдая уже никто не упрекает в потакании низменным вкусам. Теперь даже принято усматривать в его комедиях сложную политическую эзотерику.

— А почему вдруг такое послабление?

— Перемена участи, постигшая масскульт, отчасти связана с общей постмодернистской коррекцией, желанием перевернуть в культуре все вверх дном и отдохнуть, наконец, от тирании норм, понятий и авторитетов, в том числе и от традиционного разделения искусства на высокое и низкое, элитарное и массовое. Но главную роль в реабилитации масскульта сыграла все же систематическая наука, отказавшись от былой предвзятости и признав массовую культуру феноменом, заслуживающим особого внимания. Скажем, в киноведении для того, чтобы утвердить это знание, многое сделали Майя Туровская и Нея Зоркая. Существенная подвижка во взгляде на масскульт произошла и в классической науке. Во всяком случае некоторую причастность к ней заметил в себе даже такой выдающийся филолог, как Сергей Сергеевич Аверинцев: «Мы не сможем отстаивать культуру пока не научимся видеть врагов этой культуры в себе».

— Значит, все-таки враг?

— Да, но враг внутренний. Что-то в нас самих, даже если закрыться в башне из слоновой кости, властно требует приобщения к массовой культуре. Можно, конечно, все списать на злого дядю, который распространяет масскульт просто для того, чтобы сделать всем плохо. Скажем, на дядю Сэма — как это делали советские идеологи, хотя советский агитпроп как машина зомбирования был ничем не лучше американского, и дело было лишь в конкуренции идеологий, в борьбе за умы. Семейство маковых не виновато в том, что «мак снотворный» используют как наркотик. Но тупиковый путь осмысления массовой культуры только как наркотика, мне кажется, уже пройден и не раз. Важнее понять, почему мы так отзывчивы на масскульт в его базовых элементах.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни