ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 24, 2018

Когда на прилавках появятся крымские вина не хуже французских

Рейтинг: 0

Автор: ЕЛЕНА АРАКЕЛЯН. Комсомольская Правда. Москва

Площади виноградников на полуострове после присоединения выросли в три раза. А где качественные напитки?

Захожу в Москве в ближайший супермаркет. Между длинными рядами чилийских, итальянских и французских вин несколько полок с отечественной продукцией как-то теряются. Вот и Крым. Ну брют за тысячу рублей с лишним еще понять можно - хорошее шампанское дешевым не бывает. Но столовые сухие вина по 700 - 800 рублей?! Полка с французскими и то выглядит бюджетнее.

- Ты выясни, есть там вообще нормальное недорогое вино, - провожали меня в Крым коллеги. - А то выпили вчера крымского - бормотуха какая-то, не сравнить с тем, что в советские времена было.

НАСЛЕДНИКИ КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА

- Вот это каменное сооружение осталось от князя Голицына. А это виноград, который мы посадили год назад. Хорошие саженцы, французские и итальянские.

Мы идем по полям «Солнечной Долины» - одного из старейших винодельческих хозяйств Крыма. Заставшие советские курорты ностальгически вспомнят, как «лечились» крепленым «Черным Доктором». Он от «Солнечной Долины». Хозяйство - наследство знаменитого князя Льва Сергеевича Голицына. Того самого, которому мы обязаны существованием крымского «Нового Света» и краснодарского «Абрау-Дюрсо». И чье российское шампанское в 1900 году завоевало Гран-при в Париже, победив французские марки.

Но это когда было...

- Сейчас мы расширяемся, да. Государство в этом помогает. Возмещает до 70% расходов на саженцы и уход за молодыми виноградниками, - рассказывает Владимир Фадеев, главный агроном «Солнечной Долины». - Правда, сначала за саженцы надо заплатить, завезти их из Европы. А потом ждать, дадут или нет возмещение, это уже где-то через год получается.

«Антикрымские» санкции? Действуют, конечно. Но в Крым из Европы везут практически все. И сельхозтехнику, и средства защиты растений, и те самые саженцы.

- Закупаем через фирмы на материке, в основном через Краснодарский край. Это увеличивает стоимость нашего вина и ставит в неравные условия даже с кубанскими коллегами, - объясняет Фадеев. - А что нам делать? В Россиипитомников почти не осталось. И техники своей для виноградарства нет, мы только трактора отечественные можем использовать.

В этом году хозяйство наконец воспользуется льготными кредитами - старается переключиться на хорошее главный агроном. Это под 6 - 8%.

- До этого мы четыре года землю под виноградниками переоформляли. А всего-то надо было обменять украинский акт на российский. А без этого не имели статус сельхозпроизводителя. И кредиты получали под 20 - 22%.

Памятные по советским временам «Черный Доктор» и «Черный Полковник» по-прежнему выпускаются. Вкус не изменился. Правда, и тут не обошлось без приключений. По российскому законодательству знаменитые крымские крепленые вина оказались «винными напитками» (их крепят зерновым спиртом, что не вписывалось в российские стандарты). Покупателей это напугало - подумали, что вина уже не те. Потом законодательство еще раз поменяли - и те же напитки стали «ликерными винами защищенного географического указания» (см. «Словарик «КП»).

- Часть наших магазинов тоже не вписались в российские нормативы, - сетует коммерческий директор «Солнечной Долины» Александр Подарцев. - В Крыму в курортной зоне места мало, раньше мы использовали в основном малые архитектурные формы (по-простому говоря, ларьки. - «КП»). Сложно найти место под капитальное строение, отвечающее еще и массе других требований.

Тем не менее, по словам Валентины Третяк, главного винодела хозяйства, по сравнению с 2014 годом производство вина в «Солнечной Долине» увеличилось в два раза. Расширили линейку - в сторону сухих вин. (Тем же путем, кстати, пошла и «Массандра».) Вкусы россиян с советских времен изменились - успели попривыкнуть к сухим европейским и латиноамериканским винам. Приходится соответствовать. Но на вопросе, где все это можно купить за пределами Крыма, виноделы грустнеют.

- В крупнейших городах мы, конечно, представлены, - объясняет Валентина Третяк. - Но чтобы войти в российские торговые сети, нужны большие объемы. У нас винограда столько нет. И часто бывает так, что человек попробовал наше вино, оно ему понравилось, он готов заплатить, а в магазине его не находит. Разочарование…

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни