Сразу стоит сказать, что рисовать Чернышева одними только белыми красками не получится: слишком противоречивый это был человек. Он совмещал в себе совершенно взаимоисключающие качества: храбрость в нем сочеталась с лизоблюдством и карьеризмом, беспримерные честность и отвага — с завистью к богатству и знатности. Александр Иванович считался едва ли не главным Казановой Европы, слыл щеголем и вертопрахом и в то же время умудрялся заниматься шпионажем и мистификациями. Обожал праздность, но при этом заботился об удобстве и комфорте русских солдат. Удалец на поле боя, Чернышев не ведал жалости к врагам и соперникам, преследуя их с невероятной жестокостью. А потому одни любили его, другие ненавидели, третьи восхищались им, а четвертые проклинали. Однако ж в истории Александр Иванович остался благодаря своим ярким победам и заслугам перед Отечеством. И это подтверждают 22 ордена и знака отличия Российской империи и 15 высших орденов зарубежных стран!
ДАМСКИЙ УГОДНИК
Чернышевы были дворянами, но незнатными и небогатыми. А потому все мужчины в этом роду шли по военной стезе. И маленького Сашу, родившегося 10 января 1786 года в семье генерала-поручика И. Л. Чернышева, в будущем могла ожидать исключительно служба в армии. Так и вышло. Уже в 16 лет в качестве камер-пажа он принимал участие в коронации Александра I, прекрасно зарекомендовал себя при дворе и очень быстро был произведен в офицеры Кавалергардского полка. Впервые понюхал пороха в Аустерлицком сражении, где продемонстрировал такую отвагу, что был награжден орденом Святого Владимира IV степени! В 1808 году Александр Чернышев направился в Париж к Наполеону с личным письмом от Александра I, а затем был назначен личным представителем русского царя в военной ставке французского императора. А ведь на тот момент ему едва исполнилось 23 года: совсем мальчишка! Но с репутацией донжуана: при виде рослого черноглазого красавца дамы буквально теряли рассудок. Чем Чернышев и пользовался — и не только в личных целях: через своих великосветских любовниц он добывал секретные сведения и поставлял их в Россию. При этом те даже не подозревали, что русский атташе использует их — так ловко Чернышев выуживал у них нужную информацию. Даже проницательный Бонапарт и тот благоволил к Александру Ивановичу, считая, что этот «глуповатый вертопрах», погрязший в любовных интрижках и балах, совершенно неопасен. Ему и в голову не приходило, что русский атташе занимается при дворе шпионажем и уже создал широкую разведывательную сеть.
РУССКИЙ АГЕНТ
В 1810 году на балу у австрийского посланника вспыхнул пожар, и Чернышев, рискуя жизнью, вынес из огня двух сестер Наполеона: Полину Боргезе и Каролину Мюрат. После этого случая Бонапарт проникся к русскому дипломату еще большей симпатией. А любимая сестра императора — Полина, которую за крайнюю распущенность называли «самой аморальной женщиной Европы», — стала любовницей Чернышева. Спустя какое-то время в постели ловеласа ее сменила знаменитая Полина Фурес — любовница самого Наполеона времен Египетского похода. Эта хозяйка светского салона и сообщила Чернышеву, что за ним установлена слежка. Да-да. Хотя сам Бонапарт и слышать ничего не хотел о том, что спаситель его сестер может оказаться шпионом, французская контрразведка не дремала. Уж слишком близко Чернышев подобрался к французской короне, пусть даже и в качестве временной любовной игрушки сестры императора. Что ж, спецслужбы не ошибались. За 3 года, что Чернышев провел подле Наполеона, он блестяще выполнил свою тайную миссию, завербовав множество агентов как в государственных, так и в военных учреждениях Франции. Достаточно сказать, что сведения для русских передавал жадный до денег князь Шарль Морис де Талейран (!) — агент Анна Ивановна. Особую роль сыграл и некто Мишель, имевший доступ к тайнам военного министерства Франции. С его помощью Чернышев сумел подсунуть французам якобы секретные военные карты России — чистую фальшивку. А сам переправил в Санкт-Петербург важнейшие документы, содержащие сведения о структуре французской армии, данные о перемещении частей, мобилизационные планы Наполеона. И задолго до нападения Бонапарта на Россию предупредил Александра I о готовящейся войне... Узнав о слежке, Александр Иванович не стал дожидаться, когда за ним придут. В конце февраля 1812 года он бежал из Парижа, увозя с собой толстый портфель, содержащий подробные планы развертывания армии Наполеона. Перед побегом он уничтожил все секретные бумаги, способные пролить свет на его шпионскую деятельность и вывести на чистую воду его пособников. Чернышев сжег все, кроме одной записки, написанной рукой информатора Мишеля: та завалилась под ковер. Увы, ее обнаружили, Мишеля немедленно арестовали и казнили. А Бонапарт, узнав о тайной деятельности Чернышева, пришел в неописуемую ярость, но было поздно: схватить русского агента не удалось.
СЛУГА ИМПЕРАТОРОВ
В июне 1812 года началась Отечественная война, во время которой Чернышев показал себя настоящим героем. Он вел активную партизанскую деятельность: сначала в России, а по мере продвижения российских войск и в Польше, и в Германии. Командовал казачьими частями и первым вошел в Берлин в феврале 1813 года. Отличился в грандиозной Битве народов под Лейпцигом. Руководил походом на Кассель — столицу Вестфальского королевства — и взял его! Немудрено, что Александр I считал его «необходимым человеком»: Чернышев часто сопровождал императора, был он рядом с ним и в Таганроге, где царь неожиданно скончался в 1825 году... Восстание декабристов монархист Чернышев не принял категорически: с его точки зрения, люди, выведшие солдат на Сенатскую площадь, были преступниками и государственными изменниками. И как с преступниками он, будучи членом следственной комиссии, с ними и обращался. Допросы вел предельно жестоко. Присутствовал при казни. Ходили слухи, будто он руководил повешением декабристов и даже отдал распоряжение повторно повесить Рылеева, Каховского и Муравьева-Апостола, сорвавшихся с виселицы. Однако на деле казнью командовал генерал П. В. Голенищев-Кутузов.
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Тем не менее за рвение, проявленное в ходе следствия по делу декабристов, новый император пожаловал Чернышеву титул графа и поставил его управлять военным министерством Российской империи. Что ж, он и на этом посту отличился. При Чернышеве срок службы был снижен с 25 до 20 лет, учреждены военная академия, восемь кадетских корпусов, открыты новые госпитали, разработаны госпитальный, рекрутский, воинский и казачий уставы. Действуя по старинке, Чернышев долгое время сопротивлялся введению огнестрельного оружия, считая, что «пуля — дура, штык — молодец». А поскольку на должности министра он задержался на долгие 25 лет, то вооружение русской армии начало сильно отставать. Выручила старая добрая военная разведка. Когда с помощью агентов Александр Иванович выяснил, что в Англии появилось новое ружье с нарезным стволом, во многом превосходящее обычное стрелковое оружие, он понял, что и России пора перевооружаться. Увы, понял он это слишком поздно: одной из причин поражения в Крымской войне 1853–1856 годов военные историки считают именно плохое вооружение русской армии. Правда, в ту пору Чернышев уже не был министром. В 1848 году из-за проблем со здоровьем он попросился в отставку. Николай I просьбу уважил, но напоследок назначил Александра Ивановича главой Государственного совета и возвел его в княжеское достоинство. Председателем Госсовета Чернышев оставался до самой своей смерти, настигшей его ровно 165 лет назад — в 1857 году...