По данным одного из крупнейших исследовательских агентств, за время пандемии во всем мире резко выросли продажи игр: речь идет и о компьютерных стрелялках, и об обучающих программах. Школьники все чаще усваивают информацию не благодаря изучению и запоминанию. Тенденцию эту не переломить, но она крайне опасна, уверены многие психологи. Почему, выяснила обозреватель «Вечерней Москвы».
Переход средних школ на дистанционный режим в конце минувшего учебного года показал: традиционные методы обучения на расстоянии не работают. На уроках, проводимых по зуму или ютьюбу, учатся только одиннадцатиклассники, а задания, выполненные от руки в тетрадке и высланные учителю по ватсапу, очень трудно проверять. По итогам стало очевидно: контактная школа — с классами и учителями — нужна как воздух, однако необходимо развивать и прогрессивные — компьютерные — способы обучения. Недавно Минпросвещения объявило о создании и внедрении цифровой образовательной среды в 14 регионах России — с 1 сентября 2020 года.
На этом фоне, конечно, обострились дискуссии, каким должно быть это цифровое обучение. Ведь возможностей у компьютера с широкополосным интернетом гораздо больше, чем у бумажного учебника, даже самого совершенного. В виртуальном мире можно моделировать события, сцены из литературных произведений, вообще какие угодно ситуации. Так может быть, сделать процесс учебы более развлекательным? «Обучение через игру» — одно из самых модных педагогических веяний.
В употребление вошел термин «эдьютейнмент» (от английских слов education — «образование» и entertainment — «развлечение»). Сторонникам развлекательной школы противостоят педагоги-консерваторы: «А не разучатся ли дети читать книги, работать с текстом?» — беспокоятся они. Насколько их беспокойство оправдано?
Мы просто завидуем!
— Игра — это самый близкий нам способ познания мира, — говорит Алексей Ильин, координатор Всероссийской мастерской по разработке онлайн-игр для обучения. — Все живые существа обучаются, играя. Человек не исключение. Когда мы сталкиваемся с каким-то сложным явлением, самый простой способ изучить его изнутри — это в него поиграть. Да и сам процесс обучения в школе, в вузе — это тоже игра, но иногда довольно скучная. Есть игры концентрированные — компьютерные, настольные, в которых пространство для действий ограничено. А есть, например, детский летний лагерь: это настоящая вселенная игры длиною в целую смену. В каждом из нас — и во взрослых тоже — живет внутренний ребенок, который время от времени возвращается к игре. Вы задумывались когда-нибудь, почему вас так раздражает увлечение вашего ребенка онлайн-играми? Ведь многие из нас считают онлайн-игры воплощением вселенского зла. Однако активно выдергивая ребенка из-за компьютера, возможно, мы таким образом завидуем, ведь в нашем детстве не было таких захватывающих развлечений?
Компьютер развивает или отупляет?
В детстве, когда не было компьютеров, нам запрещали играть в ножички и жечь костры во дворе. Сегодня жупел для родителей — компьютерные игры. Вредно, опасно! Однако, как считает Ильин, это всего лишь еще одна модель реальности. С ее помощью очень удобно познавать окружающий мир. Например, возьмем игры-приложения. Кроме того, что игра вообще — один из лучших способов для взрослого эмоционально присоединиться к ребенку, обучающие онлайн-игры приносят колоссальную пользу.
Например, существует несколько десятков приложений, которые с помощью экрана телефона позволяют наблюдать за светилами, угадывать созвездия и так далее. Есть такие программы для прогулок на природе — изучения растений, насекомых, животных. Да и родной город можно изучать: продвинутые учителя устраивают своим ученикам игры-квесты по историческим местам. К слову, для этого даже не нужно приложение: оно в голове к педагога.
И учит, и лечит
Недавно врачи США порадовали сенсационной новостью: в течение шести лет они исследовали влияние компьютерной игры на психику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В эксперименте были задействованы 600 детей от 8 до 12 лет. После четырех недель пользования игровым приложением треть ребят научилась лучше концентрировать внимание. При этом почти две трети родителей заметили, что их дети стали спокойнее себя вести. И теперь Минздрав США рекомендовал мобильную игрушку в качестве лекарства от СДВГ. «Игра действительно помогает обуздать гиперактивность», — согласен Ильин.
