— Я поехала туда на неделю лечебного голодания по стопам одной из моих подруг. И хотя быстро поняла, что голодание — это не мое, поездка оказалась очень хорошей. Алтай меня поразил невероятной энергетикой, это место, где быстро забываешь о суете, которая окружает нас в больших городах. Мне необходима была перезагрузка. Я бывала во многих уголках мира, в том числе и таких, куда редко добираются туристы. Но Алтай покорил мое сердце, это любовь с первого взгляда. Я практически ни с кем там не общалась. Мне физически было необходимо побыть одной, помолчать, подумать, почитать… Даже не заметила, как пролетела эта неделя, и могу сказать, что вернулась я абсолютно обновленная, это заметили все мои близкие. А голодать на Алтае, кстати, очень легко, там вообще не думаешь о еде.
— Теперь только с мужем! Марат, кстати, уже много раз бывал в этих местах, в отличие от меня. Муж любит путешествовать на машине, доезжал даже до Монголии. Туда я с ним еще не выбиралась, но мы уже проехали вместе почти всю Европу и половину Америки. Рядом с Маратом я стала меняться. Раньше любила исключительно пляжный отдых: полежать на песочке, позагорать, выпить вкусный коктейль. Книжка, солнце, море, покой — и все, лишь бы меня не трогали. А сейчас мне стал интересен активный туризм. Я узнала, что на Алтае есть многодневные конные походы, когда ночуешь в диких местах, разбиваешь лагерь с палатками. Очень хочу, чтобы мы с мужем приняли в этом участие. Может быть, найдем для себя еще одно место, куда будем возвращаться снова и снова. У нас с Маратом уже есть одно такое — секретное, куда мы улетаем только вдвоем. И, кстати, фотографии оттуда я никогда не выкладываю в соцсети.
— Что же это за место?
— Скажем так, без конкретики, оно находится в Австрии… Очень похоже на страну хоббитов. По сути, это спа-отель, где ты целый день проводишь в халате. Из номера по подземным переходам идешь к бассейнам, озерам. Там есть термальные источники с горячей минеральной водой, а еще искусственный вулкан, который извергается по вечерам. Марат это место открыл давно, там практически не бывает туристов. И вообще, я поняла, что с любимым человеком любой уголок становится райским. Пару недель назад мы провели несколько потрясающих дней в горах рядом с Сочи, увидели долину водопадов, открыли купальный сезон в Черном море.
— Судя по всему, много времени вы находитесь в дороге, в перелетах. Все ли проходит гладко? Бывает ведь и нелетная погода, а нужно успеть на спектакль, к примеру…
— Ситуации, конечно, случались разные: и курьезные, и драматичные. Буквально месяц назад я летела на съемки в другой город ночным рейсом. Марат, как обычно, проводил меня в аэропорт. А он старается не уезжать домой и дождаться моего взлета. В этот раз все шло точно по расписанию. Посадка произошла вовремя, самолет начал двигаться к взлетной полосе. И тут я обратила внимание, что в салоне появился запах дыма. Посмотрела в иллюминатор и поняла, что из-под крыла выбиваются языки пламени. Я застыла от страха. Никого из экипажа почему-то в салоне не было, а другие пассажиры как будто ничего не замечали, что пугало меня еще больше.
Конечно, я тут же позвонила Марату. А вдруг это будет наш последний разговор, еще раз скажу, как люблю его… Муж меня внимательно выслушал и стал успокаивать, что было сделать не так-то легко, потому что эмоции зашкаливали. Он объяснил мне, что иногда так бывает, когда заливают чуть больше топлива. В любом случае, даже если самолет неисправен, то экипаж примет правильное решение. Но волновалась я все же не зря, самолет остановился, подъехали служебные машины аэропорта, и нас отбуксировали на запасную стоянку. Полтора часа ничего не происходило, никто ничего не объяснял. Затем нас пригласили покинуть борт, в итоге мы вернулись в терминал и улетели позже, уже другим самолетом. Я очень благодарна Марату, что он не уехал домой, остался на ночь в аэропорту. Мы проговорили с ним все это время по телефону. Не знаю, что бы со мной было, если бы не его поддержка. Согласитесь, в такой ситуации трудно сохранять хладнокровие.
— На «Кинотавре» вы были одна. Хотя потом отмечали свой день рождения там же, рядом с Сочи, но уже с мужем. Почему Марат не сопровождал вас на красной дорожке?
— Марат непубличная персона, не любит излишнего внимания. И правильно делает! Не собираюсь никому доказывать, что у меня ах какой муж. Мне достаточно того, что я сама знаю, какой он у меня. И предпочитаю любоваться на него дома, а не на фото в светской хронике. (Смеется.) Тем более что для «7Д» Марат всегда делает исключение. У нашей семьи особые отношения с вашим изданием.
— Это правда, и вы сами уже узнали профессию журналиста изнутри во время прямых эфиров для сайта 7days.ru. Какие впечатления от нового опыта?
— Признаюсь честно, сначала было очень страшно. Прямой эфир — это же не дубли в кино, когда можно ошибиться и спокойно все переснять. И даже не театр, где всегда есть спасительная кулиса. Помню один случай еще в театральном институте, когда играла на госэкзамене по актерскому мастерству Липочку в отрывке из «Свои люди — сочтемся». Говорю свой текст и вдруг вижу, как расширяются глаза у моего партнера. Слежу за его взглядом и понимаю, что моя нижняя юбка вот-вот свалится. И это произойдет на глазах у всех преподавателей, государственной комиссии. В общем, я схватила свой подол и прыгнула за кулису. Мне кажется, побила тогда все олимпийские рекорды по прыжкам в длину. Быстро сбросила нижнюю юбку и тут же вернулась обратно на сцену, никто даже не понял, что произошло. А вот во время прямого эфира нет возможности спрятаться куда-то и исправить ошибку. И при этом есть в нем какая-то магия: человек вдруг начинает рассказывать тебе то, чего не говорил даже лучшим друзьям. Одна актриса впервые сказала, что они уже не живут с мужем, другая привела на съемку ребенка, которого до этого никогда не показывала. А ведущая программы «Орел и Решка» вдруг призналась, что украла картину из гостиничного номера. Никогда не знаешь, куда заведет тебя разговор…
— Смотрит ли прямые эфиры ваша семья?
— Я даже не ожидала, что Марат настолько серьезно отнесется к этой истории. Скажу честно, на мою работу в кино он реагирует прохладнее. Марат смотрел все эфиры и давал какие-то важные советы, которые на самом деле мне помогают. Я тоже всегда пересматриваю все выпуски, ищу ошибки. У меня есть такая черта: я всегда собой недовольна. Даже когда все вокруг хвалят, найду какие-то недочеты, которые можно было бы исправить. Вот эта склонность к рефлексии преследует меня всю жизнь в кино и в театре, а теперь еще и в новой моей ипостаси — ведущей прямых эфиров. Даже не знаю, в плюс это мне или в минус. Наверное, хорошо, когда человек умеет себя критиковать, иначе он витает в облаках, вот тут-то и совершаются ошибки. Но в каком-то смысле плохо, когда не хватает уверенности в себе. Недавно на «Кинотавре» мы говорили с Ирой Рахмановой, она сыграла в новом фильме Дмитрия Месхиева. Перед просмотром Ира сказала мне: «Ой, у меня там только эпизод». Смотрю фильм, а у нее замечательная роль! Я говорю: «Ир, какой эпизод? Ты о чем?» Она отвечает: «Ну, мне как-то неудобно…» Вот и мне всю жизнь неудобно. А современный мир совсем другой, нужно постоянно говорить: «Я! Я! Я!» Но нас воспитывали, что скромность — это хорошо, и я по привычке все время пытаюсь сказать: «Я там где-то, в сторонке…»
— Самая больная тема для актеров — оказаться в сторонке, не получив роль. Но вы — успешная, состоявшаяся актриса. Интересно, еще переживаете, если после проб роль уходит к кому-то другому?
