Пока правительство не снимает запрет на чартеры в Турцию, туроператоры нашли временный выход: они выкупают места на регулярных рейсах. Но перевезти это позволит в 15 раз меньше туристов, чем в обычные годы
Указ о снятии ограничений на продажу туров в Турцию президент Владимир Путин подписал еще 30 июня. Но правительство до сих пор не приняло соответствующее постановление.
Тем не менее туроператоры нашли способ предложить клиентам пакетные туры и до официального разрешения чартерных рейсов программы. Первый самолет, полностью зафрахтованный туроператорами под организованные группы, прибыл в Турцию в субботу, 9 июля. Boeing 737-800 принадлежал авиакомпании «Россия», которая входит в группу «Аэрофлот» и является назначенным перевозчиком с российской стороны на направлениях Москва — Анталья и Санкт-Петербург — Анталья. Формально это регулярный рейс, так что запрет на организацию чартерных перевозок, действующий с декабря 2015 года, нарушен не был. Заказчиком выступил туроператор «Библио Глобус».
Как сообщает «Библио Глобус» на своем сайте, следующий рейс «России» в Анталью намечен на 12 июля, а с 18 июля рейсы будут выполняться ежедневно. Цены на туры с таким перелетом на 18 июля начинаются от 31 тыс. руб. Для сравнения, турпакеты с перелетом «Аэрофлота» или Turkish Airlines на ту же дату стоят у «Библио Глобуса» минимум 97,7 тыс. и 52,4 тыс. руб. соответственно.
Согласно сайту «Библио Глобуса», со 2 августа туроператор также будет выполнять три рейса в неделю в Анталью из Санкт-Петербурга. Таким образом, общий объем зафрахтованной «Библио Глобусом» перевозки, по подсчетам РБК, рассчитан примерно на 2 тыс. туристов в неделю.
Телефон основателя «Библио Глобуса» Александра Туглолукова в понедельник был переведен на приемную, представитель компании оперативного комментария предоставить не смог.
Вовремя договорились
В марте 2016 года туроператор «Библио Глобус» и авиакомпания «Россия» заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве на период до 2018 года. Туроператор получил в пользование 13 лайнеров, включая восемь Boeing 737-800 и пять Boeing 747. По данным отраслевого портала Tourdom.ru, в течение 2016 года «Библио Глобус» планировал перевезти на них около 2 млн туристов. Широкофюзеляжные Boeing 747 достались «России» от прежнего лидера рынка чартерных перевозчиков — обанкротившейся в 2015 году «Трансаэро», которая до этого была ключевым партнером «Библио Глобуса».
Другие туроператоры тоже не собираются упускать возможность превратить регулярные рейсы в «чартерные». С 14 июля стартуют аналогичные программы «Пегас туристик» и Coral Travel на регулярных рейсах Turkish Airlines. Туроператоры планируют загружать из Москвы в Анталью два полных борта в день, а количество рейсов авиакомпании увеличится с одного до трех. По словам генерального директора «Пегас туристик» Анны Подгорной, в зависимости от даты речь идет о самолетах Boeing 737-800, А320 или А321. Они сопоставимы по пассажировместимости и рассчитаны на 150–189 человек.
Еще четыре рейса в неделю «Пегас туристик», Coral Travel и Anex Tour выкупили у турецкого лоукостера Pegasus, который выполняет регулярные перелеты в Анталью из Новосибирска и Краснодара на Boeing 737-800.
Совместная полетная программа трех туроператоров рассчитана примерно на 4 тыс. туристов в неделю. Кроме того, они планируют покупать блоки мест на других рейсах, количество которых, однако, не раскрывают.
Дальше больше
11 июля вице-премьер Аркадий Дворкович (курирует в правительстве транспортный блок) заявил, что Минтранс представит свои предложения по возобновлению чартерного авиасообщения с Турцией через два-три дня. «Может быть, завтра-послезавтра будут от них предложения какие-то, надеюсь на это, потому что все-таки курортный сезон там, тянуть долго нельзя, не хочется», — сказал он (цитата по ТАСС). Для возобновления перевозки, по словам Дворковича, достаточно лишь, чтобы Анкара предоставила гарантии безопасности российских туристов.
