Рецепт от робота
— Однако нейросети уже поручают консультирование пациентов. И с этой задачей искусственный интеллект тоже справляется порой лучше, чем человек. Медицинская комиссия, которая сравнивала ответы врачей и чата GPT на запросы пациентов, признала: искусственный интеллект в 70% давал более точные и правильные ответы, чем врач.
— Да, искусственный интеллект сегодня может выполнять некоторые человеческие задачи даже лучше, чем сам человек. Онлайн-консультирование пациента — часто такая же монотонная работа, как и, например, заполнение медицинских карт. Будем откровенны. Когда человеку действительно требуется медицинская помощь — он не пишет вопрос в интернете, а вызывает скорую, идет на прием или вызывает врача на дом. Если пациент считает, что его проблему можно решить в чате или по телефону интернет-ресурса, зачастую ему просто интересно, что думают об этом другие. Врач в условиях лимита времени консультирует кратко и по делу, что часто не удовлетворяет пациентов. Искусственный интеллект может сутками напролет, не уставая и не раздражаясь, стандартным образом отвечать на стандартные вопросы, которые чаще всего и задают в чатах пациенты. Хорошо это или плохо? Думаю, что это хорошая дополнительная возможность для всех нас позаботиться о своем здоровье.
Очевидно, что с течением времени роботы научатся выполнять лучше человека многие механические манипуляции — делать уколы, разрезы, накладывать швы. Уже сейчас им нет равных в сопоставлении данных диагностических исследований, комбинировании лекарств, оценке рисков лечения или слежении за состоянием пациентов.
Но робот не сможет заменить врача хотя бы потому, что ни один здравомыслящий человек не захочет, чтобы его лечил робот. В этом смысле ИИ скорее освободит врача от рутинной работы, чтобы он мог больше времени уделять пациенту, собственному образованию и, конечно, созданию новых полезных программ ИИ.
Просветим все
— Искусственный интеллект умеет в том числе анализировать данные КТ и МРТ. Большинство методов визуализации имеют серьезный недостаток — высокую лучевую нагрузку. Многие пациенты опасаются, что частые исследования могут стать причиной рака.
— Сегодня даже самые высокоточные исследования дают минимальную лучевую нагрузку. Если в начале века за одно КТ-исследование пациент получал дозу облучения до 10-15 мЗв, то сегодня она может не превышать 2-3 мЗв. То есть за 20 лет мы добились того, чтобы облучение во время КТ стало сопоставимым с фоновым облучением, составляющим около 3 мЗв.
Перед разработчиками оборудования сегодня поставлена цель дальнейшего снижения дозы облучения менее 1 мЗв за исследование одной анатомической зоны, и в течение 3-5 лет мы наверняка получим такие аппараты, в том числе и отечественные.
Опасения, что из-за частых рентгенологических исследований можно заболеть раком, сегодня не имеют под собой никаких оснований. По мнению экспертов ВОЗ, беспокойство может вызывать годовая доза облучения 100-150 мЗв. Но чтобы получить такое облучение во время диагностических исследований, человеку нужно проходить компьютерную томографию едва ли не через день. Такой частоты исследований не требует ни одно заболевание.
Что касается рентгеновских снимков, то сегодня в рентгенографии практически повсеместно используются цифровые аппараты, которые дают облучение в 10 раз меньше, чем аналоговое оборудование. Проходить такие исследования, особенно если исследуется небольшая анатомическая зона (например, зубы), можно безбоязненно так часто, как это требуется.
Что касается других исследований — МРТ или УЗИ — то они в принципе не используют рентгеновские лучи или другое ионизирующее облучение.
— Если человек опасается проходить исследования, которые ему необходимы, как он может себя защитить? Считается, что от рентгеновских лучей защищает молоко и красное вино.
— Эти мифы довольно устойчивы, но они не имеют никакого отношения к действительности. Сотрудники рентгеновских кабинетов когда-то действительно получали молоко за вредность. Однако его выдавали, потому что они работали как фотографы в фотолабораториях с растворами проявителя и фиксажа. На радиацию молоко и другие пищевые продукты никак не влияют. Вино, особенно в больших количествах, может снизить иммунную защиту организма и никем не рекомендуется для защиты от радиации.
От облучения надежно защищают фартуки и воротники, в которые пациента облачают перед исследованием, а также множество других приспособлений и защитных устройств, которые есть в каждом рентген-кабинете.
— К вопросу об оборудовании. Как известно, в России нет собственной тяжелой медицинской техники, что в условиях санкций довольно тревожно. Когда она появится?
— Сказать, что отечественной диагностической техники у нас совсем нет, было бы большим преувеличением. До 80% всех рентгеновских аппаратов сегодня выпускаются на отечественных заводах, с 70-х годов в стране существуют производства приборов для радионуклидной диагностики и радиотерапии. Часть приборов действительно традиционно не выпускалась ни в СССР, ни в России. Это самая сложная медицинская техника — КТ- и МРТ-аппараты. На наших заводах лишь собирались образцы импортной техники. Сейчас перед нами стоит совершенно другая задача — наладить полноценное производство отечественного высокотехнологичного оборудования. В 2023 году в России стартовали две большие государственные программы по разработке и введению в эксплуатацию современных КТ- и МРТ-аппаратов. Не сомневаюсь, что обе программы будут реализованы и мы через несколько лет получим достойные отечественные образцы новой техники.