Идея метавселенных стала популярной в 2021 году, когда глава Meta* Марк Цукерберг объявил о запуске проекта VR-пространства, где участники с помощью специальных гарнитур смогут общаться, работать и переживать иммерсивный опыт. Эту идею поддержала Microsoft. Компания презентовала пространство Mesh, где люди в виде голограмм взаимодействуют с цифровыми объектами. Вскоре в гонку метавселенных включились и другие игроки.
Год прошел, но прорыва так и не случилось. Крупные IT-компании показывали свои наработки, но по большей части они касались гарнитур. В июне 2022 года Цукерберг лично продемонстрировал журналистам Project Cambria— прототипы гарнитур смешанной реальности (XR—смесь дополненной и виртуальной реальностей). Но и этот проект еще находится в стадии разработки.
В итоге первоначальный интерес к технологическому явлению оказался выше, чем его прогресс. Аналитики Gartner в 2022 году представили «кривую хайпа». Она показывает, что тренд на метавселенные набирает обороты, но им потребуется пройти путь длиной в десятилетие, чтобы стать по-настоящему полезными и широко применимыми. Пока же как таковых метавселенных не существует, но развиваются их отдельные компоненты—цифровые двойники, AR- и VR-гарнитуры, Web3 (новое поколение децентрализованного интернета на блокчейне), которые обещают новый уровень взаимодействия в виртуальном и физическом мирах.
В 2023 году крупные компании, занимающиеся метавселенными, сворачивают разработки. Microsoft закрыла социальную VR-платформу AltspaceVR и свернула проект метавселенной для промышленности. Основной «двигатель» технологии, Meta*, сокращает разработчиков и урезает расходы, но пока сохраняет проект метавселенной. Те компании, для которых метавселенные были побочными проектами, например китайские Tencent и ByteDance, просто прекращают разработки.
В 2023 году метавселенными можно назвать разнообразные среды и активы, которые существуют в виртуальном пространстве. Именно поэтому скепсис критиков идей Цукерберга набирает обороты.
Но продукты для VR успешно развиваются и входят в нашу жизнь. Так, VR-гарнитура Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Quest 2 стала самой популярной на рынке (более 15 млн продаж). А приложение для гарнитуры Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Quest к 2023 году было установлено более 21 млн раз. Так что же происходит в отрасли виртуальной реальности и каковы ее перспективы?
Реальные ожидания от виртуальных миров
Согласно исследованию платформы продуктов для метавселенных METAV.RS «Рынок метавселенных 2022–2023» (Metaverse market— statistics for 2022–2023), в первом квартале нынешнего года рынок оценивался более чем в $47 млрд. Аналитики из McKinsey, Bloomberg и других экспертных компаний ожидают, что ежегодно он будет расти на 13,1%. По их мнению, стоимость метавселенных к 2024 году превысит $800 млрд, а к 2030 году— $5 трлн. Эксперты подсчитали, что к началу 2023 года число ежемесячных пользователей VR превысило 400 млн человек. Самым крупным считается сообщество виртуальной игровой платформы Roblox (230 млн человек).
Уровень развития метавселенных определяется и распространением AR- и VR-технологий. В 2022 году по всему миру было продано 8,8 млн гаджетов AR и VR, а в 2023-м продажи, по данным аналитиков IDC, вырастут на 31,5%, достигнув 12,8 млн единиц. В 2026 году продажи могут составить уже до 35,1 млн устройств.
Пока суд да дело
Компании используют виртуальную реальность для улучшения своей работы, создания нового имиджа бренда или укрепления связи с потребителями.
В 2023 году более 160 компаний разрабатывают технологии метавселенных. Microsoft, Nvidia и еще более 30 IT-компаний развивают платформы для совместной работы, а консалтинговый гигант Accenture создал среду Nth Floor, в которой представлены копии реальных офисов.
Пока же самыми многочисленными виртуальными мирами остаются игровые пространства: Roblox (400 млн человек), Minecraft (165 млн) и Fortnite (85 млн). В этих мирах работают крупные мировые бренды. Например, у Gucci в Roblox развивается сообщество Gucci Garden (более 19 млн человек). Это виртуальный бутик, в котором можно выбирать и покупать цифровые предметы одежды.
