26 июля завершается прием заявлений на поступление в Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ)— основную кузницу кадров для столичных органов власти. «ВМ» узнала, кто приходит в МГУУ, как учат будущих госслужащих, как переучивают действующих и почему все студенты и преподаватели университета часто улыбаются. За последние годы процесс обучения московских чиновников сильно изменился. Во многом это итог работы новой команды МГУУ.
Здание МГУУ — это город в городе. Точнее Москва в Москве. По полу тянутся радужные линии: одна ведет в Сокольники, другая — в Кунцево, третья — в Измайлово. Аудиториям здесь присваивают названия районов столицы. Ректор этой «маленькой Москвы » Василий Фивейский стремительный, не ходит, а летает, полы расстегнутого пиджака развеваются, как крылья. Вузом он руководит уже три года. До этого занимал должность заместителя начальника Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, а еще раньше отвечал за формирование Федерального резерва управленческих кадров и подготовку кадров Аппарата Правительства Российской Федерации. Сегодня весь его опыт управления и воспитания кадров направлен на МГУУ.
— Если раньше университет в основном занимался длительными программами повышения квалификации для действующих чиновников и готовил студентов, то сейчас у нас развилось направление реализации городских проектов, — говорит Фивейский, пока мы летаем от кабинета к кабинету. — Прежде всего речь идет о кадровых проектах. За эти годы мы создали несколько подразделений, направленных на анализ и повышение качества управленческой системы.
Развивай и властвуй
Обычно вузы набирают абитуриентов и превращают их в профессионалов. МГУУ не только кует новые кадры, но и перековывает действующие. Новая команда, пришедшая в университет в 2011 году, первым делом создала Центр кадровой диагностики, который оценивает уровень знаний практически всех столичных государственных служащих.
— И смысл не в том, чтобы проверить, годен специалист или нет, хотя и это тоже, — поясняет ректор. — Это так на называемая развивающая диагностика. Скажем, приходит руководитель, у которого все нормально с профессиональной составляющей, но над навыком публичного выступления нужно поработать. Наша задача это увидеть, выработать для него план развития и отправить на соответствующее обучение. Мы стоим перед одной из аудиторий, где, расставив стулья в несколько кружков, сидят женщины и что-то эмоционально обсуждают. Около двери табличка с номером и пояснением, что здесь происходит. На этой написано « технология работы с жителями для сотрудников центров социального обслуживания (ЦСО)». Многие аудитории в университете прозрачные, так что нам даже не надо заходить.
— Студентов и чиновников не напрягает, что помещения прозрачные, ведь мы привыкли к дубовым дверям и темным кабинетам? — спрашиваю у Фивейского.
— Если только первое время, но потом этого уже не замечаешь, — отвечает ректор. — Вообще такая открытость — специфика современного образования. Например, в Гарварде в коридорах есть закутки с компьютерами, вы можете за ним работать, а рядом будет сидеть человек и пить кофе.
В коридорах МГУУ компьютеров нет, зато есть «мягкие зоны», где можно проводить мозговые штурмы на переменах, а аудитории оборудованы и техникой, и специальной мебелью. Мы заходим в первую попавшуюся, в Измайлово, и серьезный ректор внезапно начинает ломать стул.
— Они трансформируются в… столы и также обратно, — Фивейский легким движением складывает и раскладывает стол-стул, как детский конструктор.
— А не проще поставить классические?
— У нас часто бывают активные формы образования, например тренинги, и в этом случае нужно больше пространства. Мы должны быстро очистить аудиторию, а через полдня вернуть столы и стулья обратно. С классической мебелью так не получится.
«Районов» в университете, конечно, не столько, сколько в городе, но хватает и будущим, и действующим чиновникам. Все аудитории находятся в компьютерной системе, и для каждого определенного занятия преподавателю достаточно задать параметры и выбрать нужное, незанятое, помещение. Большое количество света и пространства делают здание МГУУ похожим на современный офис, только сюда приходят не работать, а учиться. Каждый год в университете переквалификацию проходят более 30 тысяч госслужащих, поэтому «пары» в аквариумоподобных аудиториях не прекращаются даже летом. Кто-то занят на обязательных программах, которые планируются заранее. Есть специальные тренинги, где учат управлять, мотивировать подчиненных, работать с госзакупками.
Вместе весело шагать
В биологии есть такое понятие, как мутуализм. Это частный случай симбиоза, только симбиоз может быть не выгоден одному из двух «партнеров ». А вот мутуализм позволяет развиваться всем. В МГУУ он существует между будущими госслужащими и действующими. Студентам преподают мастер-классы чиновники, привлекаются специалисты разных сфер. С первых курсов студенты проходят регулярную практику в правительстве и подведомственных структурах. За время практик к ним присматриваются и резервируют себе лучших.
— Конечно, гарантии, что все выпускники пойдут работать в правительство, нет. Но лучшие — однозначно, — утверждает ректор.
Сегодня в структурах правительства работают и выпускники МГУУ, и те, кто прошел здесь дополнительное обучение. Заместители руководителей департаментов, начальники различных управлений, юристы и финансисты. За последние шесть лет кадровый состав госслужбы столицы поменялся на 51 процент, а средний возраст снизился на пять лет. Во многом это результат работы, которая проводится университетом.
— Много ли в университете студентов?
— Студентов у меня немного, потому что мы готовим столько, сколько нужно городу, — поясняет Фивейский. Когда речь идет о вузе, он всегда говорит «у меня», потому что ответственность за успехи и неудачи берет на себя. — Смысл нашего университета в том, что те стандарты качества, которые отрабатываются на взрослых чиновниках, мы стараемся транслировать и на студентов. И это приносит свои плоды.
Руки Москвы
Кадровую систему города руководство МГУУ улучшает не только воспитывая студентов и переучивая чиновников, но и привлекая лучших специалистов со всей страны. Для этого был создан отдел рекрутинга, который держит на карандаше профессионалов разных сфер городской жизни — от управленцев до строителей. Для каждой отрасли создается отдельная информационная база.
— Сейчас в Москве есть правильный тренд, когда из корпоративного сектора, из бизнеса руководители переходят на госслужбу, — рассказывает Фивейский. — Чтобы это не носило единичный характер, должно быть представление, что происходит на кадровом рынке и кого мы хотели бы видеть на ключевых позициях города. И у нас это представление есть.
Уже создано порядка восьми-девяти таких баз специалистов, и в каждой около 200 человек. С каждым проводится интервью и выясняется главное, готов ли человек в случае чего пойти работать в систему управления столицы. Так что кадровый голод городу не грозит.
— Чем сегодня интересна Москва? — задает вопрос Фивейский и сам отвечает. — Те проекты, которые мы делаем, мы делаем впервые. Нам особенно не у кого учиться, разве что у зарубежных коллег. Но в России таких университетов, которые делали бы так много проектов на стыке образования и практики, я не знаю. Например, мы оцениваем руководителей, делаем для них специальную программу и еще помогаем им запустить свои проекты.
— Вообще цель вуза — воспитать профессионала для любой сферы или создать резерв для правительства?
— Конечно, в первую очередь мы ставим задачу подготовить хорошие кадры для правительства, но нам нужны мотивированные сотрудники. Главное, чтобы наш выпускник «не пропал». Ни на федеральном уровне, ни на корпоративном.
— Как специалист по кадрам, могли бы сказать, что портрет чиновника меняется: это уже не «человек-процедура», а современный, нацеленный на результат сити-менеджер?
— Это тот идеал, к которому мы стремимся, но я не могу сказать, что задача решена на сто процентов, — осторожничает ректор. — Но нам важно, что есть тренд и положительная динамика.