Для минимизации убытков в условиях карантинных ограничений туроператоры переключаются с выездного туризма на активно растущий внутренний, который с ростом спроса получит новые стимулы к развитию
Туристическая отрасль по всему миру оказалась наиболее уязвимой из-за пандемии, закрытия границ и прочих карантинных ограничений. В России международное транспортное сообщение закрыто с конца марта и не откроется как минимум до 1 августа, а возможно, и до осени. Ростуризм уже оценил потери отрасли в полтора триллиона рублей, что составляет половину ее годового оборота, а в итоге сумма может оказаться и выше. Ряд компаний приостановили деятельность, но пока банкротов среди туроператоров по ряду причин нет, в том числе благодаря новой системе страхования ответственности туроператоров и оперативным мерам государственной поддержки. Сегодня ведущие туроператоры переключились на организацию путешествий внутри страны. В последние недели на фоне запретов на международные перелеты этот сегмент туристического рынка начал активно расти: засидевшиеся взаперти россияне после снятия ограничений предпочли спешно выбираться из своих городов.
После рекордного в прошлом году оборота — 3,7 трлн рублей — российская индустрия туризма в этом году свалилась в крутое пике из-за пандемии. По оценке главы Ростуризма Зарины Догузовой, только за полгода отрасль потеряла 1,5 трлн рублей. Поскольку отрасль, вклад которой в ВВП страны оценивается почти в 3,4%, продолжает генерировать убытки, потери по итогам года могут быть еще больше. Доходы туркомпаний от въездного и выездного туризма за последние три месяца упали почти до нуля. В апреле и мае не было и продаж на внутренние направления, восстанавливаться они начали немногим более недели назад. По подсчетам Ассоциации туроператоров России (АТОР), по состоянию на март на рынке скопилось около 600 тыс. неисполненных обязательств туркомпаний, еще около 200 тыс. были аннулированы с возвратом денег клиентам. Всего россияне к началу марта внесли предоплату на сумму около 50 млрд рублей, некоторым удалось вернуть деньги за счет фонда отраслевой ассоциации «Турпомощь», у которой средств на всех не хватает. «С начала года у нас оборот снизился по выездным и въездным турам на 98 процентов, — говорит генеральный директор сети туристических агентств “1001 тур” Рашад Мамедов. — На перенос туров сейчас соглашаются почти все, поскольку закон теперь позволяет это сделать вместо обязательного возврата средств. Некоторые готовы к тому, что мы будем ваучерами рассчитываться, либо дождутся конца 2021 года, когда мы сможем вернуть деньги». Речь идет о принятом в начале июня законе, позволившем правительству ввести особые правила возврата туроператорами денег клиентам за аннулированные туры: если турист не соглашается перенести путевку на более поздний срок, то свои деньги он может получить лишь в следующем году. Туристу при этом должны предложить взамен равнозначный турпродукт. Еще на прошлой неделе рынок ожидал, что международное авиасообщение возобновится с середины июля, как это предлагал Минтранс. Однако Роспотребнадзор выступил против, поскольку в ряде стран Европы, некоторых регионах США и в Юго-Восточной Азии вновь наблюдается вспышка COVID-19. В результате Росавиация на прошлой неделе продлила запрет на прием зарубежных рейсов и вылет за границу до 1 августа.
Страховщики отвернулись от туроператоров
По данным АТОР, из 2500 компаний, которые занимались в основном выездным и въездным туризмом, в реестре остались только 525 (всего туроператоров свыше 4700). Но при этом ни одного банкротства в этом году не было. Из бизнеса, по разным оценкам, ушли десятки мелких компаний, остальные переориентировались на внутренний туризм либо по разным причинам приостановили деятельность. «Например, один из туроператоров приостановил деятельность в связи с тем, что завершился срок страхования ответственности юридического лица, а продлить страховку он не смог, поскольку страховщики слишком высоко сейчас оценивают риски для выездного туризма, — поясняет советник главы Ростуризма, глава транспортного комитета АТОР и генеральный директор компании “Випсервис” Дмитрий Горин. — Но он нашел выход из ситуации: увеличил свои взносы в фонд персональной ответственности “Турпомощи”, что освободило компанию от необходимости обращаться к страховщикам». Речь идет о старейшем туроператоре Санкт-Петербурга компании «Ника», которая 23 июня объявила о приостановке работы. Сейчас туроператоры в сфере выездного туризма покупают у страховых компаний страховки для финансового обеспечения ответственности, а также делают отчисления в размере одного процента от стоимости турпродуктов за предыдущий год в фонд страхования персональной ответственности (ФСПО), который формирует «Турпомощь». Такие фонды начали формировать для каждого туроператора в сфере выездного туризма с 2017 года на случай, если компания приостановит свою деятельность, не выполнив обязательств перед клиентами, — тогда «Турпомощь» компенсирует им стоимость тура или его оплаченной части. По закону взнос в фонд персональной ответственности может доходить до семи процентов стоимости турпродукта — в этом случае туроператор может не покупать страховку. Однако прежде никто таким механизмом не пользовался. Первопроходцем и стала туркомпания «Ника», которая после увеличения своего взноса в ФСПО до максимального уже 26 июня смогла возобновить работу без договора со страховщиком. «Теперь еще 54 крупных туроператора, от которых отвернулись страховщики, решили последовать ее примеру, — продолжает Дмитрий Горин. — Это, конечно, выход из ситуации, особенно с учетом того, что не придется платить страховщикам. Но для тех, кто уже воспользовался своим ФПСО, увеличение его до семи процентов — непосильная сейчас ноша, поскольку это сотни миллионов рублей, у некоторых отчисления доходят до 400 миллионов». В настоящее время, по данным «Турпомощи», размер обеспечения рынка туроператоров составляет примерно 15 млрд рублей на счетах страховых компаний, свыше 2 млрд рублей — ФСПО и еще 450 млн — резервный фонд эвакуации «Турпомощи». «При этом резервный фонд даже не пришлось пока использовать, поскольку туроператоры самостоятельно, за свой счет вывезли 167 тысяч своих туристов, которые так и не смогли заселиться в отели, а срок оплаченного авиаперелета еще не наступил», — говорит Дмитрий Горин.
Господдержка сработала не для всех
Надо отдать должное правительству: оно пошло навстречу отрасли. Наиболее ощутимая мера — выделение 3,5 млрд рублей для компенсации затрат на экстренный вывоз тех самых 167 тыс. туристов. Кроме того, на этот год снижен размер взноса в ФСПО — с 1 до 0,25%, что для многих является существенным послаблением. А также фактически отменен (снижен до одного рубля) взнос компаний в резервный фонд эвакуации «Турпомощи». Всего на антикризисную поддержку отрасли правительство выделило свыше 61 млрд рублей. Помимо названных мер господдержки средства пойдут на стандартные меры, которые предусмотрены для всех системообразующих предприятий других отраслей, а также для малого и среднего бизнеса: это возврат средств за отмененные массовые мероприятия, бессрочные беспроцентные кредиты на полгода на выплату зарплат, гранты на зарплату (один МРОТ на сотрудника), неотложные нужды и коммунальные платежи, субсидирование доступа субъектов МСП к заемным средствам по льготной ставке (2%), мораторий на банкротство и налоговые проверки, налоговые каникулы для некоторых и проч. Всего предусмотрена 21 мера с учетом специфических для туротрасли. «Мы воспользовались всеми этими мерами господдержки, — подтверждает Рашад Мамедов из “1001 тур”. — Хотя пока не знаем, как потом будем отдавать льготные кредиты, но сейчас все это нам здорово помогло». С ним согласен и президент Ассоциации туристических агентств Андрей Гаврилов: «Поскольку среди туристических агентств много малых и даже микропредприятий, нам была важна каждая копейка от государства, и благодаря этим мерам ни один член нашей ассоциации не ушел пока с рынка и тем более не обанкротился. Хотя убытки все понесли значительные, конечно». Из крупного бизнеса повезло не всем. «Как крупное предприятие, мы вошли в список системообразующих компаний, но господдержку пока не получили никакую, — сетует заместитель генерального директора компании “Мостурфлот” Светлана Гончарова. — Ростуризм нас поддерживает, но никаких кредитов от банков мы получить не можем». «Заявленных мер было бы достаточно, если бы их могли получить нуждающиеся, — говорит руководитель компании Intui Travel Aлена Балахничева. — Но на практике для получения помощи существует множество критериев, требований, соответствовать которым могут не многие компании». По данным на 2 июля аппарата уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, удовлетворение заявок на льготные кредиты в разы отстает от спроса. В целом по России банки приняли от предпринимателей уже больше 170 тыс. обращений на сумму свыше 500 млрд рублей. Между тем выдано пока что всего 62 тыс. кредитов на 65 млрд рублей.