— Я давным-давно научилась контролировать свои эмоции. Сейчас после кастинга я сразу же про него забываю. Когда тебе 18 лет, ты этим живешь — позвонят или не позвонят, утвердят или не утвердят. А сейчас совершенно другое отношение. Это часть работы, и когда меня утверждают, я радуюсь, а когда нет — понимаю, что это не потому, что я плохая актриса или что я неважно выгляжу, а просто подошел другой человек. Пробы — это лотерея. Ничего личного. Но так было не всегда… Я очень переживала, когда меня сначала не утвердили на роль в «Звезде». Это фильм Николая Лебедева, моего любимого режиссера, которого я считаю своим кинематографическим отцом: он первым меня снял в «Змеином источнике», и эта работа стала для меня переломной. Я ведь не собиралась становиться актрисой.
Старшеклассницей несколько раз в неделю занималась в театральной школе при Щепкинском училище, но поступать планировала на мехмат или на факультет высшей математики в МГУ. И тут в столовой Щепкинского училища меня увидел ассистент, он искал актеров для сериала, который собирался снимать Лебедев. Тот проект не запустили из-за отсутствия денег. Но Коля вспомнил обо мне, когда пришло время «Змеиного источника». Сначала предложил мне роль жертвы убийцы. Потом решил попробовать на роль Зиночки, хотя сомневался, потяну ли я, 15-летняя школьница, ведь другими претендентками были профессиональные актрисы. Но в итоге на эту роль утвердили меня. А жертву, кстати, сыграла моя одноклассница Аня, это я ее привела на площадку и показала режиссеру. Именно работа с Лебедевым изменила мои планы, я решила стать актрисой. Поэтому, когда Коля пригласил меня на пробы в свой новый фильм «Звезда» на главную женскую роль и прислал сценарий — я загорелась.
Кастинг был очень серьезный, в несколько этапов, мне кажется, сейчас такого никто не делает. В итоге на роль Кати Симаковой попробовалась вся Москва: мои подруги, однокурсницы, выпускницы театральных вузов. И вот меня не утвердили. Коля сам позвонил мне, чтобы сказать об этом, за что я ему очень благодарна, потому что после проб обычно перезванивают, только если тебя утверждают. Я до сих пор помню, какая это для меня была трагедия! Я поехала к своей подружке Свете Зейналовой, она мне испекла огромную шарлотку, я ее ела и плакала, а меня все утешали. И вдруг, спустя несколько месяцев, когда съемки фильма шли полным ходом с другой актрисой, мне снова позвонил Лебедев и вызвал на площадку. Не знаю почему, но ту актрису в какой-то момент сняли с роли. Но и тогда меня утвердили не сразу. Происходили странные вещи. Каждый день мне стригли волосы все короче и короче, искали образ. Я готова была хоть налысо побриться, лишь бы сниматься в этом фильме. Хотя, скажу честно, психологически это было достаточно тяжело, когда тебя и не снимают, и не утверждают, а только стригут… Но все кончилось хорошо.
— Интересно, станете ли вы родоначальницей актерской династии. Что думает ваша дочь Соня? Она хочет стать актрисой?
— Соня у нас — будущий ветеринар.
— Тогда у вас дома, должно быть, много животных?
— Нет-нет, дома только кошка и улитка Тони, нам хватит. С появлением улитки связана целая история! Ехали мы как-то с Соней в машине, и мне позвонила моя подруга-актриса. Сказала, что находится на съемках, где в кадре были две огромные улитки ахатины, которых потом спишут «в утиль». Добросердечная подружка, естественно, забрала их себе. И мы с ней мило разговаривали на эту тему, но я забыла, что включена громкая связь, а на заднем сиденье — Сонечка. Естественно, одна из улиток мгновенно отправилась к нам на постоянное место жительства. Соня назвала ее Тони, в честь марвеловского героя — Железного человека. В общем, как вы лодку назовете, так она и поплывет. (Смеется.) На улитку каждый день по нескольку раз совершались покушения со стороны нашей кошки Даши. Она пыталась откопать Тони, вытащить из аквариума и сожрать. Но Тони мало того что выжил, он еще отложил яйца, и родились сорок маленьких улиток. Я была тогда на съемках в другом городе, мне звонит дочь и радостно говорит: «Мама, наш Тони стал папой!» Меня чуть удар не хватил. С той поры я стала поставщиком улиток всей стране. (Смеется.) Породнилась, по-моему, с половиной Москвы, выложив пост в соцсетях и раздав почти всех детенышей разным людям. И только последние три штуки, которые тоже были уже забронированы, все-таки погибли в лапах нашей Дарьи. Их она сумела извлечь из аквариума.
— Ясно. Выходит, наблюдение за жизнью улиток действительно не менее увлекательно, чем съемки в кино. И Соню можно понять с ее выбором…
— На самом деле был момент, когда она попробовала себя в актерской профессии и снялась вместе со мной в кино. Спасибо большое режиссеру Валерию Рожнову, у которого я играла главную роль в телевизионном фильме «Женщина с лилиями». Он специально для Сони написал небольшой эпизод, причем со словами. Мы были в кадре вместе с дочерью, практически в финальной сцене, она мне вручала огромную связку шариков, и мы ее отпускали в небо. Соня была спокойна как танк, а вот я переволновалась страшно! Съемки продолжались целый день, да еще и на улице, и я все время думала: «Где мой ребенок? Она поела? Ей не холодно?» Еще я переживала, справится ли она с ролью. Но Соня была очень органична, сцену с ее участием сняли со второго дубля, и то — из-за шариков, которые важно было отпустить в правильный момент. Так вот, Соня снялась в кино и на этом успокоилась, больше желания стать актрисой у нее не возникает. Хочу ли я, чтобы она выбрала мою профессию? Скорее нет, чем да. Потому что понимаю, здесь многое зависит просто от воли случая. Огромное количество потрясающе талантливых, красивых, умных, тонких людей не добиваются успеха не потому, что у них нет способностей, а просто так сложилось…
— Дочь уже знает, что такое съемки. А муж?
— Один раз я пригласила Марата на съемки, и именно для того, чтобы он понял, что такое по 12 часов проводить на площадке, и прочувствовал все «прелести» нашей профессии. Выбрала прекрасную смену — ночью на кладбище. На самом деле у меня там были неплохие условия: свой вагончик, теплая гримерка. Но все равно это была промозглая осень, кладбище, ночь… Экстремальные условия для нормального человека, а в кино — норма жизни. Так же, как и съемки в тюрьмах, в больницах, в моргах (а это очень частые локации в кино). Марат, мягко говоря, был впечатлен. В какой-то момент он куда-то исчез. Я уж было заволновалась. Оказалось, он поехал в ресторан, чтобы купить всей съемочной группе много вкусной горячей еды и скрасить таким образом наше пребывание на кладбище.
— Ну а что? Неплохая проверка отношений!
— Безусловно! Почему часто бывают проблемы в актерских семьях? Приходишь вот так после 12-часовой смены, и хочется просто полежать, помолчать, прийти в себя. И очень важно, чтобы твой мужчина понимал это и давал тебе возможность выдохнуть. Но и ты должна думать не только о себе, а прислушиваться к человеку, который рядом, разделять его интересы, чувствовать его настроение и почаще ставить себя на его место. В этом, наверное, и есть секрет счастливой семейной жизни!