В ночь на 16 октября с улицы Мосфильмовская в столице увезли единственный памятник Евгению Леонову, точнее - его киноперсонажа. Как «Комсомольской правде» подтвердили в семье актера, эта скульптура была единственным изображением артиста.
- Да, больше памятников Евгению Павловичу нет, - объяснила супруга сына актера Андрея Леонова Анастасия. - Но нам она не нравилась. И с Говорухиным мы согласны. Когда ее украли, мы все подумали: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Когда ее собирались устанавливать, нам объяснялось, что там будут все герои из фильма, вся компашка. А получилось, что, нас не спрашивая, поставили только его одного. Может быть, мы бы и были рады, но не этому персонажу. Но полноценного памятника Евгению Леонову как актеру не существует.
После таких оценок за уничтоженный памятник вступился сценарист картины Георгий Данелия. По просьбе «КП» он высказал свою позицию:
- Это, конечно, безобразие! Я ведь был на открытии. Это же не памятник Доценту, это памятник Травкину, директору детского сада, который изображает из себя бандита Доцента. Поэтому его и открыли. Говорят, что те, кто украл - приезжие? Они, наверное, и фильма не видели... Но хотелось бы, конечно, чтобы его восстановили. Он так симпатично стоял.
А если Говорухин думает, что памятник бандиту, то, может быть, он прав. Но это памятник директору детского сада, который, рискуя собственной жизнью, изображал бандита для того, чтобы помочь государству. В общем-то, довольно-таки героический памятник. Если так, как я говорю, то памятник имеет место и право стоять напротив Мосфильма. А если так как он [Говорухин] считает, что памятник просто бандиту и Доценту, тогда его не надо ставить.
А что до оценок фильма, то нет никакой драмы в том, что сказал Говорухин. Этот фильм можно считать средним. По понятиям профессионалов. Поэтому ничего обидного Говорухиным не сказано. На меня это абсолютно не произвело никого впечатления. Я понимаю Говорухина, которому не нравится этот фильм. Понимаю, почему он считает его средним. И, думаю, не надо из его слов делать сенсацию. Насколько я знаю, многие кинематографисты-профессионалы считают этот фильм средним. Также как многие самые любимые зрителями картины Гайдая, которые на ведущих позициях уже много-много лет, тоже считались средними. Но профессионалы воспринимали их именно так, как и «Джентльменов удачи».
У зрителя фильм имел сногсшибательный успех. Его посмотрело очень много людей. При этом он снят около 40 лет назад, а показывают его и сейчас. И его смотрят.
Второе дело, это оценка среды, оценка профессионалов. Это также, как произведение писателя, которое пользуется колоссальным успехом у читателя, но критика не считает это высоким достижением. Так и в кино бывает. У нас же свои критерии хорошего фильма. Бывают блестящие фильмы, которые вообще никто не смотрит. Мне, к примеру, очень нравится фильм Германа «20 дней без войны». Я его смотрел в кинозале и когда он закончился, все кроме меня ушли. От этого фильм не стал хуже. Просто не все готовы слушать симфоническую музыку, условного Шнитке не каждый готов оценить. Тоже и с живописью, тоже и с кино. И это нормально. Это не должно вызывать какого-то удивления. Так было всегда. Не могут люди быть одинакового развития.
Я считаю, что несмотря на то, что этот фильм про бандитов, он добрый. На нем можно отдохнуть. А на большее и не претендует.
ВОПРОС ДНЯ
Надо ли ставить памятники антигероям даже в исполнении любимых артистов?
Никас САФРОНОВ, художник:
- Народные роли никто не отменял. Булгаковский дом по-разному обзывают, но Бегемота не снесли. Мы через памятники узнаем историю страны и мира.
Антон БЕЛЯКОВ, член Совета Федерации РФ:
- Можно спорить бесконечно, герой какой-то определенный персонаж или антигерой. И случай с Леоновым показательный - ведь это может быть памятник не Доценту, а директору детсада в его исполнении. Всегда есть плюс и минус.
Юрий ВЯЗЕМСКИЙ, профессор МГИМО, телеведущий:
- Если бы я выбирал, то Доцента не взял бы. Вот в «Старшем сыне» у Леонова театральная роль. Но считаю, что и антигероям памятники нужны. Гюго писал о том, что нужно ставить памятники предателям, чтобы люди на них плевали, кидали грязью.
Анатолий ТРУШКИН, писатель-сатирик:
- Надо, потому что мы все равно воспринимаем его как памятник артисту, а не персонажу.
Зиновий КОГАН, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России:
- Не нужно! Зачем плодить дурной пример для молодежи?
Юрий РОЗУМ, народный артист России, пианист:
- А почему нет? В живописи тоже есть антигерои. И что, картины утилизовать? Я радовался, когда сносили Дзержинского, но это был реальный человек. А Доцент - это скорее памятник феноменальной игре выдающегося актера.
Алла Анатольевна, слушательница Радио «КП» (97,2 FM):
- Была бы рада Паниковскому в Москве! Может, перевезем его из Киева, пока не стал жертвой борьбы со всем советским?