Но не спешите радоваться: нам-то, жильцам многоквартирных домов, новая система не даст ни-че-го! И об этом коммунальный министр говорит без утайки:
— Для жильцов ровным счетом ничего не изменится: каждый месяц к ним будет приходить, как и сейчас, единый платежный документ (ЕПД) за оказанные коммунальные и жилищные услуги. Подписывать специальные договоры с ресурсниками жильцам не потребуется: это будет делаться автоматически на основании первой же оплаты ЕПД. Но самое главное: нововведение не скажется на сумме в платежке — тарифы останутся прежними, поменяется только алгоритм их проведения. Не коснутся изменения и способов оплаты — банки, интернет-банки, автоплатежи — все, как привыкли люди. И, наконец, если ресурсоснабжающая компания не имеет возражений, то собственники на общем собрании вправе принять решение о сохранении существующей системы, когда договор с ресурсоснабжающей компанией заключает УК...
Вы все поняли, читатель? Внедрением новой системы платежей власть хочет всего-навсего навести элементарный порядок на управленческом уровне. Чтобы разные звенья коммунальной системы не воевали друг с другом, не воровали друг у друга.
А у нас-то, жильцов, совсем другие проблемы и вопросы. Почему, например, в одинаковых домах на соседних улицах плата за жилищные услуги отличается в 2-3 раза? Почему она растет не по дням, а по часам? Почему качество жилищного обслуживания у соседей, как правило, лучше, а нашему дому жаловаться бесполезно и некуда? И так далее.
Но у министра вместо ответа совет: активизируйтесь! «На кухне критиковать УК легко, но прийти на собрание, изучить смету, принять решение и проголосовать — уже требует сознательности».
Министр приводит цифры: одно лишь введение лицензирования управляющих компаний вымело с коммунального рынка более 1,5 тысячи из почти 12 тысяч по всей стране липовых контор, мошенников, неумех и халтурщиков. За прошлый год по тем же причинам (в том числе по жалобам жильцов) лицензий лишились еще 437 управляющих компаний. Заработали жилищные инспекции, строже стала система контроля — пользуйтесь! Но для этого нужна активность жильцов. А где ее взять, если на общее собрание никого не дозовешься...
Но, быть может, никуда не нужно звать? Один мой дотошный приятель активно участвует в управлении своим домом... по интернету. Регулярно заходит на сайт, просматривает бухгалтерию управляющей компании: приход-расход. Читает объявления: суровая зима привела в негодность часть ограды большого цветника под окнами — ремонтники берутся исправить за две сотни тысяч. Согласен? Тогда голосуй. Можешь найти дешевле — предлагай. И так далее. Чем не общее собрание?
Жаль, что проходит оно... под Нью-Йорком, в одном из пригородов. Обязательное создание и ведение такого сайта записано в контракте, заключенном между управляющей компанией и жильцами.
Похожим способом управляется и многоэтажное жилье в Германии, Франции, Бельгии или Италии. Разумеется, в каждой стране свои особенности, но есть и общий принцип — полная информированность жильцов через интернет. И обратная связь между управляющей компанией и жильцами — тоже через соответствующие порталы.
Может быть, пора создавать аналогичную систему в России?
В Москве уже имеется база — портал «Активный гражданин». Запущен проект «Электронный дом», позволяющий проводить собрания собственников жилья в электронной форме. И даже на наших глазах реализован первый проект — голосование по программе реновации панельного жилья.
А ведь когда в прошлом году городские власти предложили жителям пятиэтажек определить судьбу своих домов путем электронного голосования на «Активном гражданине», это вызвало шок. Скептики говорили, что никто не будет нажимать на непонятно какие кнопки. Что результаты чиновники «нарисуют» какие им угодно. Что электронное голосование вообще не подходит для решения такого серьезного вопроса, как реновация и переселение тысяч семей...
Как известно, все получилось ровно наоборот. В «Активном гражданине» проголосовали 137 тысяч жителей пятиэтажек. По итогам 4079 домов вошли в программу реновации, 276 домов отказались от участия в ней. Система сработала.
Теперь обсуждается следующий шаг — использование «Активного гражданина» для проведения голосований жителей домов по самым разным вопросам: установка шлагбаума, выборы старших по дому и подъезду, очередность ремонта общедомовых систем, в какой цвет красить подъезды и многое другое. Столичные власти поддерживают проекты электронных голосований. Хотя, разумеется, возможность высказать свое мнение должна быть и у тех жителей, которые не зарегистрированы в «Активном гражданине», то есть нужно предусмотреть альтернативные каналы информирования — по электронной почте или СМС.
Есть и юридическая проблема. По Жилищному кодексу, чтобы путем электронного голосования принимать значимые решения, сначала надо хотя бы раз собраться вместе и провести очное голосование о переходе на электронный формат. Сделать это непросто, но попробовать стоит. «Если проект «Электронный дом» будет реализован, Москва станет первым городом в России, жители которого смогут реально (а не на бумаге) принимать множество решений о судьбе своих домов», — говорит столичный мэр.
Но, быть может, параллельно нужно создавать систему электронного функционирования управляющих компаний и электронного контроля за их действиями со стороны общественности? Коммунальные жулики ловят рыбку только в мутной воде, а в прозрачном аквариуме уже не получится.