Ведь откуда берется проблема СДВГ? Оттого, что ребенок находится в ограниченном пространстве, ему некуда девать энергию, когда мы переселились в бетонные коробки и остались практически без уличных дворов, этот диагноз ставится все чаще и чаще.
Не вчера началось
Идея о том, что можно обучаться развлекаясь, получая удовольствие, активно развивается в просвещенном западном мире уже с середины прошлого века. Одним из первых образцов эдьютейнмента считают американский мультсериал «Рядовой Снафу», созданный для военнослужащих в 1943–1945 годах. Главный герой — солдат, который попадал в неприятности из-за того, что не соблюдал осторожность в той или иной экстремальной ситуации на войне.Сериал имел успех: солдаты усваивали правила безопасности быстрее — и без зубрежки. Во второй половине ХХ века идея эдьютейнмента все больше обретала популярность. В середине 70-х годов это слово стали применять в отношении фильма National Geographic Society. С тех пор это слово используется все чаще, когда речь идет о каких-нибудь прогрессивных методиках обучения, включающих элементы игры. И вот одно веское подтверждение правоты сторонников эдьютейнмента: в последнее десятилетие изменились цели образования. Прежде человек, прошедший среднюю школу и университет, приобретал некий добротный и устойчивый набор знаний и навыков, который обеспечивал ему стабильное положение в профессии. В нынешнем информационном обществе растет потребность в специалистах, способных не столько использовать наработанные навыки, сколько принимать нестандартные, творческие решения. И ничто так не развивает наши творческие способности, как игровые ситуации.
В пользу адептов «игразования» говорит и тот факт, что оно помогает посмотреть на изучаемый объект как бы изнутри. Когда человеку приятно учиться, он не просто, механически узнает некие сведения, как при чтении текста, а его мозг устанавливает эмоциональную — более прочную — связь с предметом. «Когда мы с учениками играем в «Войну и мир» и один ученик изображает Пьера Безухова, а другой — Андрея Болконского, — рассказывает учитель русского языка и литературы одной из московских школ Ирина Васильева, — дети лучше запоминают и персонажей, и сюжет».
Третий веский аргумент в пользу учебы-игры, по мнению, Алексея Ильина: она формирует у нас динамические стереотипы, то есть навыки, которые пригодятся нам в реальной жизни. Самое главное — навык принимать творческие решения, такой нужный в современном мире.
Книжки — в топку?
Чтобы понять, как работает наш мозг, ученые провели тысячи экспериментов и написали гигабайты текстов. Татьяна Черниговская, крупнейший специалист в области нейронауки, свою знаменитую лекцию «Как научить мозг учиться» начинает с фразы: «Интеллект страшно упал — и это правда. Мировая статистика говорит о снижении интеллекта». Почему? Главным образом из-за того, что с каждым поколением люди все менее способны воспринимать текст — читать и понимать книги.
— Современные дети действительно гораздо меньше читают, чем в доцифровую эпоху. Но мы должны понимать, что у нас сейчас происходит большой фазовый переход человечества из цивилизации книги в цивилизацию медиа, — отмечает Ильин. — На нашем веку такого точно еще не было. Но мы должны понимать, что когда-то люди уже совершали подобный переход — от устного способа передачи данных к письменному. Когда появилось книгопечатание, опасения были большие, что потеряются важные смыслы, которые мы передаем голосом, интонацией и выражением лица. А в книге — безликий, мертвый текст. Но чтение все-таки победило. Человеку вообще свойственно сопротивляться новым, незнакомым технологиям.
Вспомните хотя бы движение луддитов первой четверти XIX века, которые протестовали против промышленной революции в Англии.
— Обучение через усвоение текста — это вообще совсем недавняя история, — говорит антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский. — До середины ХХ века практически половина народа даже в цивилизованных странах вообще была безграмотная.
А потом оказалось, что чтение — оптимальный способ для получения больших объемов информации. Можно, как античные философы, устно учить людей, гуляя по саду, но тогда выучишь максимум двоих-троих. С помощью чтения обучение гораздо более эффективно: мы издаем одну книжку большим тиражом — и куча людей сразу учится. Книга — самый оптимальный наставник. Древние дети обучались наблюдением, подражанием, на личном опыте. Однако, когда вы обучаетесь на личном опыте, очень велика вероятность, что влипнете в какую-нибудь неприятность — отравитесь, кто-нибудь вас съест или прибьет. Детская смертность была высокой, зато шел естественный отбор — очень мощный. То есть по книжкам учиться не только быстрее, но и безопаснее. Обучение с помощью онлайн-игры — может быть, когда-нибудь это будет классно работать, но у человека нет вообще никаких эволюционных предпосылок к компьютерному обучению. Как развлечение — это очень хорошо, но как обучение — нет.
