Москву будет затапливать еще несколько лет подряд – такое мнение у всех экспертов, включая общественных наблюдателей гроз и ливней, которыми поневоле стали многие москвичи и гости столицы в эти жаркие месяцы. В Интернете появились многочисленные видеоролики, фотографии и рассказы с подробностями того, как стихия затопила улицы и бурные потоки чуть ли не уносили пешеходов с тротуаров в сторону ливневых люков, заполненный почти целиком подземный переход и плавающие автомобили, обвалы грунта на трассах и залитые станции метро «Маяковская» и «Щелковская». Визитной карточкой стала фотография переплывающего Хохловский переулок мужчины.
Поскольку ситуация с затоплениями улиц угрожает стать стабильной без надежды на улучшение, председатель счетной комиссии Госдумы Александр Агеев направил соответствующий запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить эффективность трат столичных властей на водоотведение.
Как пишет в своем запросе депутат, по нескольким статьям бюджета Москвы «на содержание и совершенствование систем водоотведения в Москве в 2015 году выделено почти 18 млрд рублей (закон «О бюджете города Москвы на 2015 год»), а «удовлетворительная работа» ливневой канализации так и не достигнута, что вызывает сомнения в эффективном использовании средств мэрией и ГУП «Мосводосток». Сам ГУП в лице главного инженера предприятия Анатолия Чибрикова, однако, утверждает, что к ним пока не поступало никаких запросов для проверки трат на водоотведение.
Наблюдатели выдвигают десятки версий, от самых банальных – засор ливневых стоков и плохая работа коммунальных служб, до фантастических – во всем виноваты микропровалы, образовавшиеся из-за ошибок инженеров, проектировавших тайные подземные ходы для безопасного передвижения по городу президента и членов правительства. Разобраться в причинах затопления города попытался корреспондент «Совершенно секретно».
ПРОВАЛЫ ИМЕЮТ МЕСТО БЫТЬ
Несмотря на то что последняя версия отдавала теорией заговора, надо отметить, что провалы действительно спровоцировали несколько ДТП. Так, на улице Руставели около дома 14 несколько машин лишились колес, «влетев» в глубокую выбоину в дорожном покрытии, которую дорожные службы не успели заделать до разгула стихии. В обычное время выбоину, так называемую весеннюю яму, образовавшуюся из-за плохого качества асфальта после зимы, можно было бы спокойно объехать, но в грозовом фронте и плохой видимости она стала причиной аварии.
«Просто сволочи! Еду с работы, ночь уже, темно, ливень… Вся дорога – сплошная вода. Вдруг страшный удар, машину подбрасывает, решил – все, конец. Но, к счастью, всего лишь порвал шину. Повезло, в отличие от машины, которая следом за мной влетела в эту выбоину – без заднего колеса и бампера, – рассказывает бизнесмен Денис Попов. – Пока менял колесо, еще две машины влетели с разной степенью повреждений. Через день не поленился, съездил на место, благо дождя уже не было, и просто стало страшно от вида ямы, образовавшейся под полуметровым слоем воды. Не верится, что отделался только шиной, – спасло то, что ехал на скорости и передние колеса просто проехали по воде над ней, влетел задним колесом. Сейчас хоть бетоном ее залили».
На МКАД обвал грунта в районе Каширского шоссе составил 1,5 на 2 метра и 2 метра глубиной.
КОММУНАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
В ГУП «Мосводосток», который отвечает за канализационные стоки и «ливневки» Москвы, корреспонденту «Совершенно секретно» ответили, что вода на разных участках дороги, которые и запечатлели многочисленные фотографии, собиралась в основном в низинах, где имеющиеся люки просто не справились с объемами.
«Коллекторы в городе установлены разные, в зависимости от места. Но по большей части они имеют диаметр от 40 до 80 см. А теперь представьте, сможет ли такая труба «проглотить» те потоки воды, которые текли по улицам, – ответили в «Мосводостоке». – Это было настоящее ЧП. Не справлялись даже полутораметровые сливы. Наши рабочие уже люки на проезжей части стали открывать, а вода прибывала. Где-то насосы использовали, чтобы перекачивать воду, где-то – просто специальные желоба и трубы».
Как считают в «Мосводостоке», ничего удивительного в том, что в каких-то местах вода застоялась, нет. На вопрос, почему не предусмотрены большие коллекторы именно в тех местах, которые и заливает каждый год, сотрудники «Мосводостока» затруднились ответить. Хотя карты столицы с постоянно затопляемыми местами у них должны быть.
