«Сейчас дочка пробуется на фильм, в котором продюсер — Анджелина Джоли» — рассказала актриса.
«А летом мы с Зоей ходили на пробы к Джеймсу Кэмерону в «Аватар»… Остальные подробности — большая тайна. Даже адрес офиса Джеймса Кэмерона держится в секрете, и ты десять раз подписываешь обязательство, что не распространишь эту информацию», — рассказывает Евгения Брик.
— Действительно, прошлый год был очень плодотворным. Валера (Тодоровский, муж Евгении. — Прим. ред.) работал над фильмом «Большой», я снималась сразу в трех картинах с сильными сценариями: «Оптимисты», «Адаптация» и «Садовое кольцо». А Зоечка сыграла в американском сериале «Оа». Во-первых, фильм «Большой» успешно прошел в прокате, его купили американские интернет-каналы. Во-вторых, сериал, в котором снялась Зоя, стал очень популярным во всем мире, и дочь теперь узнают в Америке. Зоечку увидел мой английский агент Ричард Кук, мы сделали пробы, ее утвердили — и все.
Мы-то думали, что снимается очередной американский сериал, которых в год выходит по сто штук. А этот оказался очень глубоким и особенным. Нашел свою аудиторию, люди живо на него отреагировали. И теперь узнают Зою, просят сфотографироваться, дать автограф. В таких случаях дочка прячется за мою спину и говорит: «Мама, скажи, что не надо». Но я стараюсь объяснить: «Зоя, так нельзя, человек тебя узнал, надо сказать спасибо». Мне и в соцсетях пишут: «Вы мама Зои Тодоровской? Помогите получить ее автограф». А недавно произошло что-то невероятное. Мы были на праздновании дня рождения одной радиостанции.
Там встретили Миру Григорьевну, Валерину маму. И тут подходят к нам Елена Афанасьева и Арина Бородина. Это люди, чье мнение для меня очень важно. И Елена Афанасьева говорит: «Ваша Зоя так хорошо сыграла в «Оа»!» Ощущение было странное: кажется, я мать звезды. Видимо, и Мира Григорьевна почувствовала то же самое: «Боже, неужели это нам про Зою, про ее роль говорят?» Так приятно!
— Сейчас Зоя в Лос-Анджелесе? Вы говорили, что хотели бы отдать дочь в российскую школу…
— Да, мы думали, что она пойдет во второй класс здесь, но в итоге в этом году продолжила учебу в Америке. Станет постарше, и мы ее в Россию перевезем. А пока она слишком маленькая для серьезных перемен. Все-таки это стресс. Конечно, дочка на русском и пишет, и читает, но все равно упор у нее был на английский. И если в «Оа» Зоя сыграла русскую девочку, которая вы учила язык, то теперь она уже пробуется на роли американок. Сейчас я улетела на съемки «Адаптации» в Мурманск, и в это же самое время дочь приглашают на самые интересные пробы. Но мы с ней репетируем по видеосвязи. Она мне читает текст, а я ей — за партнера. Иногда она что-то говорит, а я не понимаю, приходится переспрашивать. Просто она уже «съедает» слова, как американцы.
— То есть ее актерская карьера будет иметь продолжение?
— Во всяком случае, после сериала она уже снялась еще в одном проекте — короткометражном. Очень известный американский фотограф решила стать режиссером. Она отыскала нас, позвонила продюсерам, спросила, как найти Зою Тодоровскую, которая снялась в «Оа». И Зоя сыграла у нее героиню в детстве. Там роль с огромным количеством текста. В первый день съемок Зоя плохо себя чувствовала, наверное, в школе подцепила вирус. И я говорю: «Зоя, давай отменим и не поедем».
Я позвонила режиссеру и рассказала о ситуации. И она сказала: «Мы перенесем съемки». Но Зоя решила: «Нет, мы не будем никого подводить». И отснялась. Дети сейчас гораздо взрослее, чем были раньше. А летом мы с Зоей ходили на пробы к Джеймсу Кэмерону в «Аватар». Они, кстати, сейчас будут снимать сразу «Аватар 2», «3» и «4». Остальные подробности — большая тайна. Нам прислали письмо, которое все помечено именем дочери. Так же, видимо, и с другими актерами. И если кто-то опубликует свое письмо, сразу будет видно, кто это сделал. Даже адрес офиса Джеймса Кэмерона держится в секрете, и ты десять раз подписываешь обязательство, что не распространишь информацию. Кстати, текст для проб они не прислали, даже сценарий не дают.
