Сенсационную новость сообщил на "Деловом завтраке" в "Российской газете" начальник Главного управления МВД России по Москве генерал-лейтенант полиции Анатолий Якунин: в столице формируется специальная рота, задача которой - остановить "беспредельщиков" на дорогах. Она будет останавливать лихачей, несущихся со "сверхзвуковой" скоростью, досматривать подозрительные автомобили, если надо - освидетельствовать на алкоголь или задерживать и доставлять в отделение. У сотрудников этой роты будет новейшее оборудование, силовая поддержка и даже вертолетное обеспечение. И, разумеется, весьма широкие полномочия.
Анатолий Иванович, как новое спецподразделение будет бороться со всеми этими лихачами и систематическими нарушителями?
Анатолий Якунин: Мы решили создать спецроту по борьбе со злостными лихачами на дорогах Москвы. У нас такие, к сожалению, есть, кто нарушает скоростной режим, создавая тем самым реальную опасность для себя и для других участников движения.
Спецрота будет адресно работать по этой категории. С одной стороны, за семь месяцев количество ДТП в Москве снизилось на 11 процентов.
Но вместе с тем, количество таких происшествий очень велико.
Поэтому мы сейчас дополнительно принимаем меры с учетом событий, которые произошли в стране по различным чрезвычайным происшествиям. Так, мы приняли решение, что раз в неделю с участием всех подразделений ГИБДД и других служб полиции будем проводить так называемые рейды по безопасности дорожного движения.
Кроме того, сегодня на совещании утром я дал поручение начальнику ГИБДД, чтобы он проработал вопрос о взаимозаменяемости и взаимопомощи с коллегами из Московской области.
Они бы нам оказали помощь, дополнительно направили на нашу территорию наряды ДПС, а когда потребуется им, мы окажем такую же помощь.
Спецрота выявит лихачей, водителей на машинах с тонированными стеклами и с поддельными номерами
Она станет выявлять водителей, которые управляют транспортными средствами с тонированными стеклами, превышают скоростной режим, перемещаются на машинах с поддельными номерами.
Кроме того, мы будем обращать внимание на водителей, которые представляют оперативный интерес с точки зрения криминала. Будем досматривать транспортные средства для обнаружения взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотических веществ, всех предметов, которые запрещены к легальному обороту.
Работу, которая касается безопасности дорожного движения, в Москве мы будем очень серьезно перестраивать. Вы знаете, что буквально полгода назад был назначен новый руководитель ГАИ - Виктор Васильевич Коваленко. Вчера я подписал ходатайство перед министерством внутренних дел о даче согласия назначения к нему новых заместителей. Туда придут абсолютно новые люди, руководители, и мы надеемся, что с их приходом, как только закончится процесс формирования руководящего состава Госавтоинспекции Москвы, уровень эффективности возрастет в разы.
Параллельно прорабатывается вопрос с правительством Москвы о дооснащении, в том числе, мобильными инспекторами. Такое предложение есть, чтобы сотрудники ГАИ могли на маршруте патрулирования проверять всех нарушителей, не доставлять их в районные отделы, не терять на это время. Информационные технологии должны дойти до каждого инспектора.
Речь идет о каком-то новом оборудовании в машинах автоинспекторов?
Анатолий Якунин: Да. Они оборудуются индивидуальными видеорегистраторами, правительство будет закупать две тысячи таких приборов, этого достаточно для сотрудников ГАИ, договоренность уже достигнута. Причем, все машины будут и внутри оборудованы видеорегистраторами, чтобы фиксировать действия сотрудников ДПС и граждан, чтобы не было вопросов к тому, что, допустим, сотрудники превысили должностные полномочия или, наоборот, бездействовали.
Кроме того, каждая машина оборудована системой позиционирования, и мы контролируем ее перемещение на маршруте патрулирования системой ГЛОНАСС на интерактивной карте в дежурной части. То есть, эффективность Госавтоинспекции будем повышать.
Год тому назад я принял решение передать кураторство данными службами начальникам управления внутренних дел, соответственно, в главке сейчас я лично курирую эту службу.
"Беспредельщики" носятся на таких скоростях, что не на каждой машине догонишь. Техника, автомобили, мотоциклы, оснащение спецроты - достаточно ли им мощности, скорости?