«Ну, по-другому не могло быть. Рельеф города такой. И мы здесь ни при чем. Можете сами проверить – каждый день почти круглый год наши сотрудники проверяют состояние ливневых сливов, если надо, прочищают их или проводят другие работы, – ответили в отделе приема заявок компании. – А при сильных дождях и после них триста с лишним машин и почти полторы тысячи наших сотрудников дежурят в городе. Включая все руководство».
Тем не менее некоторые эксперты уверены, что таких серьезных последствий можно было и избежать. Во всяком случае, коммунальщики, имея представление о состоянии ливневых стоков и особенностях столичных дорог, могли предположить, чем может обернуться для города сильная гроза с ураганным ветром.
«Причины могут быть разные. Возможно, в каких-то районах города плохо содержались дороги. В конце концов, везде должны быть правильно организованы дождевые и ливневые стоки, чтобы при больших объемах вода уходила, – говорит руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Игорь Колесников. – Но это вне компетенции коммунальных служб, а вопрос политики дорожного строительства, которая должна предусматривать возникновение такого рода проблем. Кроме того, учтите, что вода стояла только на нескольких улицах. Я, например, еще ни разу не «плавал». Да, в ливень попадал, но бурные потоки на дороге не встречал. Может быть, мне просто повезло».
«ОСОБЕННЫЙ» АСФАЛЬТ
Следующей мы проверяли версию о возможных особенностях дорожного покрытия, которое якобы не позволяет воде оперативно стекать в люки, а также о неграмотном уложении асфальта, который, будучи положен ниже, чем нужно, просто не дает воде стекать. В ГБУ «Автомобильные дороги», занимающемся непосредственно состоянием дорог, эта версия вызвала только улыбку.
«А где вы видели асфальт, который бы впитывал воду? Зачем тогда вообще нужен асфальт? Наоборот, нас часто обвиняют в том, что причина наводнений именно в плохом дренаже дорожного покрытия, так как асфальт сплошной «пленкой» покрывает улицы города. И, в общем-то, эти обвинения имеют под собой основания, – прокомментировал ситуацию один из руководителей ГБУ «Автомобильные дороги», просивший не называть его имени. – Но мы все делаем в соответствии с ГОСТами. И если говорить откровенно, то качество асфальта, которым строительные компании покрывают дороги, зачастую, наоборот, способствует очень быстрому уходу воды в землю через трещины и выбоины. Так что и 29 мая, и 20 июня чрезвычайная ситуация сложилась не из-за качества дорожного покрытия точно, скорее из-за метеорологических условий».
НАСЛЕДИЕ «НУЛЕВЫХ»
Коммунальные службы должны быть готовы к ЧП – МЧС предупреждает их и всех жителей столичного региона о надвигающейся сильной грозе заранее, минимум за десять часов. С момента получения сигнала все службы должны быть готовы к любым неожиданностям – от затопления улиц до шквального ветра и ударов молнии. Но почему-то к стихии коммунальщики готовы не ко всей, а выборочно. Да, расчистку ливневок они могут выполнить за три-четыре часа, а вот мер противопожарной безопасности против удара молний на многих зданиях нет, в столице нередки из-за этого пожары, травмы и даже гибель людей.
Да и с дорогами не все так просто, стоки стоками, но в некоторых районах автомобили в буквальном смысле плыли по полосам, остановились трамваи. Мнение самих коммунальщиков, что они справляются, а столица в очередной раз пострадала из-за неправильного распределения инженерных коммуникаций, которые стары как мир.
Проблема строительства дополнительных ливневых коллекторов и прочих коммуникаций обсуждалась еще 15 лет назад, когда прежние городские власти начали проводить политику точечной застройки города, не учитывая особенности местности и часто «врезая» фундаменты домов в коммуникационные системы. Как результат – почти ежегодные ЧП, происходящие после сильных дождей и гроз.
На решение этой проблемы, по словам специалистов, сейчас потребуются сотни миллиардов рублей, но у города нет на это свободных денег – многочисленные транспортные и социальные проекты «съедают» почти все, что Москва зарабатывает за год. А потому жителям и гостям города еще несколько лет придется внимательно следить за метеосводками и предупреждениями МЧС о возможных ливнях и грозах. И запасаться резиновыми сапогами.