Просто написали, что на роль нужна девочка, описали ее характер. И сказали: «Подготовьте любой отрывок, какой хотите». Зоя сама выбрала и выучила отрывок. Когда я вошла с ней в офис, у меня дрожали коленки. На стенах висят плакаты фильмов, которые я любила в детстве: «Титаник», «Терминатор», «Терминатор 2». В этой обстановке Зоя зажалась. Так бывает. Я-то, взрослый человек, и то стесняюсь на пробах. Сейчас дочка пробуется на фильм, в котором продюсер — Анджелина Джоли. И мы радуемся, потому что это интересная жизнь, когда ты встречаешься с талантливыми людьми.
— Зоя знакома с кем-нибудь из голливудских звезд?
— Она познакомилась с Джулианной Мур. Причем не на киностудии, а в салоне красоты. Как раз для роли в «Оа» дочке нужно было осветлить волосы. Помню, я маме сказала: «Вот почему ты их не сфотографировала, они же два часа общались!» Мама ответила, что я и сама поступаю так же, не фотографируюсь с известными артистами. Как-то мы с Валерой сидели в кафе, и тут я увидела Дастина Хоффмана, который в тренировочных штанах за соседним столиком тоже ел гамбургер. Я сказала Валере, а он говорит: «Я боюсь повернуться, но хочу его увидеть, где он?» Даже Валера, который очень спокойно ко всему этому относится, хотел просто увидеть Дастина Хоффмана живьем. Но нам же не пришло в голову подойти и сказать ему: «Эй, слышишь, чувак, давай с тобой сфотографируемся!»
— А вы с мужем обсуждаете сценарии фильмов, куда приглашают Зою?
— У Зои есть американский агент, это он принимает решение. Ричард Кук, как ее первооткрыватель, порекомендовал потрясающее агентство, занимающееся детьми. Мы познакомились и стали сотрудничать. Понятно, что никто ничего не обещает. Есть хорошее английское выражение: «Кинем спагетти об стену и посмотрим, что прилипнет». В этой профессии тебе ничего не гарантируют. Можешь сходить сто раз на пробы и не получить ничего. А можешь сходить три раза и получить все три роли. Когда я была с Зоей на пробах и видела, как в очередях сидят мамы с девочками, которые уже несколько лет ходят на кастинги, было не по себе.
Я делаю все возможное, чтобы Зоя не относилась к этому серьезно, говорю: «Давай считать, что мы ходим в театральный кружок. Представь, есть люди, которые платят деньги, чтобы их ребенка учили актерскому мастерству. А у тебя ситуация уникальная: есть агент, который тебя отправляет на самые интересные проекты, — и ты там учишься». Главное — не питать иллюзий, а получать удовольствие от происходящего. Валера ей постоянно говорит: «Зоя, твои пробы — абсолютно не обязательная вещь. Если ты себя чувствуешь некомфортно, если это тебя волнует: возьмут, не возьмут, — тогда все не нужно».
Когда дочь снималась в «Оа», я познакомилась с мамой девочки-американки, которая дублировала Зою на общих планах. Она сказала: «Мы продаем квартиру в Нью-Йорке, переедем в Лос-Анджелес, будем делать карьеру». Я спросила: «Как вы будете ее делать?» Она говорит: «Мы положим на это всю свою жизнь, все время. Я буду разносить ее фото везде, чтобы получить роль». Как это будет травматично для детской психики, если она роли не получит…
— Жизнь Зои сильно изменилась после премьеры сериала?