Этот ленивый мозг
— Игровая деятельность является ведущей, то есть основной, до школьного возраста, — рассказывает психолог, доцент МГППУ Юлия Лисичкина. — Начиная примерно с семи лет основополагающей становится учебная. Учеба — это построение новых нейронных связей. Для того чтобы их построить, требуется усилие, которое всегда неприятно нашему ленивому мозгу. Когда мы, например, познаем информацию через картинки, она усваивается неглубоко и ненадолго. А чтение заставляет работать мозг и усваивать сведения более надежно. Я сейчас наблюдаю неприятную тенденцию: студенты приходят с убеждением, будто учиться надо развлекаясь. Нет, опираясь только на удовольствие, мы не научим мозг учиться. Что мы можем сделать реально — это приучить его к тому, чтобы он не слишком сопротивлялся трудным задачам. И чтение для этого очень хорошо приспособлено. Только серьезные, объемные тексты развивают мышление — инструмент адаптации к переменам в современном мире, о которых так много говорится. Приведу пример: к эпидемии ковида лучше адаптировались образованные люди с развитым мышлением, а те, кто привык учиться по картинкам, принялись палить из ружья по соседям и пошли громить магазины.
— Чтение и игра не являются взаимозаменяемыми вещами, — говорит детский психолог Татьяна Ночкина. — Отказываться от чтения ни в коем случае нельзя. Можно заметить, наблюдая за учениками начальной школы: ребенок начинает читать книгу, и вы буквально в течение одного-трех дней обнаруживаете, что он использует слова и фразы, которые он оттуда почерпнул. Идет колоссальное обогащение языка. Проводились исследования среди подростков о том, насколько им необходимо чтение — не только книг, а вообще какого-либо связного текста. Исследовались ребята, которые не читают вовсе, и те, кто читает всякую чепуху: журналы, комиксы, газеты. Так вот, объем слов у детей, которые читали хоть что-то, оказался намного выше, чем у тех, кто не читает совсем. Я убеждена, что чтение будет оставаться лидирующим способом развития и обучения, пока речь остается ведущим способом коммуникации. Пока мы полностью не перешли на смайлики и пантомиму, мы будем нуждаться в том, чтобы формулировать свои чувства и желания, чтобы окружающие нас понимали.
Чтение как панацея
— Если ребенок не читает, читайте ему книгу вслух сами, — советует Ночкина, — и неважно, каков возраст вашего чада — десять лет или тринадцать. Особенно удобен ритуал отхода ко сну, но вообще читайте в любой момент, когда есть возможность. В один прекрасный день ваше дитя само схватит книгу и начнет читать, чтобы узнать, что дальше. Это стопроцентно эффективная практика.
Родителям нужно покупать и читать бумажные книги — и себе тоже. Чем чаще дитя видит вас с книжкой, тем быстрее у него активизируются «зеркальные нейроны», заставляющие людей друг другу подражать.
— Однако здесь нужно сделать пояснение, — отмечает эксперт. — Есть такой парадокс: родители мечтают, чтобы ребенок читал, — делают все, казалось бы, правильно, но добиваются противоположного. Причина в том, что они не создают атмосферу удовольствия вокруг книг, а нагоняют страх. За то, что ребенок не почитал, начинают наказывать, прессовать, кричать.
Чтение окружают ореолом осуждения. Негатив просто блокирует у ребенка любовь к чтению, и он может не подходить к книжным полкам до зрелого возраста? даже если вся семья читает, как оголтелая, с утра до вечера. Зеркальные нейроны в голове не заработают, если по ней бить.
КСТАТИ
Один крупный российский мобильный оператор подсчитал, какими сервисами больше всего пользовались его клиенты в апреле-мае 2020 года по сравнению с январем и февралем. Среди прочего выяснилось, что популярность мобильного приложения «Самоучитель английского языка» выросла на 30 процентов, количество читателей в онлайн-библиотеке увеличилось на 15 процентов, а время чтения — на 1 час.