Как вести себя на первой исповеди, что говорить, на что обратить внимание при подготовке, а чего постараться избежать? «Фома» получает от читателей множество подобных вопросов. Ответить на самые частые из них и рассказать о самых распространенных ошибках на исповеди мы попросили настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне протоиерея Павла Великанова.
Первая исповедь.
Что сделать, чтобы ваша исповедь не стала формальной и шла без спешки столько времени, сколько потребуется? Для этого еще до исповеди стоит сходить в храм, встретиться со священником и договориться о времени, тем более если вы давно не исповедовались или это вообще ваша первая исповедь.
И вот вы в заранее оговоренный срок пришли исповедаться. Хорошо бы взять с собой на исповедь блокнот или листок, в котором дома записать все свои грехи.
Перед началом исповеди, как правило, священник читает специальные молитвы (они находятся в богослужебной книге, которая называется «Требник»), цель которых — подготовить нас к покаянию, попросить у Бога помощи в осознании грехов и мужества больше эти грехи не совершать. После этих молитв мы подходим к священнику и начинаем нашу исповедь.
На что в первую очередь обратить внимание? Постарайтесь избегать каких-то искусственных формулировок. Говорите своими словами, так, как вы это видите, как привыкли эти поступки называть, без всякого стеснения и ложного стыда. А стыдно точно будет, и это нормально — и горечь стыда, и желание провалиться сквозь землю, и внутренний дискомфорт. Всё это хороший индикатор вызревшего, настоящего покаяния. Ведь мы открываем самые неприятные, самые темные стороны своей жизни человеку, с которым, возможно, почти не знакомы.
И тут может появиться первое искушение — попытаться увидеть себя глазами священника. Этого делать не надо! Поверьте, священник, даже самый молодой, даже кажущийся неопытным, имеет достаточно большой опыт выслушивания чужих исповедей. Чего он только уже не слышал! И ваша задача не в том, чтобы выглядеть в его глазах хорошим, а в том, чтобы ничего не упустить.
Какая исповедь будет наиболее зрелой, наиболее правильной? Та, в которой будут сочетаться два очень важных переживания. С одной стороны, осознание того, что именно вы, а не кто-то другой, виновны в этих поступках. Вы несете за них ответственность. С другой стороны, эти дела уже не являются для вас чем-то, разъедающим душу. Они вас беспокоят, но уже как такой «обезвреженный вирус», который вроде бы есть, но уже не совсем живой, а может, и совсем не живой. Грех как бы деактуализируется, умерщвляется, перестает быть чем-то таким, что внутри нас развивается. Вот почему он должен быть прожит, пережит, выплакан. На исповедь мы приносим зрелое покаяние. А не впервые пришедшее вдруг осознание: ой, какой кошмар, оказывается, я такой грешник, что даже вообразить себе не мог! На исповеди в идеале мы должны в каком-то смысле немножко дистанцироваться от всех этих переживаний. Все должно уже отболеть, отмучить нас раньше, во время подготовки.
Хотя, конечно, нельзя исключать, что в присутствии другого человека какие-то моменты окажутся для нас настолько болезненными, настолько стыдными и труднопроизносимыми, что мы будем на них застревать. И надо понимать: вот это застревание и служит показателем предельной значимости именно этого греха, именно этого проступка в нашей жизни. Если о других грехах нам говорить пусть неприятно, но более или менее получается, то, когда начинается какой-то внутренний ступор, вот здесь-то и надо предельно сконцентрироваться и бросить все силы на то, чтобы эту преграду преодолеть. Только проговаривая свой грех, только свидетельствуя о нашем покаянии перед священником, мы сможем получить исцеление.
В какие ловушки мы часто попадаем на исповеди?
Очень опасная ловушка, в которую можно попасть во время исповеди, — это так называемые «ролевые игры». Например, если в нашей жизни было несколько крупных грехов, которые мы осознали, прочувствовали, в которых покаялись, а все остальное не представляет для нас какой-то особой значимой проблемы, но умом мы понимаем, что это тоже грехи, и они тоже должны быть эмоционально прочувствованы, и начинаем себя «накручивать». Вот этого делать ни в коем случае не надо!