Анатолий Якунин: Да. Они все у нас оснащены современными машинами с повышенными динамическими характеристиками, есть у них и мотоциклы. Что важно, спецрота будет усилена бойцами ОМОН. В каждом экипаже будут два омоновца, которые окажут помощь при задержании или разбирательстве.
Не секрет, что в Москве есть сегодня такая категория водителей, которая считает, что они могут себе позволить все. На них как раз мы и выделяем 50 экипажей сотрудников, наших бойцов, отряд мобильного особого назначения, чтобы сотрудники ДПС не боялись и чувствовали, что у них есть мощная силовая поддержка. Мы эту работу уже ведем в тестовом режиме. Думаю, результаты будут серьезные.
Как будут выявляться нарушения? Будут смотреть, как водители себя ведут в конкретной ситуации или станут накапливать информацию - мол, такая-то машина много раз превысила скорость?
Анатолий Якунин: У нас есть технические возможности и для такой профилактики - система фотовидеофиксации. Мы отслеживаем и скоростной режим, и то, находится ли данная машина в угоне или нет. Причем, через эту систему будем контролировать, не только из центра, но и непосредственно при несении службы - у сотрудников в машине есть возможность замерить скоростной режим. И, разумеется, смотреть, как лихачи ведут себя на дороге.
Спецрота будет усилена бойцами ОМОН, которые окажут помощь при задержании или разбирательстве
Для этой категории водителей и будет создаваться спецрота. Она станет работать в свободном режиме. Мы будем делать так, чтобы не распылять силы. Допустим, сегодня мы отрабатываем Центральный округ, может быть, сутки-двое, в круглосуточном режиме. Сбиваем одну волну "беспредельщиков", количество их уменьшается, переходим в следующий округ, отрабатываем.
Но наряду со спецротой, будут работать и наши повседневные наряды. Мы сейчас намерены серьезно поднимать их ответственность. После того, как на территории округа поработает спецрота, мы выявим 20-30 злостных лихачей, потом зададим вопрос начальнику управления внутренних дел: а почему ваш батальон, который обслуживает данную территорию, не работает по этой категории водителей? Что ему мешает?
Здесь сразу поднимается ответственность местных территориальных подразделений. Думаю, мы поднимем ответственность и эффективность всех подразделений ГАИ.
Кто возглавит эту роту? Это будет новый человек?
Анатолий Якунин: Мы подобрали кандидата. В свое время он проходил службу, раскрывая кражи и угоны транспортных средств, в последующем более 10 лет - в Госавтоинспекции. Начальник ГИБДД предложил мне рассмотреть эту кандидатуру. Я еще с ним не беседовал, мы говорили по телефону, так как он в отпуске. Его ко мне пригласят, я с ним поговорю. Если будет способен, а, судя по телефонной беседе, я понял, что он с большим желанием готов браться за это дело, то утвердим. Тут не так просто найти сотрудника, который бы возглавил эту спецроту.
Он из оперативников, а не из ДПС?
Анатолий Якунин: В свое время он работал и в уголовном розыске, но в основном это инспектор ДПС. Мы планируем заместителем командира роты взять того, кто работал в уголовном розыске. Они будут подчиняться напрямую командиру батальона, но и я буду лично курировать, помогать, смотреть, как это все будет развиваться, как наш эксперимент станет приживаться. Рота будет замыкаться на начальника ГИБДД и начальника управления уголовного розыска. Потому что она будет выполнять две функции. Первая функция - чисто по безопасности дорожного движения, а вторая - выявлять в потоках транспортные средства, которые перевозят наркотики, взрывчатые вещества, лиц, кто находится в розыске, совершил разбойные нападения, нападал на инкассаторов. Это тоже зона ответственности спецроты.
Спецроту еще будет поддерживать кинологическое подразделение, которое будет находиться во время операции в том же округе, который ее сотрудники будут отрабатывать. Для чего? Мы сегодня должны при остановке транспортных средств, применять такой метод, как "останови и досмотри". Мы его широко используем, очень много изъяли оружия, различных наркотиков. Кинологи должны быть двух направлений, двух специализаций. Собаки должны быть натренированы и на взрывчатые вещества, и на наркотики. Машину будут останавливать, сразу вызывается кинологическая служба. А визуально досматривать - толку мало, трудно найти. Столько тайников в машине, по сути, ее надо разобрать для того, чтобы убедиться, что там нет наркотиков.