После официального открытия чартеров на рынок объем перевозок увеличится в разы. Первым из туроператоров еще 1 июля о начале чартерной программы поспешил заявить Anex Tour. Она должна была стартовать 7 июля на самолетах связанной с туроператором авиакомпании «Катэк-авиа» (работает под брендом Azur Air), но из-за отсутствия соответствующего разрешения программу пришлось свернуть, а туристов, купивших билеты на несостоявшиеся рейсы, переориентировать на альтернативные направления, например Тунис, с размещением на лучших условиях на ближайшие даты без доплаты, рассказывает представитель Anex Tour Екатерина Желдак.
Турецкий эффект
Курорты дешевеют
Отмена запрета на организованные туристические поездки в Турцию привела к снижению цен на другие курорты, популярность которых с начала июля снизилась. Как сообщила 11 июля газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные АТОР, за предыдущие шесть дней падение цен на популярные курорты составило 10–11%. Например, средняя стоимость недельного тура в Тунис, по словам представителя агентства «Онлайнтур», снизилась на 40%, до 30 тыс. руб.
Падение цен в туристической отрасли объясняют реакцией на падение популярности курортных направлений. Как рассказала представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, на минувшей неделе спрос на Кипр сократился на 30%, Тунис потерял 15%, Греция — 5%.
Все ждут чартеров
По данным «Онлайнтура», доля запросов на путевки в Турцию на минувшей неделе сократилась с 45 до 25%. По информации Tutu.ru, если 4 июля на страну приходилось 36,19% запросов, то в конце прошлой недели — 18,19%.
Причина в том, что запрет на чартерные перевозки в Турцию пока не отменен, а при регулярном рейсе сохраняется высокая средняя цена в 50 тыс. руб. при условии размещения в трехзвездочном отеле. «Это все-таки довольно дорого. Рынок ждет, что после открытия чартерных перевозок цены снизятся как минимум на 30%», — предположила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Теперь начало турецкой чартерной программы Anex Tour из Москвы перенесено на 18 июля. При наличии разрешения со стороны властей она будет восстановлена в полном объеме, говорит Желдак. Ранее представитель Azur Air рассказывала, что туроператор направил запрос на организацию полетов в Анталью с частотой семь раз в неделю из столичного Домодедово и один-два раза в неделю — из Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Новосибирска.
В пресс-службе другого крупного туроператора «Тез Тур» РБК сказали, что в целом параметры полетной программы определены, но окончательное решение зависит от даты возобновления чартерных перевозок. Речь будет идти о ежедневной чартерной программе из Москвы.
Представитель Coral Travel Марина Макаркова отмечает, что если будет получено разрешение на организацию чартеров, оператор готов поставить рейсы в Анталью не только из Новосибирска, но и из других сибирских городов.
Цена вопроса
Согласно сервису «Яндекс.Путешествия» (агрегирует предложения по пакетным турам различных туроператоров), стоимость тура в Турцию на семь дней в отель категории три звезды по системе «все включено» с вылетом 16 июля на двоих человек начинается от 86,2 тыс. руб. Этот самый дешевый тур предлагает «Библио Глобус». Минимальная стоимость аналогичной поездки от «Тез Тур» составит 95,9 тыс. руб. «Пегас туристик» предлагает отдых того же уровня с вылетом 17 июля от 90 тыс. руб. Однако с 18 июля картина меняется. Самое дешевое предложение у Anex Tour — 63,3 тыс. руб. с расчетом на возобновление чартерных перевозок. «Библио Глобус» за похожий тур просит 78,6 тыс. руб.
Потолок продаж
Опрошенные РБК туроператоры говорят, что туры в Турцию пользуются высоким спросом и самолеты, блоки мест в которых им удалось выкупить, загружаются полностью. Глубина продаж относительно невелика — одна-две недели, но это туроператоры объясняют безвизовым режимом, действующим между Россией и Турцией.
Ждать кардинального перераспределения турпотоков в пользу Турции, однако, не стоит, считает Анна Подгорная из «Пегас туристик». По ее мнению, туроператоры не станут снимать самолеты с других направлений ради Турции. «Ломать полетные программы экономически крайне нецелесообразно. У нас проплачены отели в Тунисе, Греции, Болгарии, идут продажи. Половина лета уже прошла», — объясняет топ-менеджер.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе считает, что даже при скорейшем возобновлении чартерных программ нынешний год будет несопоставим с прошлым. Тогда, по данным Ростуризма, Турцию посетили 3,5 млн туристов из России. В интервью РБК совладелец компании «Тез Тур» Александр Буртин оценивал, что летом, в высокий сезон, на отдых в эту страну каждую неделю выезжали около 100 тыс. россиян.