Это как если бы на каждый вопрос доктора «Где у тебя болит?» пациент вскрикивал бы: «Ой, тут мне тоже очень больно! Ой, и тут больно, и тут!» Конечно, так ни один врач не сможет поставить диагноз. Вот и на исповеди мы не должны актерствовать. Не надо ни преуменьшать тяжести своих грехов, ни искусственно их преувеличивать, как бы претендуя, что у нас вúдение своей нечистоты и греховности почти такое, как у святых отцов, хотя на самом деле этого нет и в помине. Мы всего лишь обнаружили три-пять крупных булыжников на нашем пути к Богу, споткнулись об них, а всего остального пока, увы, не видим. И этого не надо смущаться. Грамотный священник сам поможет и подскажет, если вам будет трудно обозначить тот или иной свой грех или вы не будете понимать, насколько подробно надо объяснять всю связанную с этим грехом ситуацию.
Еще одну, достаточно распространенную, ловушку я бы назвал «упаковыванием грехов», особенно тяжких и связанных с интимной жизнью. Это когда человек сознательно или бессознательно встраивает серьезное преступление в список других, менее значимых грехов, пытаясь тем самым как бы завуалировать его тяжесть и исключительность в ряду прочих. И чтобы избежать этой ловушки, крайне важно начинать свою исповедь с самого тяжелого. Есть такая поговорка: «Лягушку надо съесть с утра». То есть с самого начала сделать наиболее трудное, наиболее тяжелое из того, что нам предстоит, тогда все остальное будет гораздо проще.
Поэтому грехи не упаковываем, не пытаемся их каким-то образом смягчить или замаскировать. Открываемся предельно честно и просто, чтобы священник понимал, с чем именно мы пришли, что собой представляют те болезни, те страсти, от которых мы хотим избавиться. И если в результате размышления перед исповедью и подготовки к ней мы увидели в своей душе доминирующую страсть (а это достаточно часто происходит, когда мы смотрим на всю свою жизнь целиком), надо обязательно указать на это и, если нужно, попросить помощи и совета священника, как изменить свою жизнь, чтобы ослабить эту страсть. Но даже если в данный момент мы не в состоянии ее увидеть, ничего страшного. У нас еще будет для этого время, если мы будем трудиться над развитием нашего покаянного чувства.
Как вести себя со священником?
А как быть, если принимающий вашу исповедь священник совсем молод, если вам, условно говоря, шестьдесят, а ему двадцать? Как рассказывать совсем еще юному человеку о таких вещах, о которых он, возможно, и не слыхивал? И здесь надо вспомнить, что священник все-таки всего лишь свидетель вашего покаяния и ваш проводник к Богу. Даже если у него мало опыта, даже если он выглядит не столь умудренным, как вам хотелось бы, это ни о чем не говорит. Потому что здесь есть еще Третий — и это Господь Бог. И видя ваше стремление к покаянию, вашу готовность отойти от греховного образа жизни, Он, я уверен, поможет вам найти путь.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание: насколько уместно во время исповеди спрашивать о чем-либо священника. Скорее всего, тщательная подготовка исповеди даст вам много поводов для размышления, и у вас наверняка будут вопросы, недоумения. Но я бы рекомендовал не пытаться разрешить их все во время исповеди, ведь исповедь — это прежде всего проговаривание, исповедание вашего греха, превращение его в слово, чтобы через слово же получить от него освобождение. А вот решение духовных вопросов — как жить дальше, как часто ходить в храм, можно ли сразу приступить к таинству Причастия или необходима еще какая-то подготовка, как соблюдать пост, какие молитвы читать и подобные другие, — все это лучше обсудить отдельно. Я не сомневаюсь, что потом, после исповеди, у вас будет возможность задать все эти вопросы священнику.
Понятно, во время исповеди вас может накрыть эмоциональная волна, вы можете заплакать, может произойти какой-то внутренний ступор, и вы какое-то время не сможете говорить. Это нормально. Любой священник относится к этим вещам спокойно. Но если вы заранее выплачете свои грехи, то, скорее всего, таких пауз в вашей исповеди будет немного.
Как реагировать, если священник дал епитимию?
