Пенсионный фонд представил бюджет на ближайшие три года, из которого россияне должны узнать размеры пенсий в 2021-2023 годах. Вчера этот проект рассматривался на заседании правительства РФ. Давайте всмотримся в уже обнародованные цифры.
Цифры удивительные. Во-первых, по оценке ПФР, среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров с нынешних 16,5 тысячи рублей вырастет в 2021 году до 17,4 тысячи. Откуда взялся первый (нынешний) показатель, совершенно непонятно, ибо, по официальной статистике, в нынешнем году на наиболее густонаселенных территориях РФ старикам платят значительно меньше: в Центральном федеральном округе средняя пенсия составляет 15 190 рублей, в Приволжском — 14 415, в Южном — 13 794 рубля, а в Северо-Кавказском и вовсе 12 714 рублей. Даже в Сибирском округе средняя пенсия составляла 14 996, в Уральском — 16 310 рублей. Лишь дальневосточные пенсионеры получают в среднем по 16 693 рубля — то есть чуть выше пэфээровского показателя, а в Северо-Западном округе пенсия составляет 16 740 рублей. Откуда же в проекте бюджета появилась неправдоподобно высокая цифра в целом по России?
Но это еще не все обещанные чудеса. В проекте бюджета ПФР сообщается, что в общероссийской пенсионной копилке опять зияет... даже не дыра, а дырища — максимальная за последние пять лет. Только на будущий, 2021 год дефицит пенсионных средств составит 4,12 трлн рублей, или 42,6% общих доходов ПФР. Недостающие деньги придется брать из федерального бюджета. Как обещают в фонде, частично дефицит будет покрыт за счет «прошлогодних накоплений» — переходящих остатков нынешнего года. То есть в будущем году пенсионеры дополучат то, что им останется от нынешних расходов ПФР. В итоге из федеральной казны в пенсионную придется перечислять лишь 3,53 трлн, или 38% всех доходов фонда. Как говорят в народе, «к поводку пристегнули собаку».
Признаемся, что среднестатистическому россиянину понять эту арифметику невозможно. Но это не в первый раз. Два года назад, когда страна переживала очередную (пятую с начала 2000-х годов!) пенсионную реформу, тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев призвал подчиненных разработать формулу, по которой будущую пенсию мог бы легко рассчитать любой гражданин. В ответ тогдашний министр труда и социальной защиты Максим Топилин произнес историческую фразу: «Переход к системе баллов, когда будут права, которые образуются после перечисления страховых взносов в пенсионную систему, оцениваться в баллах, те, кто получает заработную плату при потолке налогообложения заработной платы, те будут получать 10 баллов, те, кто ниже, будут получать меньшее количество баллов». Вы все поняли? Вот по этой заковыристой формуле мы до сих пор и считаем — кто как умеет. А ее автор, господин Топилин, с января занимает должность председателя правления Пенсионного фонда РФ. То есть с ним теперь не поспоришь!
Экс-министр и ранее был известен формулировками по поводу путей решения пенсионных проблем. Осенью 2013-го, когда власть готовила очередную реформу ПФР и пошли слухи о решении властей изъять из НПФ и управляющих компаний почти четверть триллиона рублей накоплений россиян, на съезде «Единой России» Максим Топилин заявил: «Как можно говорить о какой-то конфискации средств, если накопительная часть пенсий — это не деньги людей, а средства работодателя, которые он платит». Ему возразила депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова: «И я, и избиратели так это воспринимают. Если это не наши деньги, для чего тогда мне каждый раз присылают бумагу с предложением принять решение, куда эти деньги должны пойти?» — спросила она.
«Система у нас такая, — ответил Топилин. — Это такой закон, который, например, сегодня принят, а завтра может быть отменен. Предположим, с 1 января 2014 года будет принят новый закон, по которому работодатель больше не должен будет платить ничего в накопительную часть, и что тогда?»
Кстати, именно этот чиновник в августе 2018-го, на парламентских слушаниях доказывал, как жизненно важно повысить пенсионный возраст. Ибо в ближайшие годы будет сокращаться число выходящих на рынок труда граждан, что создает «окно возможностей», и другой шанс для проведения пенсионной реформы может представиться только через 20 лет. Именно господин Топилин обещал с 2019 года ежегодно повышать месячные пенсии неработающим пенсионерам на 1000 рублей и довести их к 2024 году до 20 тысяч рублей.