— Да, жизнь дочки стала гораздо насыщеннее и ярче. Но Зоя не схватила звездную болезнь. Я волновалась, а сейчас поняла, что нет, у нее, скорее, в обратную сторону крышу сносит: «Мама, ничего не надо про это говорить, пойдем, я сыграю на фортепиано». Я думаю: ну хорошо, не надо так не надо. Пытаюсь объяснить: «В том, что тебя хвалят, нет ничего постыдного. Это не просто так, ты хорошо сделала свою работу, понравилась зрителю». Но, видимо, эта скромная оценка своих достоинств у нее идет от семьи. И от Валеры, и от Петра Ефимовича, который всегда считал, что «быть знаменитым некрасиво». Вот, например, у Зои есть свой блог, в котором она выкладывает только нашу собаку. Куча людей ей пишут: «Когда второй сезон?» Спрашивают про ее роль, интересуются ее жизнью. И я в какой-то момент сказала: «Давай все-таки выложим несколько фотографий со съемок». Зоя сопротивлялась, потом согласилась.
— А вы не думали, что Зоя вырастет и внешне изменится? И, возможно, у нее уже не будет ролей. Психика от этого не пострадает?
— Зоя все понимает. Она посмотрела фильм «Искусственный разум» и знает, что произошло с мальчиком, который играл главную роль у Спилберга и был суперзвездой. Трагичная история и у Маколея Калкина. А вот Дакота Фэннинг — пример успешного человека, с ней все в порядке, так же как и с Натали Портман. Когда человек может адекватно воспринимать все, что с ним происходит, он не свихнется.
— А как Зоя поступила с гонораром за съемки?
— Ее деньги лежат в банке на ее собственном счете. Потом, когда она вырастет, сможет этими деньгами воспользоваться. Дочка уже планирует, что купит папе и мне. (Улыбается.) В Америке строгий закон. Он появился давно, в связи с одной историей. Чарли Чаплин снял фильм «Малыш», в главной роли был маленький мальчик по фамилии Куган. И он заработал огромные деньги, миллионы долларов. Когда он вырос, обнаружил, что все его счета пусты, потому что родители истратили все. И был скандал, суды, но ничего уже нельзя было сделать. В итоге приняли закон, что, когда ребенок снимается, ему открывают счет, который называется «счет Кугана». Родители имеют право распоряжаться только процентами с этого счета.
— А ее учебе не мешали съемки?
— Здесь идеальные условия: шесть часов на площадке, где тебя кормят, любят, лелеют, холят. Учительница на площадке с ней была все время…
— Вы ведь и сами стали работать очень рано. Только не в кино, а в Доме моделей…
— У меня была подружка во дворе. Она услышала по радио, что приглашаются девочки в Общесоюзный дом моделей, и рассказала моей маме. И мы туда съездили за компанию. Меня взяли. Папа был против. А мама сказала: «Ну, хобби будет у ребенка, это интересно». Я пришла в Дом моделей в шесть лет. Помню, учительница географии, недовольная моими пропусками уроков, с сарказмом сказала моей маме: «Желаем вашей дочке удачно выйти замуж». Сейчас я смеюсь: спасибо, пожелание сбылось, у меня счастливая семья. И прекрасная профессия, потому что со временем я увлеклась театром и ушла из Дома моделей. И географию знаю на отлично, потому что весь мир объездила. Кстати, у американцев в школе такое невозможно, у них все по-другому. Учительница не может сказать про ребенка плохое, унизить его. Родительских собраний нет. Никто не станет обсуждать ребенка в присутствии других родителей. Общаешься с педагогом один на один. И с тобой говорят так, чтобы ты, не дай бог, не подумал, что у тебя ребенок какой-то не такой.
— Вы же тоже решили попробовать себя в американском кино…
— Да, я снялась в американском сериале. Нам пока запрещено говорить про этот сериал. Я подписала бумагу, что не имею права даже телефон на площадку приносить. Но могу сказать, что я получила роль у режиссера, у которого и мечтать не могла поработать. Этот человек снимал очень известный сериал, а теперь снимает новый проект, и все думают: что же он сейчас такое сделает? Мой английский агент Ричард Кук прислал мне сценарий, я записала свои пробы на телефон и отправила ему. И только через месяц меня утвердили. Сначала я в это не поверила и говорила: «Этого не может быть!» Думаю, сериал выйдет в конце 2018 года. Я сыграла русскую, но на английском.
