…Как-то безжалостно начался год. Еще не успели прийти в себя после ухода Елены Образцовой, как новый удар: утром 15 января на 90-м году жизни ушла из жизни народная артистка России Римма Маркова. Которой просто не может не быть. Так кажется…
Про таких женщин говорят - королева. В отношении Марковой это совершенно точно так, хотя королевской крови в ней не было ни капли. Но королевское - было.
В точеном профиле, не изменившемся с годами.
В умении носить на плечах любую шаль как горностаевую мантию.
В посадке головы и удивительном взгляде незабываемых глазах – с прищуром, ярких, внимательных и зорких, вспыхивающих миллионом искр от смеха и плещущими тоской в час тяжелый.
Но главное – это королевское было в ее неизбывной внутренней гордости. Не гордыне, гордости! Той, что дается от рождения и лишь накапливается с годами. Той, что превращает крестьянку в особу голубых кровей. Той гордости, которая позволяла ей всегда держать голову прямо. Что бы ни было на сердце и не творилось в душе.
…Помните ролик, в котором Маркова и Мордюкова, одетые в форму путевых проходчиц ругались, а потом мирились и пели, сидя на путях? Да нельзя его забыть. Что это было – миг, момент! И длилась мизансцена минуту-другую. Сколько нужно иметь таланта, чтобы прожить за эти минуты жизнь не только своей героини, а целого поколения. И не сыграть, а выкроить, а потом сшить из кусочков своей души собирательный образ русской женщины – изломанной, падающей от усталости, но всегда тянущейся к свету и побеждающей даже то, что победить, кажется, нельзя?
Ее, Римму Васильевну Маркову, безмерно любили за тонко сыгранные, фантастические по колориту и яркости женские образы.
За «Бабье царство». Сыграв даже только в нем, Маркова уже вполне могла бы претендовать на звание «самой русской актрисы».
За «Обрыв», снятый по Гончарову, уносящий во время пития чая и скрытых душевных терзаний.
За «Вечный зов», звенящий от накала страстей.
За Авдотью Маркелову из «Журавушки», фильма, смотреть который без кома в горле нельзя.
Ей все было по силам – и образ деревенской женщины, тянущей в послевоенной деревне лямку невыносимо тяжкого труда, и неувядаемая классика, и даже инфернальная ведьма из «Дневного Дозора».
Все восемьдесят ролей, сыгранных и пережитых.
Ее любили за искренность. За нее же - опасались. Затянувшись сигаретой и слегка прищурившись, она могла выдать «на гора» все, что думает, невзирая, как говорят, на чины и звания. Порой это было больнее пощечины. Но никогда – незаслуженно. Но и похвала ее была сладкой. После нее хотелось жить.
В ней, актрисе огромного таланта и огромного опыта, не было ни звездной болезни, ни заносчивости, ни самодовольства.
Ей хотелось доверять – потому что было понятно, что не предаст.
С ней хотелось смеяться – потому что она умела фантастически рассказывать анекдоты и байки, а в компании легко выпивала рюмку водку – делая это вкусно, смачно.
Ей хотелось поплакаться – потому что вся она, от внимательных глаз до кончиков удивительных пальцев – с выпуклыми жилками, натруженными, но все же величественными руками королевы, была воплощением настоящей женской силы и какого-то удивительно, русским называемого, мужества.
С ней хотелось быть рядом. Потому что она умела любить, дружить, слушать и понимать. Не как ярчайшая актриса. А как хороший по-настоящему человек.
…Да светится имя ваше, актриса Римма Васильевна.
Не забыть вас, удивительная женщина. И не заменить.
Склоняем голову.
Светлая память.