Туриндустрия выживает сидя дома
Есть большие предпосылки к тому, что туристический рынок России выдержит натиск пандемии за счет внутреннего туризма, который активизировался в первые же дни после снятия ограничительных мер. Уже 23 июня открылись курорты Краснодарского края и Крыма, и некоторые отели оказались забиты под завязку, что и понятно: люди устали сидеть взаперти. «Спрос колоссальный, заполняемость доходит до ста процентов, — поделилась директор отдела продаж “Кемпинский гранд-отель Геленджик” Марина Мотовилова. — Несмотря на то что лето всегда было высоким сезоном, в этом году оно не похоже на прежнее, поскольку те, кто не смог выехать за границу, отложили свои туры на другой год, а в этом приехали к нам». По ее словам, если обычно глубина бронирования составляет полтора-два месяца, то сейчас по всему Краснодарскому краю номера порой покупают всего за один-два дня до заселения. Разумеется, сотрудники все ходят в масках, всюду санитайзеры, гости соблюдают социальную дистанцию, питание происходит в две смены, а некоторые отельеры даже отказались от использования пластиковых ключей и завели мобильные приложения, чтобы гости открывали двери номеров с помощью смартфона. Но с регулированием случаются и накладки. Не далее как на позапрошлой неделе были отменены требования не заселять в один номер не супружеские пары. «Но главным ударом под дых стало требование для санаториев заселять гостей только при наличии справок об отсутствии у них коронавируса и контактов с больными, — негодует президент Ассоциации рестораторов и отельеров города Сочи Анна Нетягина. — Поскольку получать такие справки долго и дорого, у нас по всем здравницам края пошли миллионы отказов от брони, людей разворачивали у порога, заполняемость была ничтожная. Хорошо, что вовремя спохватились и отменили».
Оживает не только пляжный туризм, но и нишевый круизный. «У нас первый круиз вышел в пятницу 3 июня, у некоторых компаний на несколько дней раньше, — говорит Светлана Гончарова из “Мостурфлота”. — Спрос очень хороший, заполняемость теплоходов больше, чем обычно в этот период». Основной сдерживающий фактор для круизного, тематического и экскурсионного туризма — различия в региональных ограничительных мерах: если в столице всем отелям разрешили открыться, то в провинциях делать это не торопятся. «Мы продолжаем нести значительные потери: три месяца полного отсутствия выручки, — говорит генеральный управляющий расположенного на Волге парк-отеля “Бухта Коприно” Артем Литвин. — Не работаем и сейчас в связи с региональными эпидемиологическими ограничениями. Но ожидаем незначительного увеличения числа гостей в середине июля — августе, на три-пять процентов по сравнению с прошлым годом». Впрочем, в конце июня Ростуризм и Роспотребнадзор уже договорились о единых правилах снятия в регионах ограничительных мер для туристических групп. «Сейчас это касается уже 67 регионов, что здорово выручает: они внедрили вполне разумные единые правила перемещения коллективных туристов, посещения ими публичных мест и прочего, что добавило прозрачности и сделало возможным выход круизных туристов на берег», — говорит Светлана Гончарова. Тем не менее, по словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, далеко не все отели в регионах рискуют открывать двери туристам даже после снятия ограничений: «Роспотребнадзор выдает некие трудновыполнимые рекомендации, а контролеры толкуют их как обязательные к исполнению и накладывают штрафы до полумиллиона рублей. Кто в такой ситуации откроется? Это при том, что многие малые отели в регионах уже никогда не откроются, они ушли с рынка из-за убытков».
Крупный бизнес нашел новую нишу
По данным АТОР, если три года назад было всего 750 туроператоров, специализировавшихся на внутреннем туризме, то теперь им занимаются около 4000, то есть почти все. Крупнейшие туроператоры сориентировались буквально в считанные дни после снятия ограничений на внутренние перелеты и проезды. Входящие в первую десятку компании, такие как «Пегас туристик», «Анекс», «Библио-Глобус», «Интурист», «Тез тур» и прочие, кто занимался в основном выездным туризмом, обратились к внутреннему. Главным образом пока возят туристов на морские курорты. Но есть и те, кто начал развивать принципиально новые направления. «Мы начали активно развивать внутренний туризм, тем более что наш партнер, авиакомпания “Норд-Стрим”, имеет одну из самых широких маршрутных сетей по России, — говорит генеральный директор “Пегас туристик” Анна Подгорная. — Мы формируем новые туристические продукты, можем делать их в любую точку страны. Пока наибольший спрос, конечно, на Крым и Сочи. Но начали также возить туристов в Махачкалу, Грозный, в Горный Алтай и на Байкал». По словам Рашада Мамедова, если в прошлом году российские туры занимали в их компании лишь 15 процентов, то в этом уже почти все сто. «Сейчас осваиваем новые направления и в будущем от некоторых из них уже не откажемся», — говорит он. Приход на внутренний рынок большого числа крупных игроков закономерно усилил конкуренцию в этой нише, что привело к снижению цен. Но это продлится недолго, поскольку крупным компаниям все же интереснее зарабатывать на более дорогих внешних турах. «В кризисные времена многие туроператоры так поступали, но потом возвращались в свои ниши, — говорит генеральный директор национального туроператора “РВБ — Алеан” (внутренний туризм) Илья Умарский. — Тем более что емкость внутреннего рынка для организованного качественного туризма невелика, поскольку ограничена качественным номерным фондом, который не превышает миллиона номеров. Стабильный дефицит хороших отелей в обычные-то годы свыше двух миллионов номеров». По его словам, сейчас крупные компании в том же Краснодарском крае и Крыму арендуют для своих привередливых клиентов домики в частном секторе буквально целыми кварталами и деревнями. «Но не думаю, что после открытия заграничных направлений они продолжат это делать, там нет сервиса», — говорит он. По данным Ростуризма, сейчас в России около 28 тыс. отелей, и лишь 18% из них — качественные и конкурентоспособные. Чтобы удержать туристов внутри страны, ведомство добилось от правительства субсидирования ставок по кредитам на строительство отелей (а возможно, и на реконструкцию старых) уже с января следующего года. Помимо этого будут созданы центры компетенций для формирования новых тематических, походных, паломнических, культурно-просветительских, исторических и прочих маршрутов, вплоть до гастрономических. Но главное, как считает глава Ростуризма Зарина Догузова, крупных туроператоров и их клиентов могут удержать внутри страны весомые субсидии на туристические авиаперевозки — от 20–50 и вплоть до 100% стоимости билета для тех, кто сформирует новые качественные направления. Это уже удалось сделать для новых туров на Алтай, в Хакасию и на Байкал, чем воспользовался в том числе «Пегас-туристик». «Мы уже вошли во вкус и с нетерпением ждем таких субсидий, развиваем под эту программу новые интересные направления, в том числе на Дальний Восток», — с оптимизмом говорит Анна Подгорная.