Павел Дуров стащил идею у WhatsApp? Или мне кажется?
Павел всегда понимал, что его главный талант – не в создании чего-то принципиально нового, а в улучшении и переработке чужих идей. За основу Telegram был взят WhatsApp, существенным недостатком которого было отсутствие серверов с историей переписки: для экономии она хранилась только на телефонах пользователей. Непосредственная разработка нового мессенджера началась в апреле 2012 года, и тогда приложение называлось Telegraph.
Дуров велел разработчикам из «ВКонтакте» сделать новый мессенджер быстрее и удобнее, чем WhatsApp. Часто он лично сравнивал скорость отправки сообщений, заставляя анализировать трафик и принципы работы конкурента. Впрочем, работа шла неторопливо, и разработчики сами дергали Дурова с расспросами, когда же будет релиз. То ли проект не устраивал Павла, то ли не получалось найти подходящего разработчика для Android, но пока ждали релиза, вышла новая версия iOS, и все пришлось делать заново.
Возможно, запуск отложили бы снова, если бы в апреле 2013 года не произошло сразу несколько важных событий. Во-первых, бывшие партнеры Дурова продали свои доли – 48 % акций выкупил инвестиционный фонд Ильи Щербовича UCP. Во-вторых, Павел Дуров прокатил на капоте своего «мерседеса» сотрудника ДПС и сбежал, а последовавшие за этим комментарии («Когда переезжаете полицейского, очень важно проехать по нему взад и вперед – чтобы вышла вся мякотка») разозлили московское руководство МВД, и против него возбудили уголовное дело. Дуров залег на дно, и, как назло, о Telegraph в эфире «Дождя» рассказал Леонид Парфенов. Он сообщил, что Павел займется созданием новой соцсети и для этого переедет в США. Такие новости не могли понравиться новому акционеру, UCP, недоумевавшему, почему созданное в стенах «ВКонтакте» приложение должно принадлежать только Дурову. «Я точно не делаю, не делал и не собираюсь делать новую соцсеть», – заверял всех Павел у себя на странице. Тогда же он переименовал Telegraph в Telegram.
Конфликт с акционерами вспыхнул с новой силой в апреле 2014 года, когда UCP получили контроль над частью активов Telegram, а Павел Дуров сначала решил уволиться из «ВКонтакте», затем передумал, потом был уволен и параллельно судился с фондом Щербовича. Только в сентябре 2014 года, по результатам мирового соглашения между UCP и Mail.ru Group, выкупившей «ВКонтакте», Павлу вернули полный контроль над Telegram.
Почему Telegram называют единственным приватным мессенджером в интернете?
Откровенно говоря, это миф, придуманный самим Павлом Дуровым. Сначала главным преимуществом Telegram были скорость и удобство. А потом оказалось, что и безопасность хорошо «продается», и упор в пиаре был сделан именно на нее. Много лет назад я спросил, почему вход в Telegram производится только по коду из эсэмэс, ведь это небезопасно, почему не сделать вход по паролю? И получил ответ: в WhatsApp все работает по эсэмэс, а каждое лишнее действие при регистрации снижает число новых пользователей. Двухфакторную аутентификацию в Telegram разработали только в апреле 2015-го, но оставили опциональной даже после череды громких взломов.
Миф о приватности поддерживает и то, что Telegram одним из первых разработал так называемые секретные чаты с оконечным шифрованием для передачи максимально конфиденциальных сведений. Возможно, это была дань тому самому воспоминанию о визите ОМОНа в ЖК «Пятый элемент». Но даже в команде Telegram ими почти никто не пользовался.
Почему у Telegram начались проблемы с законом?
Сложности начались, когда Дуров стал давать первые интервью о Telegram. Без какой-либо продуманной стратегии или консультации с юристами он то и дело обещал, что «не выдаст ни байта личной информации о пользователях». На конференции TechCrunch Disrupt в 2015 году он произнес знаменитую фразу «WhatsApp sucks» и в очередной раз заверил, что «наше право на приватность переписки важнее страха перед терроризмом».
Такие заявления привели к сложностям в Иране, где Telegram пользуются 40 миллионов человек. Там мессенджер заблокирован по решению суда – в целях защиты национальной безопасности. В России все повалилось из рук в июне 2017-го, когда Роскомнадзор под угрозой блокировки потребовал внести Telegram в реестр распространителей информации. Дуров написал у себя на странице, что необходимые данные есть в открытом доступе, и дал на них ссылку. Он сказал, что не возражает против регистрации, если это, как и обещал глава Роскомнадзора, не повлечет за собой выполнения «антиконституционного и нереализуемого технически «закона Яровой».
Уже через месяц ФСБ прислала Дурову письмо с просьбой предоставить данные о шести подозреваемых во взрыве в петербургском метро. Когда в Telegram проигнорировали этот запрос, дело направили в суд и мессенджер оштрафовали на 800 тысяч рублей. «Помимо того что требования ФСБ нереализуемы технически, – заметил Дуров, – они противоречат 23-й статье Конституции РФ: «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений».
Он сообщил, что ищет юристов для обжалования решения в суде. После публичных обещаний о конфиденциальности Дуров не мог без потери лица пойти на компромисс с властью, а без выполнения этого запроса Telegram по российским законам должен быть заблокирован.
Почему я должен доверять тем, кто работает в Telegram?
