Не так давно Евгений Сангаджиев был одним из ведущих актеров «Гоголь-центра», но за последний год, по собственному признанию, вышел на сцену всего шесть раз. Театр Сангаджиев по-прежнему любит и бросать не собирается — вот только слишком много времени теперь занимают другие проекты, а именно — кино. Евгений снимается в фильмах больше десяти лет (успел в числе прочего сыграть в одной из самых нашумевших экранизаций последнего времени — картине «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова), а три года назад сел еще и в режиссерское кресло. И если с 2018 года ставил исключительно короткометражки, то в 2020-м наконец взялся за проект по-настоящему большой — сериал. Первый сезон его драмеди Happy End, снятого в команде с создателями нашумевшего «Психа», — о молодых людях, которые снимают вебкам-порно, — вышел на платформе More.tv 1 апреля — и это совсем не шутки.
ELLE До того как вы сняли сериал Happy End, вы снимались в полнометражной комедии с таким же названием. Эти проекты как-то связаны между собой?
ЕВГЕНИЙ САНГАДЖИЕВ Просто стечение обстоятельств. Хотя, на самом деле, если подумать, связь есть между всеми событиями в жизни. Тот проект мне был нужен в том числе, чтобы заработать денег на свой первый короткий метр (речь о фильме «Гармония» 2018 года. — Прим. ELLE) — который, правда, все равно никто так и не увидел и не увидит. Но зато это был прекрасный урок.
Почему вебкам-индустрия? Чем вас так заинтересовала эта тема?
Просто однажды продюсеры студии «Видеопрокат» (они же работали над сериалом «Псих». — Прим. ELLE) предложили мне прочитать сценарий. История мне была не близка, и я от нее отказался. Ребята спросили, как бы я изменил материал, чтобы захотелось снимать. И мы вместе с ними и со сценаристами принялись за работу — и многое переделали. Получилось драматично, реалистично, но при этом немного сказочно. Ну а вебкам все же не главное в нашем Happy End, это лишь обстоятельства, в которых действуют герои.
Для сериала вы общались с настоящими инсайдерами вебкам- и порноиндустрии?
Да, с владельцами и администраторами вебкам-студий из России и Испании, с порноактрисами, с режиссером, который снимал документальный фильм о порно. Пожалуй, всех объединяет какое-то очень спокойное отношение к обнаженному телу. И при этом, как ни странно, это очень застенчивые люди.
А сами вы как относитесь к секс-индустрии? Никогда не было против нее предубеждения?
Нет, это ведь такая же работа, как и все остальные. У кого-то к ней есть призвание, у кого-то интерес, кого-то просто заставляет нужда, кто-то просто очень любит секс. Я стараюсь никого не судить и не осуждать. Каждый человек имеет право на выбор. Об этом мы, кстати, тоже много рассуждаем в нашем сериале.
Словосочетание happy end на афише сериала перечеркнуто. В этом есть скрытый смысл? Счастливого финала не будет?
На самом деле, полоса символизирует как бы два мира: мир богатый и мир бедный, мир «чистых душой» и развращенных — мир «высокого стиля» и мир пошлости. В нашей истории мы пытались балансировать на грани.
Еще на постерах актрисы сняты обнаженными. Наготы хватает и в самом сериале. Вам как режиссеру сложно было снимать такие сцены?
Совсем не сложно. Но, мне кажется, я уже профдеформировался (смеется). Надо быть спокойным, когда снимаешь откровенные сцены. Я просто не мог себе позволить нервничать: если бы артист почувствовал мою неуверенность или мое смущение, он сам бы тут же зажался. Мне нужно было быть раз в четыреста увереннее всех своих актеров. При этом мы все делали, чтобы на площадке было комфортно, старались не разрушить правильную атмосферу. Мне оставалось только грамотно поставить задачу. Так сказать, хореографически поставить этот «балет».
Нагота вас не смущает. Как сформировалось такое легкое к ней отношение? Помог «Гоголь-центр», где актеры много работают с телесностью?
В том числе. Еще, наверное, мое хореографическое прошлое. Для меня тело — инструмент. Через интимность, тактильность, открытость можно прийти к глубинным смыслам.
У вас за плечами великолепная актерская карьера — и в театре, и в кино. Почему вообще вы решили сесть в режиссерское кресло?
Желание сочинять истории взяло верх. Но я продолжаю играть в театре и хочу и дальше сниматься в хорошем кино.
Актерский бэкграунд помогает в работе режиссера?
Конечно! Я понимаю, что мешает актерам выполнить задачу — и что может помешать, так что меня очень сложно обмануть. Артист — принимающая сторона: должен ловить чужие импульсы. Режиссер, наоборот, эти импульсы дает. А еще он каждую секунду должен принимать решения — это мне, конечно, дается тяжелее всего. Но зато режиссура научила меня четко доносить свои мысли. Это очень важное умение. Мы все уверены, что нас понимают, но это почти всегда иллюзия!
Но при этом вы утверждаете, что и актерство не собираетесь бросать.
Не собираюсь, но и за количеством ролей больше не гонюсь. Я иногда шучу, что у меня «биполярка»: актер Сангаджиев помогает режиссеру. А вот режиссер актеру — вообще нет.
Мы сейчас абстрактно рассуждаем о том, как ведут себя типичные актеры и как — режиссеры. А вы-то сам — какой?
Я грустный. Я закрытый. И, на самом деле, довольно скучный. Например, ненавижу танцевать. Почти никогда не танцую на вечеринках. Просто нет желания. А хочется, чтобы оно было. ■