4 августа 46-летний Михаил Пичугин, его брат Сергей и 15-летний племянник Илья (все из Бурятии) отправились на Шантарские острова. Обычным туристическим маршрутом: прилетели из Улан-Удэ в Южно-Сахалинск, на машине добрались до села Москальво, пересели на надувную лодку с мотором. На островах благополучно пробыли до 9 августа и отправились обратно в Москальво. Но… заглох мотор. Берег был близко. Все трое гребли, но не смогли справиться с волнами. Их унесло в открытое море.
В ночь с 14 на 15 октября недалеко от Камчатки рыбаки супертраулера «Ангел» заметили на радаре, как что-то качается на волнах. Подумали: «буй или мусор». Заинтересовались, решили подойти поближе, включили прожектор. В луче света показалась надувная лодка, а в ней бородатый мужчина. Вылитый Робинзон. Кажется, он не верил своим глазам, от слабости не мог подняться, лишь махал руками и из последних сил закричал: «Сюда-а-а!». И - «Сил мало». Оказалось, что человек на нем – единственный выживший, Михаил Пичугин.
В море он провел 67 дней.
- Когда сообщили, что Мишу нашли, в голове было одно: мы ждали чуда, и оно произошло! – еще не верит новостям 38-летняя Екатерина Пичугина, бывшая жена Михаила (после развода остались в хороших отношениях, - прим. Ред) . – А потом мне позвонил капитан корабля, на котором Мишу везут в Магадан. Сказал, что он попросил набрать меня. Значит, вспомнил мой номер, либо сохранил свой телефон. Капитан говорит, что Миша более-менее в порядке. Правда, если верить информации из Интернета – похудел на 50 кило. Это практически вдвое!
Михаил родом из Бурятии, но работает вахтами водителем на Сахалине.
Как-то пригласил на остров 49-летнего брата, и тот загорелся идеей. Вскладчину купили катамаран, который считали непотопляемым. Согласно характеристикам, модель с надувным днищем одновременно компактная и прочная, быстро набирает скорость, выдерживает до 1,2 тысяч кг. груза, при этом легко управляется в одиночку. Запаслись провизией, положили спасательные жилеты, спальники и палатки.
Отдыхавший у отца в Улан-Удэ во время летних каникул подросток (вторая семья тоже в разводе) тоже захотел присоединиться.
- Я их отговаривала, переживала, что дорога опасная, но они меня не слушали. Сын говорил, что мечтает увидеть китов, - вспоминает убитая горем Наталья – мама Ильи. – Во время поисков ему исполнилось 16. Должен был 1 сентября впервые идти в колледж…
Мотор нагревался, но его починили
У штурвала во время морского путешествия был Михаил.
Беспокоил нагревающийся мотор, но проблему тогда удалось устранить. 9 августа позвонили друзьям, что собираются с Шантар в обратную дорогу. Путь должен был занять около четырех часов, но… на связь больше не вышли.
- Первыми тревогу забили друзья бывшего мужа, - говорит Наталья. – Наши должны были отзвониться им, но ни вечером, ни на следующий день так и не объявились. 10 августа те позвонили в полицию. Я же узнала о пропаже сына лишь спустя еще два дня…
За поиски взялись спасатели сразу трех регионов, на территории которых могли пропасть сибиряки: Сахалинской области, Хабаровского и Камчатского краев. Но поднялся шторм. Когда погода устаканилась, были задействованы самолеты и вертолеты. Осматривали с воздуха побережье, бухты и заливы. Спустя месяц бесплотные поиски приостановили.
Тем временем, трех терпящих бедствие носило по морю.
По одной из предварительных версий, причиной беды стал сломанный двигатель моторной лодки. По другой – мощный шторм, который сбил катамаран с курса.
Истощен, обезвожен, переохлаждение
Они отправились в плавание летом, а сейчас уже осень, в это время температура воздуха порядка минус десять градусов, а воды не больше 4.
Из основных продуктов на борту оставался горох и вермишель. Воды, которую собирали после дождей, было так мало, что размачивать их не хватало. Были и удочки, но Михаил пока не может рассказать, получалось ли ловить рыбу.
Скончался Илья, потом его отец, Сергей. По предварительной версии, умерли от голода, хотя остатки продуктов еще были, - организм не мог переносить сухие вермишель и горох. Примерно за 20 дней до спасения Михаил остался на лодке один.
Тела он бережно прикрыл брезентом. Так и плыл, с двумя погибшими на борту.
Лодку заметили возле побережья Камчатки (см. карту), - практически на противоположной стороне Охотского моря.
Врачи говорят, счет шел практически на часы. Даже тот факт, что судно, которое доставило Михаила на сушу, пришло в порт раньше ожидаемого на пять – шесть часов, - имело значение.
- У нас ( в Магадане, - прим. Ред) набирает силу циклон, - рассказал Никита Михайленко, менеджер по связям с общественностью областной больницы Магадана. – Мы получили сигнал о человеке, которому потребуется экстренная помощь, ждали прибытия пациента в определенное время 16 числа, учитывая погодные условия. Оно пришло раньше на пять – шесть часов, пациента сразу отправили в реанимацию.