Бойцы ОМОНа, которые усилят эту роту, будут вооружены? Мы знаем, что "беспредельщики" - это не только юнцы, которые гоняют на родительских автомобилях. Зачастую это серьезные преступники, которые вооружены, оказывают активное сопротивление. Применение ОМОНа с оружием в условиях города - не получится ли обратный эффект?
Анатолий Якунин: ОМОН - это спецподразделение, там сотрудники высокого профессионального уровня. В том числе, и в вопросах применения оружия. Оружие в городе мы стараемся применять в исключительных случаях. Сотрудники спецподразделений, оценивают ситуацию, чтобы не пострадали невинные люди, гражданское население. У них есть специальные автоматы, пистолеты, короткоствольное оружие, рассчитанное на короткое расстояние, чтобы повредить колеса, вывести из строя машину, чтобы она не могла передвигаться.
У нас был случай, когда общественность возмутилась: как же так, была в городе стрельба. А как нам надо было действовать? Надо было пресечь деятельность банды, которая нападала на инкассаторов, за ними более десяти аналогичных эпизодов. Их по-другому задержать было просто невозможно.
Мы их блокировали, они таранили все наши машины. Были вынуждены стрелять по колесам. Колеса пробили, так они все равно преодолели около километра на спущенных шинах, и только потом бросили машину, стали скрываться. В конце концов, пришлось одного ранить, чтобы задержать.
Приходится предпринимать и такие меры. Еще раз говорю: сотрудники ОМОН и специального отряда быстрого реагирования, прежде чем идет команда на штурм, все взвешивают, чтобы ни в коем случае никто из граждан, проходящих мимо не пострадал.
Досье "РГ"
Как стало известно "РГ" из источников близких к правоохранительным органам Москвы, спецрота по вылову лихачей будет создана на базе 2-го спецбатальона ГИБДД. Этот батальон не имеет территориальных привязок и занимается обеспечением спецпроездов. Однако спецпроездов осуществляется не так много, поэтому ему решили добавить нагрузки.
Предполагается, что в спецроте будет около 100 человек. Ежедневно будет работать на дорогах около 30 экипажей, в состав которых, помимо сотрудников Госавтоинспекции будут входить и бойцы ОМОНа. Ведь не секрет, что особо лихие водители могут в случае чего и оружие применить.
Кроме того в сферу их деятельности будут входить машины с сильно затонированными стеклами. А ведь никогда не знаешь, кто окажется в такой машине и сколько там человек. А люди в них могут оказаться и с оружием в руках.
Оснащена эта рота будет довольно резвыми машинами: Skoda Octavia с турбированным двигателем объемом 1,8 литра и мощностью 180 л.с. До 100 км/ч машина разгоняется за 7,4 секунды, а максимальная скорость составляет 245 км/ч. Для городских условий этого вполне достаточно. Ведь не только погонями занимается полиция, есть и перекрытия, и блокирования и прочие способы задержания подозрительного транспортного средства.
Предполагается, что возглавит роту Александр Ильин. Ныне сотрудник 2-го спецбатальона. Про него говорят, что это человек с аналитическим складом ума и очень толковый. До службы в батальоне работал в уголовном розыске именно по розыску транспортных средств.
Зачем все это надо? Количество лихачей на дорогах довольно большое. Многие из них регулярно превышают скорость, причем не на безобидные 20 км/ч. В то же время по выявленным нарушениям с помощью камер автоматической видеофиксации нарушителю можно вынести только штраф. Если у лихача нет головы, но есть мощная машина и много денег, штраф его не воспитает. Поэтому и было принято решение о создании спецроты, которая таких лихачей будет отлавливать прямо на дороге. Ведь за превышение скорости более чем на 60 км/ч выявленное сотрудником Госавтоинспекции грозит лишение прав.
Кроме того у инспекторов этой роты помимо силовой поддержки будет и интеллектуальная. С помощью планшетов и прочих электронных приборов они смогут выявлять злостных нарушителей, как только те мимо них проехали. Определять скорость преследуемого транспортного средства уже давно позволяют приборы, и так установленные в большинстве патрульных машин ГИБДД.