КНДР испытала новую ядерную ракету «Хвасон-15». На сей раз действительно межконтинентальную. По официальному заявлению, переданному в эфире центрального северокорейского телевидения, она способна поразить цели на всей территории США, включая Нью-Йорк и Вашингтон.
Действительно ли новая ракета представляет такую опасность, «МК» выяснил у военного эксперта.
Полет северокорейской ракеты «Хвасон-15» продолжался, по данным американских военных, 54 минуты. Она поднялась на высоту 4,5 тысячи км и, пролетев расстояние порядка 1000 км, упала в 210 км северо-западнее японского острова Кюсю.
После этого пуска северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил, что «сегодня достигнут исторический успех в завершении ядерного вооружения государства».
Действительно ли новая северокорейская ракета представляет реальную ядерную угрозу США, или это со стороны КНДР это все-таки блеф? На этот вопрос «МК» попросил ответить подполковника запаса, бывшего ракетчика, ныне заместителя директора Института стран СНГ Владимира Евсеева:
- Чтобы ответить на этот вопрос нужно сравнивать нынешний старт с тем, который произошел 28 июля. Фактически это пускалась одна и та же ракета.
- Пхеньян говорит, что это «Хвасон-15».
- Можно назвать и так, но суть в том, что от «Хвасон-12» она отличается тем, что у нее в отличие от той ракеты, доработана 2-я ступень. Мы пока не знаем, тот ли двигатель на новой ракете, но обе эти ракеты жидкостные, двухступенчатые. Появление ракеты «Хвасон-12» было обусловлено тем обстоятельством, что им удалось скопировать ракетный двигатель РД-250 (он был разработан в советское время для межконтинентальной баллистической ракеты Р-36 производства «Южмаш» - «МК»). При этом северокорейцам удалось обеспечить тягу этого двигателя примерно в 70 тонн, в оригинале – она чуть больше.
После появления этого довольно мощного двигателя, стало возможно говорить и о создании ракет с дальностью полета 4-6 тысяч км. Именно так появилась ракета «Хвасон-12». Но она имела ограничения по 2-й ступени. А уже после доработки 2-й ступени появилась ракета «Хвасон-14». Когда ее пускали 28 июля, она поднялась на высоту более 3 с лишним тыс. км. Во время нынешнего старта высота увеличилась на 725 км, а продолжительность полета на 7 минут.
- И о чем это говорит?
- По-видимому, ракета имеет большую дальность лета. Но даже американские специалисты, которые это анализировали, предполагают, что она скорее всего имеет пустую головную часть. Головная часть у нее облегченная. А значит на какую дальность она реально может улететь, говорить сложно.
- Почему она облегченная и что это означает?
- Означает, что внутри головной части нет никакого имитатора боезаряда. Это фактически металлический корпус, на который нанесено теплозащитное покрытие. Сделано так для того, чтобы можно было показать большие возможности, чем реально существующие. То есть здесь явно присутствует эффект давления. Поэтому судить по пуску этой ракеты на какую дальность она может доставить головную часть определенного веса, нельзя.
- А они могут поставить на ракету имитатор боезаряда?
- Конечно могут. Другой вопрос, что у ракеты есть определенная энергетика. Соответственно, если она несет головную часть, к примеру, порядка тонны – а это считается достаточным для размещения ядерного или термоядерного боезаряда – то способна доставить боезаряд на какое-то расстояние. Сейчас в США некоторые стали делать выводы, что якобы эта ракета может лететь и доставить боезаряд на 13 тыс. км., то есть достичь Нью-Йорка, или Вашингтона. Я думаю, такие оценки являются завышенными.
- Из чего вы делаете такой вывод?
- Потому что не такая уж большая разница была между двумя последними стартами «хвасонов». Да, действительно вчера они обеспечили больший подъем. Но он мог быть обеспечен, к примеру, за счет модернизации двигателя 1-й ступени, либо 2-й ступени – здесь не ясно. В любом случае, это не тот потенциал, который показывает серьезный скачок в их ракетостроении.