Истощен, обезвожен, переохлаждение. Врачи одновременно пытаются стабилизировать состояние и проводят обследования.
- Поступивший к нам больной на все вопросы медиков ответил, - говорит Юрий Леднев, и.о. главного врача Магаданской областной больницы.- Поэтому говорить он может. Возможно, общаться с кем-то другим он просто не хотел. Человек перенес большой стресс, сами представляете. Поэтому ему силы надо беречь.
Психологическое состояние порой важнее физических условий
Когда скончался 16-летний Илья, - его организм не выдержал, отец потерял смысл бороться. Михаил рассказал, что он пытался прыгнуть в море, отказывался от еды, и умер через 10 дней. Самого Михаила не отпускала мысль о пожилой маме. И 12-летней дочке. Специалисты говорят, что психологический фактор – один из самых мощных, и порой, важнее условий физических.
- Психологическое давление было запредельным, - говорит эксперт по выживанию и безопасности, аттестованный спасатель МЧС Эдуард Халилов. - В экстремальных условиях время идет совершенно по-другому - оно тянется. И когда ты ждешь спасения, когда ты ждешь поисковиков, МЧС, когда ты ждешь проходящие суда, они все не появляются, ты теряешь веру в благополучный исход. Все это давит очень сильно на психику. Тем более в тот момент, когда рядом с тобой находятся близкие люди - и они погибают. От этого внутреннего состояния зависит на самом деле многое, чтобы внутри человек не сдался и чтобы страх его не погубил.
Что касается физического выживания:
человек после 3-5 дней голодания переходит на эндогенное питание. Он образно говоря начинает поедать сам себя, жировые запасы, мышечные ткани отдают свой ресурс. И чем полнее человек, тем более он устойчив к холоду. Это очень важно, потому что зачастую люди умирают не от отсутствия воды или еды, а от холода, особенно ночью. Учитывая, что группа вышла в море в начале августа, а сейчас уже октябрь и погода сильно изменилась.
Сброс веса в 50 килограммов – это максимальная нагрузка в плане физики на организм. И выжившему придется еще восстанавливаться на протяжении долгого времени.
На кадрах спасения видно, что мужчина хватает веревку, у него еще есть силы, значит был запас по еде. В любом случае, это исключительная история.
Охотское море коварно — много течений, сильные ветра
Шеф-редактор «Комсомольской правды», автор книг «Шантарские острова», «Первопроходцы Дальнего Востока. Настоящие русские герои» и радиопрограммы «Клуб знаменитых путешественников» Евгений Сазонов хорошо знает эти места и сам попадал в рискованные ситуации, когда их лодку чуть не отнесло в открытое море.
- В бухте Врангеля много китов, они заплывают на отдых, рождение малышей. Косатки по каким-то причинам сюда не заходят, поэтому киты спокойно спят на мелководье. Это очень интересное, красивое место. Но добираться сюда или до тех же Шантарских островов по воде нужно с хорошей подготовкой.
Но путешествие спасенного туриста больше напоминает авантюру. Мы, например, даже небольшое расстояние от Шантарских островов до залива Николая шли на крепких суднах парами, чтобы подстраховывать друг друга. На каждом борту было по два двигателя, если вдруг один выйдет из строя. Кстати, до этого новые двигатели тестировали, и к удивлению они часто ломались, даже от надежных, на первый взгляд, производителей. А здесь туристы купили лодку, скорее всего, даже не обкатали двигатель, и отправились в путешествие. С большой долей вероятности мотор просто заглох, и они ничего не могли с ним сделать. А дальше уже лодку относило течениями.
Они в Охотском море сильные и коварные. Мы выходили из реки Охота - была спокойная погода, солнце, никакого шторма. И в один момент понимаем, что попали в сильное течение и нас выносит в Охотское море. Начинаем грести, включаем двигатели, и не можем справиться. Спасло то, что нас ждали рыбаки из местной артели. Они подогнали мощную лодку, взяли нас на буксир и с большим трудом оттащили к берегу.
Выжить можно, если есть удочки. Мы сами успешно добывали камбалу. Когда нет выбора, ее съешь и сырой. Воду можно собирать дождевую, она вполне пригодна.
Сложнее бороться с холодом. В Охотском море вода не прогревается выше 11 градусов в самую солнечную погоду. Плюс ветра, штормы. Мы, как и спасенный путешественник, были там в августе. Но лето в этих местах очень короткое. Потом начинается сезон ливней, сильных штормов, понижения температуры. В мае еще плавают льды, сейчас они, скорее всего, уже тоже встречаются. Удивительно, как турист выжил в таких условиях.
Скорее всего, в отличие от своих спутников, которым не повезло, он постоянно двигался, что-то делал. Вспоминается ситуация, когда летчик Иван Куницын спасся в ледяном Белом море, после катапультирования. Он был в небольшой лодочке и постоянно греб, что помогло ему выжить.