Минфин предложил ввести перечень случаев, когда регионы смогут проводить госзакупки у единственного поставщика без санкции правительства. Среди них — помощь беженцам, гражданская оборона, восстановление разрушенных объектов.
Минфин вышел с инициативой определить особые случаи, при которых закупка у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ (закупки за счет бюджетных средств) может быть проведена регионами без решения правительства. Соответствующие поправки в проект постановления кабмина ведомство разместило для общественного обсуждения, РБК ознакомился с ними. «Изменения спроектированы с учетом текущей экономической ситуации, обусловленной внешним санкционным давлением», а также «проводимой специальной военной операции», сказано в пояснительной записке.
Закон о госзакупках определяет общие случаи, когда закупка может быть осуществлена у единственного поставщика, то есть без конкурса. В марте 2022 года правительство впервые определило особые случаи таких закупок до конца 2024 года вне рамок общего закона: они могут осуществляться на основании, например, протокола заседания правительства или поручения главы правительства в целях реализации решений правкомиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций.
Что предлагает Минфин
Теперь Минфин предлагает на семь пунктов расширить этот список особых случаев внеконкурсных закупок. Как следует из проекта постановления, по крайней мере часть этих случаев даст право региональным и местным администрациям договариваться с единственным поставщиком без решения федерального центра.
В упрощенном порядке закупки у единственного поставщика предлагается осуществлять на следующие нужды:
- восстановление объектов, поврежденных или разрушенных в результате боевых действий;
- реализация мероприятий из указа президента от октября 2022 года, вышедшего в связи с введением военного положения на территории Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей и режима среднего уровня реагирования в приграничных регионах. К таким мероприятиям относятся, например, усиление охраны общественного порядка, мобилизационные меры в сфере экономики и меры по «удовлетворению потребностей вооруженных сил»;
- обеспечение экономических, социальных и правовых гарантий беженцам, вынужденным переселенцам, а также лицам, пострадавшим в результате боевых действий;
- приобретение товаров двойного назначения, беспилотных летательных аппаратов, приборов ночного видения, лекарственных препаратов и других товаров, определенных постановлением правительства «О специальной мере в сфере экономики»;
- осуществление мероприятий по гражданской обороне.
Кроме того, в упрощенном порядке предлагается определять единственного подрядчика работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства и сохранению объектов культурного населения народов России при условии, что такое решение приняла рабочая группа по реализации «специального инфраструктурного проекта». Ранее в Минстрое и Минздраве появились департаменты «по реализации специального инфраструктурного проекта», которые занимаются проблемами четырех новых российских регионов.
Аналогичные случаи госзакупок у единственного поставщика будут распространены на автономные учреждения, получающие субсидии из бюджета, и на негосударственные юрлица, получающие бюджетные инвестиции.
Учитывая необходимость оперативного начала применения изменений в регионах, проект постановления содержит особый срок вступления в силу — со дня официального опубликования, следует из пояснительной записки.
Предложенные Минфином меры помогут снизить бюрократическую нагрузку на органы власти и сэкономить время при решении оперативных задач в экономике и регионах, оценивает управляющий партнер IPM Consulting Вадим Тедеев. При этом он указывает на коррупционные риски. «Отмена обязательных согласований по части сферы госзакупок может привести к злоупотреблению своим положением со стороны ответственных лиц. Например, речь может идти о заключении контракта, заведомо невыгодного для бюджета, но в пользу заинтересованных лиц», — допускает он.
Как поменялась сфера госзакупок после санкций
После введения санкций власти существенно поменяли сферу госзакупок. В целом изменения были направлены на упрощение закупочных процедур и допуска российских поставщиков к госзаказу. В частности, заказчикам разрешили выдавать исполнителям авансы до 90% от суммы контракта, были установлены новые сроки оплаты товаров и услуг, введены офсетные контракты (инвестиционный механизм долгосрочного договора на поставки), перечисляет генеральный директор «Тендерплана» Максим Кузнецов. «Эти меры способствовали успешному преодолению экономикой санкционного давления», — отмечает он.
В то же время в марте 2022 года правительство приняло постановление об изъятии из публичного доступа части госзакупок. «В результате сегодня невозможно точно определить, какая доля госзакупок размещается в единой информационной системе (ЕИС). Основной объем закупок по этому постановлению осуществляют крупнейшие компании с государственным участием, и их доля в системе госзакупок, вероятно, значительна», — полагает эксперт.
Что касается доли госзакупок у единственных поставщиков, то, по данным ЕИС, в 2023 году с такими поставщиками было заключено контрактов на сумму 1,83 трлн руб., что составляет 18,1% от общей стоимости контрактов (10,16 трлн руб.). По открытым данным, в прошлом году на контракты у единственного поставщика пришлось 26% от числа закупок, добавляет первый заместитель генерального директора «РТС-тендера» Максим Сыромахо.
Согласно мониторингу Минфина, за девять месяцев 2023 года с единственными поставщиками на основании временных случаев, определенных решениями правительства или регионов, было заключено контрактов на 792 млрд руб.
Самым популярным способом госзакупок по 44-ФЗ в 2023 году оставался электронный аукцион (4,76 трлн руб., или почти 47% от общего объема закупок), на втором месте — открытый конкурс в электронной форме (3,3 трлн руб., или 32,6%).
Для закупок у единственного поставщика было много оснований и до этого, напоминает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. «Очень часто возникает необходимость осуществить закупку у единственного поставщика без проведения конкурса. В случаях, которые указаны в проекте Минфина, не всегда можно и не всегда оправданно проводить конкурс», — считает он.