Некоторые открывают магазины прямо на виртуальных платформах. Так, автопроизводитель Acura создал VR-автосалон на децентрализованной платформе Decentraland. А российский оператор связи МТС инвестировал $100 млн в создание метавселенной, где будут продвигать цифровые продукты компании и ее партнеров, а также оказывать услуги пользователям.
Организации проводят в метавселенных мероприятия, а правительства создают в них цифровые копии городов и открывают посольства. Так, в начале 2023 года в столице Южной Кореи Сеуле запустили проект Metaverse Seoul, который представляет собой виртуальную копию города. Посетители Сеула в метавселенной смогут получать различные госуслуги. В VR-среде теперь даже можно судиться—в феврале 2023 года в Колумбии прошло первое судебное заседание, все участники которого были представлены аватарами.
Тренды метавселенных в 2023 году
Если говорить о трендах года, то в 2023-м компании начнут использовать метавселенные значительно шире, а также появятся технологии, которые выведут работу в них на новый уровень. Отметим некоторые из них.
1 Компании будут создавать больше рабочих пространств в метавселенных
Этот сценарий предсказывают аналитики McKinsey & Co. Важным трендом станет развитие промышленных метавселенных, где можно будет моделировать реальные процессы производства и проектировать новое оборудование. По прогнозам ABI Research, к 2030 году этот рынок достигнет оценки в $100 млрд.
Производство, транспорт и жилищное хозяйство уже используют VR. Первым этапом реализации промышленных метавселенных стали цифровые двойники: виртуальные копии физического объекта или среды, где можно тестировать процессы. Так, финско-американский исследовательский центр в области электронных систем Nokia Bell Labs сотрудничает с AeroFarms, развивающей технологии устойчивого сельского хозяйства, чтобы собирать данные с полей дронами и передавать их в цифровой двойник. Это позволяет оптимизировать полив, а также энергозатраты фермеров.
Развитие технологий позволит создавать более сложных двойников для разных задач. Российская сталелитейная и горнодобывающая компания «Северсталь» развивает метавселенную с рабочими пространствами, площадками для презентаций, аватарами и т.п. В перспективе в ней можно будет проектировать 3D-модели реального оборудования.
Но создание метавселенной доступно не каждой компании. Стоимость ее разработки колеблется в пределах от $10 тыс. до $400 тыс., поэтому в условиях нестабильности рынка владельцы предприятий скорее направят эти средства на другие нужды.
2 Компании начнут применять технологии метавселенных для повышения ценности своего бизнеса
С такими ожиданиями выступили эксперты иммерсивной платформы для работы Virbela. Компании станут проводить VR-тренинги, где лидеры будут презентовать сценарии развития или запускать маркетинговые тестирования. Первые компании — последователи метавселенных, вероятно, к концу года начнут создавать виртуальные корпоративные кампусы для обмена опытом и тестирования решений для бизнеса.
По данным опроса диджитал-агентства UneeQ, к началу 2023 года 56% брендов либо уже имели стратегию метавселенной, либо работали над ней. Однако у 44% такой стратегии пока нет. При этом большая часть «отстающих» — 26% компаний — пока не уверены, нужно ли им вообще внедрять такие технологии.
3 Разработчики станут уделять внимание приватности в метавселенных
Так, Meta* в 2023 году начала тестировать приватные виртуальные миры для своей социальной VR-платформы Horizon Worlds. Они позволят пользователям создавать пространства для общения с друзьями или для проведения тематических встреч.
4 Будут развиваться и открытые метавселенные
В начале 2023 года некоммерческая организация Linux Foundation запустила проект Open Metaverse Foundation (OMF), чтобы предоставить пользователям платформу метавселенной с открытым исходным кодом. В ней любой желающий сможет создавать софт и стандарты для инклюзивной, независимой и масштабируемой метавселенной, которая в итоге не будет принадлежать никому.
В связи с этим встает вопрос безопасности данных в открытых метавселенных и соблюдения прав ее участников. Пока неясно, потребуется ли от них раскрывать свою личность, кто и как будет агрегировать данные и защищать их. Также непонятно, будет ли наступать ответственность за противоправное поведение в метавселенной (домогательства, оскорбления и т.д.). Пока эти проблемы решаются только на уровне компаний. Например, когда в рамках тестирования метавселенной Horizon Worlds пользовательница пожаловалась на домогательства, Meta* ввела дистанцию 120 см между аватарами.