— Вы еще проходили пробы на роль девушки Джеймса Бонда, даже ездили встречаться с режиссером…
— Я не люблю рассказывать про то, что не случилось. Я же в итоге не получила эту роль. Но да, я пробовалась на роль девушки Джеймса Бонда, это было три года назад. Была смешная история задолго до проб. Близким известно, что я очень люблю сладкое. И однажды мне сестра сказала: «Ну и зачем себе в этом отказывать? Вот когда тебя позовут на роль девушки Джеймса Бонда, тогда и сядешь на диету, пойдешь в зал». Но, кстати, я никогда столько не ела сладкого, как перед пробами на девушку Бонда, — очень нервничала. Сначала мне предложили записать пробы на телефон, я их отослала. А потом пришло письмо с приглашением на пробы в Лондон. Там было написано, что режиссер Сэм Мендес хочет со мной встретиться. Это уже серьезно, тебе оплачивают билет, отель. Валера мне говорил: «Это успех! Ну не приглашают туда сто актрис». И Ричард Кук примерно то же самое сказал: «Женя, моему агентству уже 25 лет, но ты первая моя актриса, которую рассматривают на роль девушки Джеймса Бонда. Поэтому иди, какая ты есть, и радуйся уже тому, что тебе назначили такую встречу».
Помню, в гостинице в Лондоне, накануне знакомства с Мендесом, я срочно смотрела его предыдущего «Бонда» — раньше как-то не довелось. При этом я видела все остальные фильмы Сэма, это вообще один из моих любимейших режиссеров. Для меня фильмы «Красота по-американски» и «Дорога перемен» — просто классика. Встреча состоялась в особняке на улице Пиккадилли, в котором сидели все продюсеры, которые делали всех «Джеймсов Бондов» начиная с 60-х годов. И вот я пришла туда. Сэм мне сказал, что будет две женские роли, одна по возрасту — тридцать лет, другая — ближе к сорока пяти.
В итоге там Моника Беллуччи сыграла, а он мне говорил, что будет Пенелопа Крус. То есть он тогда еще выбирал. Да и сценарий был не написан. Сэм был со мной честен: «Смотри, ты мне очень нравишься, ты замечательная актриса, но мне надо, чтобы у меня сошелся весь актерский пасьянс. Да и потом, русская была в предыдущих фильмах, это уже такое клише, и мне, возможно, стоит девушкой Бонда сделать француженку или итальянку. Но и это не беда, потому что ты выглядишь не как русская. Мы будем смотреть, думать с продюсерами». Мы проговорили больше часа. А ведь есть такое понятие: «сколько на тебя потратили времени». Агент всегда спрашивает, когда ты выходишь с проб: «Сколько там пробыла?» Если пять минут — плохо, десять — уже хорошо, а если 20—30 минут, то великолепно. Потому что люди в кинобизнесе неимоверно ценят свое время. Если они в тебе не заинтересованы, просто указывают на дверь, у них нет такого понятия: «давайте поговорим про жизнь».
— Много отличий в западном кинобизнесе от русского?
— Я не профессиональная американская актриса, у меня нет большого опыта. Да, я снялась в американском сериале, но в небольшой роли. Однажды Ричард посоветовал найти мне агента в Америке. Мы с ним выбрали Сару Шин — очень крутого агента, у нее суперартисты. Но ничего не вышло. Ей не понравилось, что я постоянно летаю в Москву. По ее логике, раз я у нее в агентстве, то должна ходить на все кастинги, куда она меня отправляет, сидеть в очередях. Однажды у меня был спектакль в «Современнике», я его отыграла, возвращаюсь в гримерку и вижу, что у меня уже десять неотвеченных звонков от Сары. Я набираю ее и говорю: «Сара, я же говорила, что я улетела в Москву, у меня спектакль». А она не понимает.