Я думаю, что ракета, которую сейчас испытали, может доставить боезаряд приблизительно до Гаваев. До Лос-Анджелеса – вряд ли. Здесь, конечно, нужно все очень четко просчитать, а для этого у нас нет полной информации.
- А какие данные у нас есть?
- У нас есть не понятно какого веса головная часть, которая поднялась на высоту 4,5 км и летела 54 минуты. Могу сказать, что ракеты, которые мы пускаем, столько времени не летят. Они летят меньше. То есть здесь возникают сомнения: вполне возможно тяга двигателя 1-й и 2-й ступени совсем не та, которую пытаются показать северокорейцы. А если так, то вполне возможно, что Гавайи – это их предел по стрельбе.
- Хорошо, но если их ракета летела 54 минуты, что довольно много, за это время США ведь вполне могут успеть подготовиться к ответным действиям – перехвату этой ракеты системой ПРО. Так ли уж она им опасна, даже если достанет США?
- Вы идеализируете американскую систему ПРО. Ее эффективность на самом деле не так уж высока, как о ней говорят. Поэтому США боятся даже темы перехвата этой ракеты с возможно пустой головной частью. Если они не обеспечат такой перехват, это будет огромный конфуз.
Нет, потенциально такую головную часть США перехватить, конечно, могут. Но они все это отрабатывали только в условиях полигона, как правило, вблизи Гавайских островов, когда пускали мишень, которая имитировала ракету средней дальности. Точнее ее головную часть, так как осуществляется перехват не самой ракеты, а ее головной части после разведения боевых блоков.
Так вот американцы это делают, когда им известны абсолютно все параметры, необходимые для перехвата: трубка траектории, время старта, характеристики целей во всех диапазонах спектра… Это все равно, что вам вручить снайперскую винтовку и дать пострелять в тире, а потом восхищаться: ах, как вы хорошо стреляете!
Но в реальности все иначе: не определены условия времени старта, не известна траектория трубки полета и самое главное – не известны характеристики цели. А цель в разных диапазонах спектра имеет разные характеристики отражения. Поэтому насколько качественно США способны выявить эту цель в космосе на фоне других? Абсолютно не ясно. Я не имею ввиду защиту легкими ложными целями, а говорю просто о том, что в космосе могут быть какие-то другие космические объекты.
Или другое: сейчас во время пуска северокорейская ракета поднялась на высоту 4,5 км. Они это сделали потому, что хотели, чтобы ракеты упала в глубоководную часть Японского моря и с нее не сняли информацию. Это были экспериментальные испытания. Но в реальности так никто не стреляет. А если к примеру, северокорейцы будут запускать эту ракету на максимальную дальность, то высота подъема ее будет не 4,5 тыс. км, а примерно 1,5 тыс. км., то и условия ее перехвата будут другие.
Кроме того, вполне возможно, что старт будет не единичный, а групповой, то есть одновременно пойдет 3-4 ракеты с малым интервалом. А может будет вообще залп. Головные части потенциально могут быть защищены легкими ложными целями. Пока этого нет, но исключать такого нельзя. В этом случае вероятность перехвата будет существенно снижена. В космосе определить нужный объект будет практически невозможно, пока он не войдет в плотные слои атмосферы.
Так что сказки о перехвате в космосе северокорейских боеголовок Пентагон пусть рассказывает своим налогоплательщикам. А в реальности даже легкая ложная цель - грубо говоря мешок пустой – будет иметь такие же характеристики, как и головная часть, если она тоже будет находится в мешке. И в этом случае проблема селекции практически не решаема. Так что наличие стратегических перехватчиков может быть практически бесполезным. Примерно то же самое и с американской корабельной системой Aegis.
- И какой-же выход?
- Либо делать ядерный взрыв, чтобы гарантированно обеспечить поражение ракеты, либо цель надо перехватывать ниже, при входе в плотные слои атмосферы. А это уже меньшее время лета до нее. Если головная часть входит в атмосферу со скоростью более 7 км в секунду, то легко посчитать, какое время она летит в атмосфере. За это короткое время ее надо успеть перехватить. Гарантий того, что перехват будут обеспечен, нет. Даже в том случае, если эта цель не совершает никаких маневров.
- Получается, выход один – договариваться?
- Именно так.