Большинство людей в команде Павла и Николая Дуровых работали с ними еще «ВКонтакте». Оно и понятно, ведь мессенджер, по сути, был создан внутри соцсети. Так что новых сотрудников было проще всего набирать среди бывших коллег. Долгое время команда Telegram скрывалась за ореолом таинственности, никто не знал, где находится головной офис и работают ли над проектом россияне. Это должно было уменьшить внимание спецслужб к мессенджеру.
Что касается вопросов доверия, большинство команды, безусловно, честные и порядочные люди. Но если вы не знаете их лично, у вас, конечно же, нет оснований им доверять. Даже если знаете. Во время конфликта с ФСБ все сотрудники продолжали находиться в России, и гарантировать, что они не общались с органами, я не могу.
ТОГДА КОМУ ДОВЕРЯТЬ ВООБЩЕ?
Доверять стоит только шифрованию end-to-end (доступ к сообщениям имеют только участники диалога. – Прим. GQ). Сегодня эта система используется и в WhatsApp, и в Viber, и в Signal. Telegram стоило бы сделать так же, но... облачные чаты гораздо удобнее! Удобнее для пользователей и проще в разработке. И хотя независимые эксперты по-прежнему оценивают безопасность Telegram на тройку, у них, в отличие от Дурова, нет имиджа борцов за свободу.
Зачем властям понадобились проблемы с Telegram?
Интернет становится весомой частью общественной жизни, и там могут возникать разного рода проблемы, поэтому власть пытается усилить над ним контроль. Telegram – не первый проект, который пострадал от этого. В России давно заблокирован LinkedIn, а весной блокировались мессенджеры Line и WeChat. Telegram, в отличие от WhatsApp или Viber, не так популярен в России, принципиально несговорчив и имеет «наших» акционеров, поэтому его блокировка, больше похожая на показной процесс, вполне закономерна.
Кто пострадал от блокировки Telegram, помимо мессенджера?
Telegram как раз пострадал не сильно. И даже получил огромное количество упоминаний в СМИ и новых пользователей. Отдельные теории заговора считают всю эту историю хорошо спланированной пиар-кампанией. Тем более сейчас Дуров разрабатывает свою блокчейн-платформу TON и уже собрал на ICO рекордные $1,7 миллиарда.
Поскольку о блокировке говорили еще год назад, команда Telegram начала готовить механизмы для ее обхода уже тогда. И стоило Роскомнадзору распустить руки, Дуров стал использовать новые серверы, прежде всего в облаках Amazon и Google. Роскомнадзор это не остановило, и ведомство начало банить целые подсети, в которых, естественно, оказались разные проекты, никак не связанные с Telegram. Что-то переставало работать целиком, а у каких-то ресурсов отваливались отдельные сервисы, вроде аудиозвонков в Viber.
Действительно ли я могу пересылать в Telegram свои интимные фотографии?
Не стоит, ведь у Telegram есть ключи от облачных чатов, то есть от вашей переписки. В некоторых случаях это может сработать против вас. Например, если какая-нибудь страна заставит Дурова соблюдать свои законы. Или разработчики допустят ошибку в коде. Или Павел Дуров продаст мессенджер со всем архивом вашей переписки новому владельцу. В интервью Bloomberg он уже вспоминал о предложениях из Кремниевой долины – продать компанию за $5 миллиардов, но осекся: «Telegram не продается даже за $20 миллиардов, я даю вам на это пожизненную гарантию», – добавил он.
Где хранятся мои персональные данные?
За исключением секретных чатов, которыми почти никто не пользуется, все остальные данные (сообщения в чатах, группах и каналах, фотографии, видео, голосовые сообщения, настройки) хранятся на серверах Telegram. Конкретный дата-центр выбирается по географическому принципу: для пользователей из России и других европейских стран это в основном Амстердам, Майами обслуживает Северную и Южную Америки, а Сингапур – Азиатский регион.
Telegram когда-нибудь заблокируют?
Для этого Роскомнадзору потребуется договориться с Apple и Google, придется заставить их соблюдать российские законы. Интересно, что Telegram борется с блокировками только в России. В июне 2017 года он был заблокирован в Индонезии – и не работал, пока Павел Дуров не прилетел и не пообедал с министром коммуникаций. В январе этого года во время уличных протестов Telegram блокировали в Иране и заблокировали вновь в апреле. В Арабских Эмиратах запрещены голосовые звонки в мессенджерах – и в Telegram они там тоже не работают. Показательно, красиво и успешно Telegram борется с блокировками только в нашей стране. Настолько красиво и успешно, что это невольно вызывает вопросы.
Кто такой Антон Розенберг?
Антон Розенберг был уволен из Telegram в апреле 2017 года. Причиной стал конфликт между ним и старшим братом Павла Дурова, Николаем. Они с Розенбергом дружили с детства, вместе ходили в кружок по математике, учились в университете и прошли военные сборы, но в начале прошлого года Розенберг заметил, что друг пристает к его будущей жене. После того как об этом узнал Павел, он предложил Розенбергу уволиться по собственному желанию. Разработчик отказался, и тогда был уволен «за прогулы». В августе Розенберг подал в суд иск о выплате 1,5 миллиона рублей (зарплата и компенсация морального ущерба), но в ответ компания потребовала от него 100 миллионов рублей за разглашение конфиденциальной информации (скриншоты переписки с Дуровыми). В октябре стороны заключили мировое соглашение: Telegram выплатил разработчику более 1,7 миллиона рублей, а тот отказался от претензий к компании.