Она американка, не хочет знать моих личных обстоятельств. А я пытаюсь работать и тут, и там, но все же моя основная работа в России, я никогда из Москвы не уеду, я люблю Москву. Мы с ней расстались, потому что она мне сказала, что так не пойдет. Помню, я расплакалась, позвонила Ричарду: «Чем я ее подвела? Я ничего не сделала». И он говорит: «Женя, не обращай внимания, это только я понимаю, что такое русский артист, у которого есть театр, съемки». Ричард замечательный! Он живет в Дублине и в Лондоне, у него два офиса, очень большое агентство. Из русских в числе его клиентов Данила Козловский, Юра Колокольников и несколько наших серьезных артистов. Кстати, это он и Зоечку заметил.
— Не боитесь, что станете такой востребованной, что не сможете, как раньше, уделять много времени семье?
— Когда меня спрашивают: «Ты делаешь там карьеру?» — я отвечаю: «Нет, я живу в таком ритме, что если что-то там случится — ну и замечательно. Но я не буду для этого менять свою жизнь». Уже была такая ситуация! Я сделала пробы для хорошего английского сериала. И мне говорят: «Большой шанс, что тебя утвердят». Но я понимала, что съемки совпадают с работой над вторым сезоном «Адаптации». И выбрала то, что по душе, — «Адаптацию». Я люблю этот сериал, свою героиню, да к тому же у меня обязательства, я же отснялась в первом сезоне.
— Уверена, ваш муж вами очень гордится…
— Валерий действительно очень гордится мной. Я даже на него иногда злюсь: он о моих самых маленьких работах всем норовит рассказать. Я говорю: «Валера, а о чем тут рассказывать, это же совсем маленькая роль в одной серии!»
— Надо ли так понимать, что рожать второго ребенка вы передумали? В прошлом интервью вы сказали, что выбираете имя для будущего ребенка и что морально готовы к его появлению.
— Да, теперь даже странно, что я без огромного живота пришла на интервью. (Смеется.) Имя-то уже выбрано, и для мальчика, и для девочки. Мы все мечтаем о малыше. Я осознаю, что мы уже несколько затянули со вторым ребенком. Хотя Зое всего восемь лет, а у меня самой, например, с сестрой разница одиннадцать лет, и мы лучшие подруги. Это я настояла на ее рождении, сказала маме: «Если у меня не будет сестры, вы мне больше вообще не родители». Так совпало, что появилась действительно сестра, а не брат. Но я была бы рада и брату, конечно. У Зоечки есть старшие брат Петя и сестра Катя (дети от первого брака Валерия Тодоровского), которых она обожает, но ей хочется кого-то младше себя. Я ей говорю: «Дочка, все еще будет!» Кстати, в Америке я считаюсь очень молодой мамой. Там в сорок лет только задумываются о детях.
Все мамы дочкиных одноклассников очень взрослые. Так что у меня еще действительно все впереди. Я даже знаю, чем займусь во время беременности — буду писать сценарий. Такая идея возникла на съемках сериала «Оа». Актриса, которая снималась там в главной роли, Брит Марлинг, сама написала этот сценарий. Брит — красивая блондинка, и до этого ей все время предлагали сыграть легкомысленных барышень. Но Брит тесно в рамках подобного амплуа. И она взяла и вместе с другом придумала для себя историю. После этого я пересмотрела свои взгляды на жизнь. Ведь и я могу придумать интересную историю, хотя бы синопсис — и написать по ней сценарий с профессиональными сценаристами. Есть же прекрасные вдохновляющие примеры.
Мэтт Дэймон и Бен Эффлек написали сценарий фильма «Умница Уилл Хантинг», сыграли там главные роли, и картина получила «Оскар». Российские актрисы Даша Чаруша и Светлана Устинова тоже придумали захватывающую историю, а Роман Волобуев снял по ней фильм. Такой подход я уважаю. Даже Валера мне говорит: «Давай. Когда между съемками у тебя есть время, Зоя в школе, садись и пиши. Я всегда открыт для предложений, хорошая идея — самое ценное». Одной идеей я с ним уже поделилась, и он сказал, что ее можно развить в сценарий. Нужно время. Я могу писать про то, в чем хорошо ориентируюсь. Историю, основанную на личном опыте. Вот уже несколько месяцев я делаю заметки, наброски. Посмотрим, что получится.