ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Авг. 31, 2022

ИЗ ПРОЛИВОВ В ПОРОЖНЕЕ

Рейтинг: 0

Автор: ВЛАДИМИР ЧУПРИН. МК Московский Комсомолец

Согласитесь, что после введения «ядерных» антироссийских санкций мир стал другим. Заговорили о зиме, которая близко и которую могут пережить не все страны — из-за высоких цен на энергоносители. Кипят страсти вокруг голода планетарного масштаба — опять-таки, цены на еду будут «кусаться». Да что там хлеб наш насущный! Проливы Босфор и Дарданеллы, не раз воспетые поэтами разных эпох, и те дорожают на общем фоне ожидаемых катаклизмов. И к нашему зерну это имеет самое прямое отношение!

Союз экспортеров зерна России сообщил, что Турция намерена резко повысить стоимость сборов с торговых судов за прохождение через проливы Босфор и Дарданеллы. Над ними Анкара имеет суверенитет по Конвенции от 1936 года. Что позволяет ей по своему усмотрению регулировать цены на проход судов, но в соответствии с международным морским правом. По некоторым оценкам, если сейчас эти проливы приносят бюджету Турции 40 миллионов долларов в год, то после «корректировки» цены — 200 миллионов.

С точки зрения буквы закона - никаких претензий. Однако нынешнее решение турецких властей создает вполне определенные и дополнительные трудности для экспорта российской пшеницы, которую сегодня ждут во многих странах мира. Ведь угрозу голода, анонсированного ООН, никто не снимал и здесь необходимо приложить все силы, чтобы ни одна страна не осталась на голодном пайке.

Так в чем суть внезапно возникшей проблемы? После сделки по экспорту украинской пшеницы месяц назад, которая торгуется с существенным дисконтом, снизились цены на продукцию на мировых рынках, в том числе на экспортное зерно из России.

Теперь вот последовал второй удар по отечественным крестьянам. Повышение названных сборов за «проплыв» (турецкие СМИ анонсируют 5-ти кратное поднятие цены с 7 октября!) автоматически ведет к повышению цен на аренду крупнотоннажных судов — а в России таких плавсредств практически нет! И на страхование грузов.

Российские экспортеры отмечают, что в результате «зерновой сделки», с Москвы обещали снять санкции по вывозу урожая. Обещания такие давали не клерки каких-то ведомств, а самые высокие чиновники, облеченные, так сказать, доверием и властью. Но ограничения скрытые или явные, по сути, никуда не делись. Европейские страны по-прежнему запрещают сдавать под фрахт свои суда России, страхованием грузов занимаются, как правило, компании из Старого Света, которые заламывают цены за свои услуги. Что в итоге, как снежный ком, наматывается на стоимость товара для конечного покупателя.

А сейчас еще и дополнительные поборы — за Босфор и Дарданеллы...

Отгрузка пшеницы в черноморские порты — один из главных путей экспорта российского продовольствия. Этот процесс идет круглогодично, но октябрь, в силу погодных условий, один из самых удобных месяцев для судоходства.

Напомним, что в минувшем году Россия экспортировала около 36 миллионов тонн пшеницы. Планы на нынешний, удачный для хлеборобов год — наполеоновские: порядка 43 миллионов. Такие объемы могли бы заметно снизить накал в дискуссиях об ожидании глобального продовольственного кризиса. . 

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни