Поступая в театральные вузы, многие заблуждаются в представлении сути актерской профессии. Думают, что это сплошные красные дорожки, дефиле в красивых платьях и украшениях, толпы поклонников, цветы и аплодисменты. Нет!
— Радость и удивление... Почему-то никто такую замечательную фразу мне еще не говорил. Обычно сразу предлагают обсудить личную жизнь, хотя даже это сейчас никому не интересно. Мы живем в эпоху интернета, для многих главное — это жесткий хайп, для того чтобы все обратили на тебя внимание.
— К сожалению, вторая часть выйдет без меня, не удалось совпасть по графикам. С Димой Нагиевым мы знакомы с давних пор, когда снимались в фильме «Курьер из «Рая». Правда, мою сцену вырезали, так бывает... Дмитрий — харизматичный мужчина, а еще он трудолюбивый и талантливый артист. Когда встречаюсь с такими коллегами, как он, испытываю огромную радость и удовольствие. На площадке сериала «В активном поиске» мы постоянно шутили, импровизировали в кадре, и это придавало азарт всему процессу.
Дмитрий и в жизни такой же, как на экране — обаятельный, веселый, хотя я заметила его сильную усталость. Это можно понять — плотный рабочий график, так что хочется пожелать Дмитрию сил. По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен. Поэтому если попадаешь в обойму, то уже не отказываешься от предложений.
— В чем проявлялась эта усталость?
— Я профессиональная артистка, поэтому считываю такое состояние по нюансам. Например, когда опытный коллега не тратит себя попусту. В перестановке кадра он сидит молча, не контактирует с окружающими. Не потому, что нелюдимый, а потому что копит энергию. И когда звучит команда «Мотор!», он немедленно включается и делает то, ради чего пришел на площадку.
Молодые неопытные актеры ведут себя совсем иначе. Рассказывают анекдоты, болтают на отстраненные темы, даже поют. Может быть, у человека и хороший голос, но это вносит в рабочий процесс хаос. Особенно мешает, когда съемки проходят в небольшом пространстве квартиры, например.
Для меня работа в сериале «В активном поиске» стала новым опытом. Я впервые столкнулась с невероятно высоким темпом. Обычно за киношную смену снимается три, четыре, максимум пять минут экранного времени. А мы снимали по девятнадцать! Это не хорошо и не плохо, это лишь определенный уровень прогресса всей творческой команды. Артистам следовало быть максимально готовыми, точными, собранными. У Димы главная роль, и я представляю, в каком напряжении он находился.
— Как вы, опытная актриса, реагируете на посторонние разговорчики на площадке? Делаете замечания молодым? Или, может быть, объясняете, требуете тишины или предпочитаете промолчать?
— Делать замечания не в моем характере. Говорю, если кто-то открыто мешает и во время сцены вдруг начинается параллельная жизнь. Хочу быть правильно понятой, молодые актеры — талантливое поколение. У них можно многому поучиться. Мы были менее ответственными. Пусть сейчас ребята вместо бумажных книг читают электронные и не знают, кто такие Вячеслав Тихонов или Лидия Смирнова. Кумиры, книги, фильмы — все сейчас другое.
Да, они погружены в свои гаджеты, но как бы ни менялось время, их волнуют те же вопросы — первая любовь, дружба, амбиции, юношеский максимализм. По большому счету, ничего не меняется. Если человек в кадре делает свое дело, то все остальное не имеет значения.
Кстати, в ожидаемой осенью премьере, фильме-фэнтези «Красная Шапочка», главную роль сыграла потрясающая девочка Таисия Калинина, ей всего шестнадцать. Неважно, что она, по сути, ребенок. Таисию смело можно назвать профессиональным актером. Ночью, в жару, на холоде, в костюме, в гриме она спокойно стояла, терпела, понимая, где и зачем она сейчас находится.
— Катя, озвучьте, пожалуйста, ваш личный посыл к зрителю из роли мамы Красной Шапочки, фильма, который идет в кинотеатрах с 22 сентября?