5 Можно ожидать появления более продвинутых технологий аватаров
Уже в 2023 году аватары станут максимально реалистичными. Meta* в феврале уже выпустила улучшенные 3D-аватары для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Messenger, Instagram (принадлежат корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и VRсред. А Microsoft в марте 2023 года внедрила поддержку 3D-аватаров в свою VR-платформу Mesh. Пользователь может кастомизировать их вплоть до подбора деталей (очки, слуховой аппарат).
Будут развиваться и автономные аватары с поддержкой искусственного интеллекта, которые могут действовать от имени человека в любой метавселенной. Их разрабатывает калифорнийская ИИ-компания DeepMotion, которая с помощью технологий захвата движений «оживляет» аватары. Чтобы создать их, требуется загрузить на устройство софт компании с встроенными алгоритмами и обработать с помощью него видео.
6 Расширятся возможности для работы и развлечений
По мере развития технологий посетители метавселенных смогут взаимодействовать с виртуальными 3D-объектами даже без гарнитуры. Disney разрабатывает AR-приложения для своих парков развлечений, для которых не требуются 3D-очки. В сентябре 2022 года компания запатентовала технологию, которая использует компьютерное зрение для отслеживания движений глаз пользователей и проецирует виртуальную сцену, выглядящую как трехмерная под конкретным углом.
Но многие пользователи не могут участвовать в работе метавселенных, так как они подвержены «симуляторной болезни»—форме укачивания при использовании VR-гарнитуры. С подобными проблемами сталкиваются и люди с нарушениями слуха и зрения. Последние версии популярных VR-решений—HTC Vive, Oculus Quest 2 и PlayStation VR—получили более чувствительные сенсоры, чтобы пользователь мог лучше контролировать ситуацию в виртуале. Однако и сам контент для метавселенных должен улучшаться—получать сверхвысокое разрешение, быстро адаптироваться к движениям головы и тела и т.д.
Отдельной проблемой стала высокая стоимость гарнитур (от $400 до $3500). Самые дорогие версии предназначены для промышленности. Например, Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Quest Pro VR стоит около $1500, а Microsoft Hololens 2—$3500.
7 Будут развиваться децентрализованные площадки для покупки/продажи вычислительных мощностей
В рамках таких площадок каждый пользователь сможет за вознаграждение делиться мощностями своих устройств вплоть до смартфонов. Так уже работает SETI—международный проект распределенных вычислений, в котором добровольцы жертвуют время бездействия своих компьютеров для анализа радиосигналов из космоса с целью найти признаки внеземного разума. Подобный подход может дать огромный объем ресурсов и для развития метавселенных.
Аналитики исследовательских компаний Boston Consulting Group, Forrester, а также поставщика оборудования для центров обработки данных Vertiv выделили тенденции, которые будут определять курс развития метавселенных в 2023 году.
- Шумиха утихнет. Слово «метавселенная» будет использоваться реже, а многие компании откажутся от него, чтобы четче позиционировать новые продукты. Так уже поступила Apple.
- Метавселенные будут развиваться как функция, а не продукт. Компании будут добавлять 3D-компоненты в технологии для совместной работы, в том числе в сервисы Zoom, Slack, Webex или Google Apps.
- Начнется расцвет корпоративных метавселенных. Самыми популярными станут два варианта их использования—цифровые двойники и обучающие приложения для сотрудников.
- Метавселенные будут развиваться вместе с сетями 5G. Для нормальной работы VR-сред требуются сети с малой задержкой и высокими скоростями. Уже в 2023 году метавселенные будут использовать 5G для внедрения нового функционала.
- Наберут популярность платежи в метавселенных. На рынок выйдут финтех-компании и платежные системы, которые предложат стандарты для безопасных и надежных операций с криптоактивами, а также более низкие комиссии за такие услуги.
- Метавселенные станут маркетинговым каналом. Рекламные агентства уже обращаются к VR как к самостоятельному инструменту. Так, развивается новое направление рекламы—gamevertising. Компании встраивают рекламу в игры, создают брендированные пространства или спонсируют события в VR.
* Корпорация Meta признана экстремистской и запрещена в России.