Международное будущее бренда первой отечественной люксовой автокомпании Aurus под вопросом. Как выяснили "Известия", в европейском Бюро по интеллектуальной собственности патентную заявку нашей марки опротестовали компании Toyota, Lamborghini и Michelin. Представители зарубежных фирм утверждают, что наименование Aurus до степени смешения схоже с названиями брендов их автомобилей. Есть риск, что российский Aurus придется переименовать для рынка Евросоюза, считают эксперты.
Яркий европейский дебют российского бренда Aurus на ежегодном Женевском международном автосалоне, который состоялся 5 марта, может быть омрачен перспективой ребрендинга марки с целью выхода на этот рынок. Против регистрации бренда в Европе выступили несколько автопроизводителей: компания Toyota, у которой есть компактный хетчбэк Auris, Lamborghini с люксовым кроссовером Urus, а также шинный гигант Michelin со своим суббрендом Taurus. Соответствующие претензии компании направили в Бюро по интеллектуальной собственности Евросоюза (EUIPO). "Известия" ознакомились с документами.
Адвокат Кристиан Томас, представляющий интересы Toyota, в своем обращении в EUIPO в марте этого года указал, что название японской модели и российского автомобильного бренда схожи до степени смешения.
- Эти два наименования визуально очень похожи в той мере, в какой они совпадают: AUR*S. Предлагаемый товарный знак отличается лишь одной, предпоследней, буквой. Потребители в целом склонны сосредоточиваться на начальной части названия из-за системы чтения слева направо. Различие в одну букву приводит к тому, что игнорируется и без того небольшая разница двух знаков. С первого взгляда потребитель не признает это отличие и примет оспариваемый знак за знак оппонента (Toyota. - "Известия"). Таким образом, между этими двумя знаками есть сходство, - аргументирует адвокат.
Ровно по такому же принципу составлены протесты компаний Lamborghini и Michelin, отправленные ранее, но с акцентом на особенностях их товарных знаков. Европейские представители Lamborghini, Michelin и Toyota на запрос "Известий" не ответили. Оставили его без комментариев и в Бюро по интеллектуальной собственности Евросоюза.
jeep Patriot в России американцы вынуждены были переименовать в Liberty из-за того, что бренд "Патриот" уже был занят УАЗом
Несмотря на то что речь идет о названиях брендов и отдельных моделей, для патентования это имеет равную значимость.
В Минпромторге, который инициировал появление представительских автомобилей Aurus и курирует проект через подведомственный автомобильный институт НАМИ (разработал автомобиль), не видят проблем из-за возникшего патентного спора.
- Сейчас ФГУП "НАМИ" проводит регистрацию бренда Aurus в Европе и на Ближнем Востоке, - сказали "Известиям" в пресс-службе ведомства. - В январе 2019 года бренд Aurus был зарегистрирован патентным ведомством Benelux, которое объединяет три страны: Бельгию, Нидерланды и Люксембург, также в марте 2019-го он был зарегистрирован в Латвии и Литве. Процедура регистрации стандартная и осуществляется в соответствии с установленными национальными патентными ведомствами правилами и нормами. Данные регистрационные процедуры предусматривают возможность оспаривания регистрации обозначений в качестве товарных знаков. Это общемировая практика в сфере интеллектуальной собственности.
Регистрация в национальных патентных ведомствах стран Бенилюкса, Литвы и Латвии разрешает использовать товарный знак только на их территории, пояснила "Известиям" патентный поверенный Елена Поленова.
- Однако, если Toyota, Lamborghini и Michelin с таким усердием взялись за оспаривание патента в EUIPO, которое дает право использовать знак на всей территории Евросоюза, очевидно, что следующим шагом будет оспаривание бренда Aurus и в этих странах, - уточнила она.
В компании Aurus от комментариев отказались. Источник, близкий к автомобильному институту НАМИ, сообщил "Известиям", что из-за спора перспективы европейских продаж подвисли.
- Эта история не очень хорошая. Если только удастся договориться (с автокомпаниями. - "Известия") на каких-то условиях о том, что знаки не будут пересекаться на рынках. Возможно, будет разграничение - к примеру, Aurus продают в Швейцарии, но не в Испании. Хотя наиболее очевидный вариант - ребрендинг для этого рынка, - рассказал он.
ЮРИСТЫ РЕШАТ ДЕЛО
Российские специалисты по патентному праву считают, что исход дела будет зависеть от квалификации юристов при разбирательстве и убедительности их доводов.
- По знакам здесь может быть разная ситуация, - отметил руководитель отдела товарных знаков и практики разрешения споров компании Patentus Дмитрий Марканов. - Сколько бы ни было критериев, все упирается в субъективность оценки. Но то, что играет против компании Aurus, - это полное отсутствие репутации бренда. Это не компания, которой 20 или 50 лет. Они не приобрели свою отличительную особенность и пока не ассоциируются с конкретной компанией, которая производит определенные люксовые автомобили. Что еще играет против - наличие действительно похожих знаков: говорить, что названия Aurus и Auris не похожи, наверное, неправильно.
Если эксперты EUIPO решат, что наименование новой компании похоже на существующие знаки по фонетическому и где-то даже по семантическому признакам, то шансы у Aurus невелики, отметила Елена Поленова.
- Предположим, с компактом Toyota дорогой Aurus в продаже не пересекается, поскольку это другой ценовой сегмент, а с Lamborghini Urus модели Aurus, относящиеся к классу люксовых автомобилей, теоретически могут встретиться под крышей одного автосалона. Значит, в сознании потенциального покупателя может произойти смешение двух разных брендов, а это введение в заблуждение потребителя, - убеждена она.
Впрочем, эксперты сходятся во мнении. что возможность зарегистрировать Aurus в Евросоюзе все же есть. Главный аргумент российских юристов будет тот, что бренды Auris, Urus и Taurus, будучи похожими до появления российской марки, нормально сосуществовали на европейском рынке. При рассмотрении спора в расчет будет приниматься все - вплоть до наличия громкой рекламной кампании.
Но даже если Aurus все-таки не удастся вывести на рынок Евросоюза в ближайшее время, особых потерь от этого не будет, считает независимый эксперт и консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев. По его оценкам, продажи российской марки на зарубежных рынках в перспективе ближайших двух-трех лет будут исчисляться штуками. Среди главных преград на пути спроса на Aurus - отсутствие истории бренда, внятного маркетинга, выстроенного сервиса, дилеров и конкретной номенклатуры запчастей.
Ребрендинг в мировом автопроме чаще всего используется для смягчения оригинального названия, когда его прочтение на языке страны имеет некорректное или оскорбительное значение. Так, российский ВАЗ еще во времена СССР сменил название "Жигули" для экспортных рынков на "Лада" из-за того, что "Жигули" ассоциировались во многих языках со словом "жиголо".
Но есть и случаи переименования брендов из-за уже похожего названия. Jeep Patriot в России американцы вынуждены были переименовать в Liberty из-за того, что бренд "Патриот" уже был занят УАЗом с его одноименным внедорожником. Toyota зарегистрировала товарный знак Wigo для одноименного компактного автомобиля, что не понравилось Renault, у которого уже есть фактически прямой конкурент - ситикар Twingo. Пока спор на стороне Toyota - в японском патентном ведомстве отклонили протест французов, посчитав, что знаки не пересекаются по звучанию.