— Верьте в себя, любите свою Родину, слушайте своих родителей. С детства следует чувствовать собственную уникальность, ощущать силу, чтобы никто тебя не сломал, не сказал, что ты какой-то неправильный. Мощь каждого из нас — в нашем единстве, в памяти предков, в культуре и общечеловеческих ценностях. Такое кино, как «Красная Шапочка», можно показывать без перевода и в Китае, и там зрители поймут, о чем речь. «Зорко одно лишь сердце», как говорил Экзюпери. Я полностью согласна с этой фразой.
— Как вы попали в проект? Пришлось пройти большой кастинг?
— Фигурально выражаясь, я села в поезд, который уже отправлялся. Часть фильма сняли без моей героини, но вдруг произошла остановка, подробностей не знаю, и мне прислали сценарий. Понравилось буквально все! И сюжет сказочный, и то, что предстояло играть в необычных костюмах, интересном гриме. Воодушевили и партнеры — Ирина Розанова, Алексей Серебряков — глыбы! И то, что режиссер — Александр Баршак. С Сашей мы однажды пересекались в работе. Он единственный за всю карьеру, кто тогда, после проб лично мне позвонил и прямо сказал: «Екатерина, я хочу перед вами извиниться, вас не утвердили, но мне все понравилось». Обычно звонят только в случае, когда тебя утверждают, а если нет, то уже никому не интересно. А ты все ждешь звонка, надеешься.
На «Красной Шапочке» у меня были только фото- и видеопробы, и я влилась в проект. Может быть, меня взяли потому, что я — мать всея Руси? Действительно, у меня много детей, и я ассоциируюсь с темой материнства... Моя героиня воспитывает дочь одна, она строгая, требовательная. И все же однажды ей пришлось отказаться от своих принципов и от своего материнского упрямства, поверить своей девочке, в ее силу и возможности. Это важный поступок для любой мамы, когда вдруг понимаешь, что ребенок вырос. Остается признать его позицию и благословить. Тогда у него появляются крылья, и он взлетает. Отпусти, разожми руки, мать! Пойми, что перед тобой не птенец, а взрослая птица. Именно в этом основной посыл моей роли.
— А какая у Красной Шапочки бабушка в исполнении Ирины Розановой? И как вам, двум опытным артистам, работалось вместе?
— Бабушка хулиганка, в душе ребенок. Для меня встреча с Ириной Юрьевной — подарок судьбы, мы наслаждались творчеством. Мы были на одной волне и прекрасно проводили время в ожидании выхода на площадку. Часто в такие минуты и часы я погружаюсь в другую работу — с телефоном в руках. Вычитываю интервью, подписываю договоры, изучаю родительский школьный чат. А тут я совершенно забывала о телефоне, хотелось говорить с Ирой. На площадке царила невероятная творческая атмосфера, располагающая к душевным беседам. С Ириной Юрьевной мы говорили о профессии, детях, семье, конечно, о мужчинах. Сплетничали в свое удовольствие, шутили.
— На кинофорумах зрители пишут, что вот, дескать, странно складывалась карьера Екатерины Климовой. Окончила театральный институт в 1999 году и тут же получила несколько ролей в кино! Разве такое бывает без блата?
— Далеко не сразу я начала сниматься. Первым фильмом, где я сыграла эпизод, были «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Потом из значимого — главная роль в фильме «Прощание в июне» по Вампилову. Кинокарьера складывалась постепенно, не быстро. Удивительно, но до сих пор мне говорят, что видели в крошечном эпизоде сериала «Дальнобойщики» — как разглядели, непонятно.
Не было такого дня, когда я проснулась знаменитой. Я никогда не сидела без дела, много работала. В театре получилось иначе, я пришла сразу на главную роль в спектакль «Отелло» Театра Российской армии. Репетировали в три состава, Дездемонами были замечательные актрисы Оля Кабо и Люба Толкалина. Но так получилось, что к финалу премьеру сыграла я. После этого я не проснулась знаменитой, меня стали узнавать по рекламным роликам.