Растущая как снежный ком проблема отказов клиентам банков в операциях из-за черного списка ЦБ и Росфинмониторинга привела к появлению новых игроков — «разблокировщиков». За вознаграждение они обещают компаниям и гражданам, попавшим под подозрение в нарушении антиотмывочного закона, разблокировать счета, вернуть деньги и даже исключить из черного списка. На практике выполнить эти обещания невозможно, предупреждают эксперты, речь идет лишь о попытке мошенников заработать на волне паники вокруг массовых блокировок.
Как стало известно “Ъ”, на рынке юридических услуг появилось много компаний, специализирующихся на проблемах клиентов банков, связанных с блокировками из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона (115-ФЗ). Как правило, эти структуры обладают признаками фирм-однодневок: массовый юридический адрес, массовый руководитель, часто свежая дата регистрации и единственная услуга — «специалисты» обещают снять блокировки со счетов «за 24 часа» с «гарантией 100%», а также вернуть «зависшие» в банке деньги. Часто сообщается, что структуры «работают с крупнейшими банками». Есть и те, кто берется за более сложную задачу — исключение из черного списка.
Дать комментарии “Ъ” не захотели ни в одной из компаний, в частности, в «бухгалтерской фирме “Омега”» (http://razblokirovka-scheta.ru/), Центре юридической поддержки (http://tsyp.ru/), юридической компании «Грань ТЭКС» (http://blokirovki.net/, учреждена Даниилом Быковым), «115ФЗ-клубе» (http://fz115-club.ru/), 115.FZ OpenBank (http://115fz.online/). Зато когда корреспондент “Ъ” обратился в Центр юридической поддержки (ЦЮП) как клиент, там пообещали добиться исключения из черного списка.
Как именно будет решена проблема, «разблокировщики» обычно с порога не уточняют. Например, корреспонденту “Ъ”, обратившемуся в «бухгалтерскую фирму “Омега”» под видом индивидуального предпринимателя, по телефону отказались пояснить порядок разблокировки счета. В сервисе настаивали на личной встрече, причем необходимо было заранее переслать туда скан паспорта, СНИЛС, ИНН и ОГРН. Из общения с ЦЮП следовало, что речь идет об использовании судебного механизма, причем в компании утверждали, что выигрышные судебные споры по поводу исключения из списка уже были.
На самом деле механизма реабилитации нет, а в Росфинмониторинге опровергают и успешные судебные прецеденты. Черный список рассылают банкам с июня. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении 115-ФЗ. Попадание в черный список фактически лишает доступа к банковским услугам — другие кредитные организации предпочитают не принимать на обслуживание таких клиентов, кроме того, банки могут блокировать переводы своих клиентов компаниям из списка (см. “Ъ” от 6 октября).
Проблема с блокировками быстро стала массовой и продолжает усугубляться. Только за время рассылки список увеличился более чем вдвое: с 200 тыс. до 460 тыс. клиентов по состоянию на конец октября (см. “Ъ” от 24 октября). По данным общественной организации «Деловая Россия», с начала года банки заблокировали около 500 тыс. счетов предпринимателей. Однако клиенты банков, которым отказывают в проведении трансакций, крайне редко обращаются с жалобами на подобные действия в госорганы.
Так, по словам главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, всего с начала года в службу поступило около тысячи заявлений о несогласии с тем, что «не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы с банками» (см. “Ъ” от 24 октября). И такую ситуацию с жалобами чиновник назвал «рабочей». По словам экспертов, многие из тех, кто столкнулся с блокировками счетов, опасаются привлекать к себе внимание госорганов жалобами, чтобы не усугубить ситуацию. Именно они могут стать потенциальными жертвами «разблокировщиков» в надежде решить проблему без лишнего шума.
По сути, «разблокировщики» действуют подобно «раздолжнителям», которые обещают клиентам избавить от долга перед банком, но реальной помощи предложить не могут (см. “Ъ” от 6 июня 2016 года). «Полагаю, что, как и “раздолжнители”, подобные юристы могут требовать с клиента абонентскую плату, взамен заваливая банк и суды бессмысленными письмами об истребовании ненужных документов или исками,— отмечает зампред правления банка “Ренессанс кредит” Сергей Королев.— То есть создают видимость бурной деятельности без какого-либо реального результата».
Впрочем, нельзя исключить и связь «консультанта» с банком, и коррупционную составляющую, особенно когда посредник дает «гарантию 100%», указывает управляющий партнер «Ренессанс-Lex» Георгий Хурошвили. Первые итоги работы «разблокировщиков» уже есть. По словам члена Ассоциации юристов России Виктора Федосеева, бессмысленными обращениями, подготовленными безграмотными «юристами», уже завалены госорганы и банки.
Эксперты уверены, что в появлении подобных «специалистов» отчасти виноват сам мегарегулятор. «Действия государства как слона в посудной лавке привели к необоснованным массовым блокировкам счетов клиентов банков и стали предпосылкой для появления таких мошенников,— отмечает глава коллегии адвокатов “Старинский, Корчаго и партнеры” Евгений Корчаго.— Остановить мошенников может лишь отсутствие спроса, а это произойдет, если ЦБ перестанет третировать банки на предмет блокирования фактически любых операций, которые вываливаются из шаблона».
В ЦБ, впрочем, о проблеме «разблокировщиков» пока ничего не известно, там утверждают, что «на данный момент в Банк России таких обращений не поступало». В то же время регулятор признает проблему массовых блокировок и, как заверили в пресс-службе ЦБ, ведет работу с кредитными организациями, «направленную на то, чтобы добросовестные клиенты не испытывали дополнительных трудностей при реализации механизма информационного обмена между Банком России, Росфинмониторингом и кредитными организациями».