Теперь нашу пенсионную систему опять ругают все кому не лень. А что еще остается? Прибавки неработающим пенсионерам остаются мизерными, индексацию пенсий работающим так и не вернули, предпенсионеров обрекли на массовую безработицу. Кстати, по оценке Минтруда, среднемесячное число официально зарегистрированных в качестве безработных предпенсионеров (ими считаются люди, которым до выхода на пенсию осталось пять лет) к концу года составит более 150 тысяч человек. Далее их число будет только расти.
Депутат Госдумы Ирина Гусева отмечает, что результатом повышения пенсионного возраста стало «попросту издевательство над людьми». А главное, не виден свет впереди тоннеля — лозунг Пенсионного фонда остается прежний: «Денег нет, дефицит есть!». Единственный результат перемен: уже после первого года реализации очередной реформы в стране почти на полмиллиона уменьшилось число пенсионеров, а бедных и нищих стало больше. Чего же ожидать в перспективе?
Этот вопрос после смены правительства задавался новому премьеру Михаилу Мишустину во время консультаций с парламентскими фракциями в Госдуме. И он тогда ответил: «Лучше ничего не трогать, мне кажется. Разобраться нужно по тому, что происходит с нашими доходами». А с этим ситуация патовая. По прогнозу Минэкономразвития, номинальные доходы населения сохранят минимально положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Но реальные располагаемые денежные доходы упадут на 3% в 2020 году, а дальше прогнозировать сложно. Учтем, что еще до прихода пандемии коронавируса население беднело более пяти лет подряд, и люди научились самостоятельно искать способы выживания.
Но власть и здесь расставляет дополнительные капканы. В частности, в средних и крупных городах, где часть жителей оказалась владельцами «лишних» квартир или комнат, полученных, как правило, по наследству, старики сдают их в аренду. Но в планах властей обязать получателей такого дохода зарегистрироваться на специальной платформе-агрегаторе и облагать их налогом. Уже даже подсчитана сумма возможного годового дохода государства: 200 млрд рублей с 5,2 млн стариков-рантье. То есть по 3 тысячи рублей с каждого в месяц. И это притом что Россия является единственной цивилизованной страной, в которой не установлен минимальный личный доход, не подлежащий налогообложению.
Финансисты ссылаются на малые доходы бюджета. Но, как известно, желающие решить проблему ищут способы, а другие ищут причины. Похоже, в структурах российской власти преобладают вторые. Алексей Нечаев, председатель партии «Новые люди», говорит: «Способ залатать дыру в ПФР лежит на поверхности. Каждый год в России не осваиваются сотни миллиардов рублей, выделяемых на государственные программы и национальные проекты. Чиновники просто не знают, как их потратить. В прошлом году неисполнение расходов бюджета превысило 1,1 трлн рублей. Эти деньги возвращаются в казну. Не факт, что их потом потратят. Есть национальные программы, где исполнение бюджета составляет 30% и даже меньше. На мой взгляд, было бы логично и эффективно отдать эти деньги в ПФР».
Другие эксперты предлагают меры покруче — например, ликвидировать ПФР и нынешние взносы зачислять на не облагаемые налогом личные счета граждан. Нетрудно посчитать, что при среднем заработке россиянина 46 тысяч рублей в месяц регулярные 6% за 40 лет трудового стажа составят около 1,4 млн рублей, а вложенные на банковский депозит составят кругленькую сумму. Этих денег хватит как минимум на два десятка лет с «личным пенсионным обеспечением» в 25-30 тысяч рублей в месяц. Предложение спорное и рискованное. Но разве нынешняя пенсионная система предлагает нам что-нибудь лучшее?
Конечно, немалая часть сограждан, составляющая, однако, не более 15-20% населения, вполне довольны своим нынешним пенсионным обеспечением. Это в первую очередь сами законодатели и чиновники исполнительной ветви власти разного уровня. «Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсио-неров. Своя рука владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, — говорит экономист, директор Института стратегического анализа компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Игорь Николаев. — Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все — и чиновники, и номенклатура — тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им и так будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат. Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».
Но делают. Как тот кот Васька из басни.