Образ «вождя народов» всё чаще возникает в современной жизни - портретами на демонстрациях, отсылками к его опыту «успешного менеджера».
- Когда люди довольны жизнью - как своей, так и общества в целом, им нравится руководство, политический строй и вся история их страны. Когда люди настроены критически к себе, к условиям своей жизни, к стране и правительству, у них возникают пожелания: как должно было бы быть, чтобы стало гораздо лучше и правильнее.
Прямого пути выхода из этой ситуации они не видят. И начинают говорить о других правилах общежития, о другой морали, законах, другом правительстве, другом лидере государства и даже - чёрт возьми! - другой истории и национальном характере. То есть формируется своего рода протестный образ мыслей.
Не думать о…
Главная фигура протестного образа мыслей России последнего 15-летия - это фигура товарища Сталина. Но!.. Когда люди почтенного возраста в унисон с теми, кто только окончил школу и не имеет никакого представления о жизни в Советском Союзе, говорят о том, что вот если бы был Сталин, то всё было бы хорошо, они немного не понимают, о чём говорят. Возводя на постамент «вождя всех народов», они не вспоминают о реальной биографии Иосифа Джугашвили. Они не помнят о том, как в молодости он грабил банки. Как угадывал все желания Ленинараньше, чем Ильич открывал рот. Что он выполнял при Ленине должность порученца на все случаи жизни, пробиваясь наверх.
Они не думают о том, как товарищ Сталин уничтожил всех - повторим и напишем заглавными буквами - ВСЕХ! вождей ленинской партии и все заслуги приписал исключительно себе одному. Они не думают о том, сколько людей погибло во время голода 1921-1922 гг., во время раскулачивания и коллективизации, во время голодомора 1932-1933 гг. Они не думают о том, как люди в ужасе не могли заснуть, прислушиваясь к шуму машины, проезжающей ночью по улице.
Ни о чём этом они не думают! Недовольство тем, что происходит вокруг, в их воображении рисует иную фигуру - безусловного лидера. Мифологизированный, легендарный образ богоподобного человека, который не имел никакой собственности и у которого не было никаких желаний, кроме укрепления могущества родной страны и процветания родного народа. Который боролся за справедливость. При котором не смели воровать. При котором все шли и пели песню «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» (и боялись рассказывать, чьих родственников свезли в подвалы Лубянки).
Цена подъёма
На мой взгляд, КПРФ, если и собирается идти на выборы с образом Сталина, не только не хочет реально прийти к власти, но даже не рассчитывает к ней прийти. Коммунисты удобно устроились как оппозиционная партия бедных людей, недовольных существующим положением и придерживающихся социалистических взглядов.
Если говорить всерьёз, то именно большевики разрушили экономику страны. Делали они это с первых дней прихода к власти, когда запретили торговлю и объявили распределение всего госмонополией. Когда они стали запрещать деньги. Когда они решили отобрать у населения сбережения - всё до копейки. Когда они решили, что трудовые коллективы сами будут руководить всем, а во главу их были посажены люди малограмотные, но... пролетарского происхождения. Везде, куда приходили большевики, начинались разруха, голод и бесхозяйственность. Так что борьба с тем, что сами сделали, - это интересный способ борьбы.
Помогут ли приёмы сталинского «эффективного менеджмента» побороть кризис? Опять же вряд ли. У нас в стране сегодня сложилась паразитарно-феодальная экономическая система. В России процветает конфискационная экономика, когда феодалы высасывают всё из работающего податного сословия.
И наш так называемый кризис - это никакой не кризис, а превышение отбирания над производством. И когда в результате этого производство уменьшается, то отбирать начинают сильнее, желая восполнить свои потери. И происходят побоища на кладбищах - как следствие передела кормушки.
В поисках царя
Фигура Сталина, повторю, фигура условная. И опасность этой фигуры в том, что, к нашему величайшему сожалению, она соответствует национальному архетипу. В России свободы не было никогда - за все 1000 лет её существования. И хуже того - представления о свободе тоже не было. Русь началась тогда, когда норманны сели на пути из варягов в греки и взяли под себя славянские племена. Царём на Руси впервые назвали не норманна и не славянина, а монгола - великого хана Бату, повелителя Золотой Орды. А первым русским царём был Иван IV Грозный,изобретавший пытки для своих приближённых.
В 1917-м элита государства заставила царя отречься - и объявили свободу. Но прошло каких-то полгода, и большевики установили диктатуру своей партии. И через несколько лет возник новый царь, который именовался «Генеральный секретарь ЦК КПСС».
Я не знаю, что надо сделать, чтобы изменить некие глубинные политические качества многонационального, но единого в своей ментальности российского народа. Пока мы есть то, что есть. И нам потребен царь, великий и грозный, справедливый и заботливый. Строгий и безжалостный к врагам. Тогда мы спокойны. Мы не видим никакого иного способа прекратить воровство или заставить бездельников работать, а паразитов заставить прекратить высасывать соки из страны.
Самое страшное, самое безнадёжное, что слышал я в течение многих лет, скитаясь по всему Советскому Союзу и выполняя разные работы с разными людьми, - это когда разговор заходил о Сталине, выносилось некое заботливо-строгое резюме:
«С нами надо построже. С нами иначе нельзя. Иначе работать никто не будет, всё разворуют и пропьют».
Что делать? Может, что-то надо в школе подправить? Иначе учить детей истории? А может, каждому с младенчества надо внедрять мысль: «Ты, лично ты отвечаешь за всё. И жизнь будет точно такой, какой ты её сделаешь. И никем ты не сможешь прикрыться и оправдаться.
И во всём, что происходит, если ты ещё жив, а не сложил голову в борьбе за справедливость, во всём этом виноват ты лично. И не будет тебе никакого героя на белом коне, который прискачет и сделает всё за тебя, пой ты хоть Лазаря, хоть «Интернационал».