Есть вероятность, что, услышав вашу подробную исповедь о тяжких грехах, священник сочтет невозможным сразу допустить вас до причащения. Не надо этого пугаться. Ведь плод нашего покаяния не причащение как таковое, а восстановление мира с Богом и собственной совестью. И здесь священник может предложить определенные духовные упражнения для укрепления вашей решимости противостоять греху. Эти упражнения в православной традиции получили название епитимии.
Епитимия — не отлучение от Церкви, а определенные ограничения, которые накладываются, чтобы повысить градус внутреннего напряжения, без чего невозможно изменить образ жизни. Но здесь, конечно, все в ваших руках. Хотя изменить епитимию, которую определил вам священник, не может никто, кроме архиерея. И если епитимия почему-то была наложена несоразмерно тяжести совершенных грехов, она может быть обжалована только у епископа. Но, как правило, до этого дело не доходит.
Не ждите от священника, принимающего у вас исповедь, слишком многого. Например, что он начнет вам глубоко сопереживать, плакать вместе с вами, охать-ахать. Его задача вовсе не в сопереживании, его задача — вытащить человека из глубокой ямы греха и не дать ему умереть. Поэтому определенная внутренняя дистанция с его стороны не должна вас смущать. Это нормально. Представьте себя на месте священника: к нему приходит множество людей с разверстыми душами, и если он будет впитывать всю боль каждого, воспринимать ее как собственную, он долго не протянет. Более того, если он будет полностью вовлечен в проблему другого человека, будет смотреть на нее как бы его глазами, он не сможет дать этому человеку адекватный ответ. Так что не надо смущаться, если отношение священника может показаться вам не таким теплым, благостным и сопереживающим, как хотелось бы. Главное, чтобы он вас внимательно выслушал и понял.
Чем завершается исповедь и что делать дальше?
Итак, начните исповедь с самого тяжелого, самого постыдного, самого мучительного, а после рассказывайте об остальных грехах с момента последней исповеди. Если вы исповедуетесь впервые, то рассказывайте обо всем, что записали при подготовке, вспоминая свою жизнь с детства. И когда все это будет честно сказано, можно будет поговорить со священником о каких-то важных моментах вашей дальнейшей жизни, выслушать его рекомендации. Вот здесь крайне важно рассказать ему, что представляют собой условия вашего обновленного завета с Богом. О чем идет речь? В крещении мы давали Богу обещание жить похристиански, но потом забыли об этом. И очень важной задачей нашего покаяния является пересмотр, переустановление наших отношений с Богом, возобновление этого обещания, принятия на себя каких-то обязательств. Без этого покаяния не будет. Мы должны научиться жить по заповедям, жить по-христиански еще до того, как пойдем на исповедь. В противном случае есть большой шанс, что наше покаяние будет бесплодным, пустым. Это будет всего лишь сожаление о том, что когда-то было, но ни к чему на самом деле серьезному, к фундаментальному развороту в жизни оно не приведет. Вы можете прямо сказать священнику: как свидетельство искренности моего покаяния я беру на себя такие-то обязательства. И священник вправе как-то эти обязательства подкорректировать. Может быть, вы попытаетесь слишком много на себя взять, или, наоборот, ваше свидетельство деятельного покаяния будет недостаточно убедительным.
Очень важно, чтобы именно на этой исповеди вы со священником приняли решение о том, что это ваш новый договор с Богом, который вы действительно стремитесь исполнить. И знаком этого является чтение священником разрешительной молитвы о прощении и разрешении вас от всех исповеданных грехов. После чего он осенит вашу голову крестным знамением, вы поцелуете крест и Евангелие и возьмете у священника благословение. И если он не увидит оснований отложить время вашего причащения, берите у священника благословение и готовьтесь к таинству Евхаристии так, как он вам посоветует.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание: хорошенько обдумайте дома все, с чем вы вернулись с исповеди, — что нового вы увидели в себе, услышав рекомендации священника, что конкретно он посоветовал. Это послужит началом для работы над собой. Это поможет держать себя в духовном тонусе и понимании того, что абсолютно все, что происходит в нашем внутреннем мире, имеет значение. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». ф