По данным “Ъ”, проект постановления о реформе господдержки промышленности, проводимой вице-премьером Дмитрием Козаком, может быть до конца недели внесен в правительство. Новая система отменит более 50 отраслевых госсубсидий. Их заменит единый механизм господдержки под обещание ежегодного роста экспорта. В случае неисполнения условий компаниям придется вернуть средства в бюджет, а в случае просрочки — заплатить штраф. Новую систему в один голос критикуют и промышленники, и банкиры. Они считают, что действующие механизмы эффективны, а единая для всех система работать просто не будет.
В распоряжении “Ъ” оказался драфт проекта постановления правительства, которым в России уже до конца года может быть введена новая система господдержки промышленности. В документе полностью отменяется существующая нормативная база по госсубсидиям в ряде отраслей — машиностроении, в том числе в станкостроении и автопроме, фармацевтической промышленности, вплоть до производства детских игрушек и продукции народных промыслов. По новой схеме средства перестанут быть целевыми и должны распределяться по единому принципу. Она должна заработать уже с 1 января 2019 года.
Реформа инициирована вице-премьером Дмитрием Козаком, курирующим промышленность, и будет идти в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Как писал “Ъ” 29 ноября, позиция чиновника состоит в том, что действующая система господдержки непрозрачна и неэффективна, поскольку не предполагает каких-либо обязательств при получении средств и фактически субсидирует чистую прибыль компаний. В аппарате вице-премьера отказались от комментариев, в Минпромторге, Минэкономики и Минфине “Ъ” не ответили.
В проекте прямо говорится о господдержке в машиностроении, химпроме, металлургии, лесопромышленном комплексе, фармацевтической, косметической и легкой промышленности, а также «прочих отраслях». Для них Минпромторг установит годовые лимиты субсидий и барьер входа на базе доли продаж на экспорт в общей выручке. Каждая отрасль получит планку по доле экспорта в 2024 году, компании должны дать разбитый по годам план по достижению этого уровня. В первый год механизм будет основан исключительно на обещаниях участников рынка, а санкции за неисполнение планов достаточно мягки. Если к концу года производитель не выполнил план, он должен вернуть субсидию в неисполненном объеме. Если средства не поступили в течение шести месяцев, с компанией расторгается соглашение о субсидиях, она должна вернуть господдержку за отчетный период с процентами за время просрочки. Это фактически позволяет промышленности взять беспроцентный кредит у государства на год.
Для участия в отборе на доступ к субсидиям компании могут до 1 марта 2019 года подать заявки с планом по экспорту в Минпромторг для включения в единый перечень, в соответствии с которым распределяют субсидии. В него не попадут банкроты и иностранные компании, а также должники по налогам. При ранжировании компаний в перечне (от этого зависит очередность доступа к субсидии) будет оцениваться «результативность» субсидии — в зависимости от ежегодного роста общей выручки. Также будет применяться повышающий коэффициент, зависящий от локализации производства (те, кто уложится в требования постановления №719 о локализации, получат коэффициент 1,2).
Для автопрома сделана оговорка, что значение коэффициента отдельно определят по методике Минпромторга и Минэкономики. Собеседники “Ъ” в отрасли полагают, что это будет реализовано за счет введения балльной системы подсчета локализации, лоббируемой Минпромторгом (см. “Ъ” от 3 августа).
Соглашения о предоставлении субсидий, как и предполагал “Ъ”, будут заключаться с федеральными властями для системообразующих предприятий, а для остальных — с регионами.
Российские автоконцерны, с которыми реформа начала обсуждаться раньше всех, уже выступили против, пригрозив приостановкой инвестиций (см. “Ъ” от 28 ноября). В других отраслях также не слишком довольны идеями Дмитрия Козака. Подход не учитывает отраслевую специфику, уровень развития экспорта в отраслях и особенности зарубежных рынков сбыта с точки зрения законодательных и технических барьеров, говорит источник “Ъ” в вагоностроении. «Правило "для всех одинаково" формально, может поставить некоторые компании в неконкурентные условия и однозначно принесет больше вреда, чем пользы»,— полагает он. Систему штрафов он называет дополнительной финансовой нагрузкой для бизнеса, утверждая, что это сделает новый механизм неработоспособным.
Гендиректор фармацевтической Stada CIS Иван Глушков также считает, что действующая нормативная база, в отличие от предлагаемой, так или иначе учитывает отраслевую специфику, а эффективность единого подхода к субсидированию вызывает сомнения. Также, добавляет он, появление проекта означает, что дальнейшее обсуждение господдержки в рамках программы Минпромторга «Фарма 2030», на которое рассчитывает отрасль, не имеет смысла. Однако Сергей Шуляк из DSM Group отмечает, что действующая система господдержки не может считаться полностью успешной. По его словам, Минпромторг, в том числе в фармотрасли, «старался поддерживать интересные проекты, но многие компании так и не смогли выдать конечный продукт». В то же время, добавляет эксперт, господдержка фармотрасли должна быть максимально точечной из-за разнообразия проектов.
Банки также скептически отнеслись к переменам, поскольку часть отменяемых механизмов касается субсидирования ставок по кредитам и лизинговых платежей. В ВТБ “Ъ” сказали, что оценивать изменения преждевременно, но отметили, что существующие программы госсубсидирования «успешно работают и востребованы участниками процесса». В Сбербанке официально ситуацию не комментируют, но источник “Ъ” в банке говорит, что в случае отмены льготного лизинга может снизиться спрос на новые машины и объем новых сделок. В целом собеседники “Ъ” на финансовом рынке были крайне удивлены происходящим. Они сомневаются, что речь реально может идти об отмене постановлений, многие из которых приняты недавно. Возможно, полагают источники “Ъ”, их просто структурируют и упорядочат. Один из собеседников “Ъ” считает, что проект — «рабочая версия, которая будет в дальнейшем пересмотрена и приведена к рыночным реалиям».
На фоне недовольства машиностроителей из-за отмены механизмов господдержки список отменяемых актов не раз менялся, и говорить о том, в каком виде он будет внесен в правительство, сложно, подтверждают источники “Ъ”, знакомые с ходом обсуждения документа. Но собеседник “Ъ” в Белом доме говорит, что проект может быть внесен уже 30 ноября.
Как сообщил “Ъ” источник в финансово-экономическом блоке правительства, изменение правил господдержки — это «единоличное решение Дмитрия Козака» и принято им еще в августе. Минфин и Минпромторг резко возражали против такого масштабного изменения правил игры, разделяя позицию бизнеса, требовавшего более предсказуемого поведения властей. Минфин высказывал опасения, говорит собеседник “Ъ”, что новый механизм нецелевой субсидии может оказаться непрозрачным, но возражения «не были услышаны — подобные решения находятся в полной компетенции кураторов федеральных проектов».
Источник “Ъ” в Минфине говорит, что теоретически изменение правил выделения субсидий не потребует срочной бюджетной правки. «Деньги на эти цели уже зафиксированы в бюджете, меняются только правила их выделения, Минпромторг сохранит возможность поддержки промышленности после 1 января 2019 года, а техническую правку бюджета можно осуществить в марте»,— говорит собеседник “Ъ”. Объем средств в рамках нацпроекта до 2024 года зафиксирован на уровне 420 млрд руб., или около 70 млрд руб. в год.