Обновленная стратегия поддержки малого и среднего бизнеса до 2030 года предложит сосредоточить ресурсы на помощи недавно созданным фирмам, растущим микропредприятиям, фирмам из приоритетных отраслей и тем, кто «перерос» МСП
Минэкономразвития и Корпорация МСП подготовили концепцию донастройки для стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года, которая предполагает помощь четырем наиболее перспективным категориям бизнеса. Это следует из презентации концепции, с которой ознакомился РБК и достоверность которой подтвердил источник, знакомый с ее содержанием.
В частности, акцент будет сделан на поддержке предприятий, которые по формальным критериям «переросли» категорию малого и среднего бизнеса, следует из презентации.
О том, что власти разрабатывают систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года, в апреле заявлял первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, механизмы поддержки необходимо доработать «с учетом достигнутых результатов и опыта работы в условиях ограничений».
«Для получения максимального экономического эффекта с учетом ограниченности ресурсов финансовые меры необходимо направить на таргет-группы поддержки», — говорится в презентации.
«Акселерация» действующих бизнесов
29 мая премьер-министр Михаил Мишустин провел заседание правкомиссии по развитию малого и среднего предпринимательства. На заседании министр экономического развития Максим Решетников подтвердил задачи, обозначенные в презентации. «Задача следующего этапа до 2030 года — используя накопленный опыт, выйти на качественный рост МСП, прежде всего за счет акселерации уже действующих предприятий. <...> Необходимы условия, чтобы компании безболезненно переходили из категории в категорию. Из микро- в малый бизнес, из малого — в средний. И дальше — становясь национальными компаниями», — сказал министр.
Последние полгода велась большая аналитическая работа по подготовке предложений по развитию сектора МСП до 2030 года, сообщил РБК гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. «Обозначенные приоритетные направления могут быть реализованы на базе существующих инструментов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», который был донастроен за последние два года», — сказал он.
Важно унифицировать требования за периметром нацпроекта, поскольку многие министерства и ведомства реализуют свои программы поддержки МСП, отметил Исаевич. По его словам, такая работа уже была проведена со всеми регионами на платформе МСП.РФ. Это существенно упростит бизнесу процесс поиска и получения мер поддержки, а государству позволит сделать ее еще более адресной, заверил он.
РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Четыре категории для поддержки
Меры поддержки предлагается сосредоточить на предприятиях, которые подпадают под критерии одной из четырех категорий.
«Начинающие»
Это недавно (до двух лет назад) созданные фирмы, имеющие потенциал к акселерации. Согласно приведенным в презентации данным, наибольшая доля закрывающихся ежегодно предприятий приходится на субъекты малого и среднего бизнеса в «возрасте» до двух лет. Так, в 2022 году они составили 56% от всех закрывшихся фирм.
Чтобы помочь им «дожить» до продуктивного состояния, власти предлагают повышать компетенции и навыки предпринимателей (например, на базе центров «Мой бизнес» и возможностей Цифровой платформы МСП), а также обеспечить им доступное финансирование за счет таких инструментов, как гарантийная поддержка и микрозаймы.
«Растущие»
Это предприятия, которые приблизились к границе между микро- и малым бизнесом. Максимумом для микропредприятий является годовая выручка 120 млн руб. и среднесписочная численность работников 15 человек. У таких фирм основным барьером для развития является кратное увеличение административной нагрузки при переходе в более крупную форму: они лишаются права использовать патентную систему налогообложения, применять упрощенный порядок оформления трудовых отношений, на них распространяется обязанность по сдаче бухгалтерской и статистической отчетности.
Получается, что открыть дополнительную компанию оказывается проще и дешевле. По данным за 2021–2022 годы, только 3% микропредприятий перешли в категорию малых, отмечается в презентации.
Чтобы стимулировать переход из микробизнеса в малый, предлагается снизить административную нагрузку для субъектов МСП с показателями, близкими к пороговым значениям, и «донастроить» налоговые режимы.
Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров заявлял ранее, что большую часть малого и среднего предпринимательства составляет микробизнес. По его словам, более 70% компаний в стране являются компаниями малого бизнеса, при этом число компаний с выручкой выше 10 млн руб. резко снижается относительно предприятий с меньшим доходом. Он назвал не до конца исследованной проблему барьеров для перехода бизнеса в более крупные формы.
«Продуктивные»
К этой категории могут относиться как индивидуальные предприниматели с наемными работниками, так и юридические лица (малые и средние предприятия), работающие более пяти лет в следующих отраслях: обрабатывающие производства, научная и профессиональная деятельность, IT, туризм. Характерными чертами таких предприятий являются более высокая выживаемость и способность к акселерации, рост выручки и числа сотрудников даже в условиях шоков. Основным барьером для них является ограниченный доступ к льготному финансированию.
Для стимулирования роста продуктивных отраслей власти предлагают таргетировать на них финансовую и инфраструктурную поддержку.
МСП+
Это выросшие из форматов малого и среднего бизнеса предприятия, которые при превышении пороговых значений по критериям МСП теряют доступ к мерам поддержки. Вместе с тем им еще недоступны меры поддержки, предусмотренные для крупнейших предприятий. Этот «пробел» дестимулирует рост предприятий, которые при этом наиболее эффективны с точки зрения вклада в макроэкономические показатели.
Для получения господдержки компании из этой категории должны соответствовать нескольким критериям:
доход до 4 млрд руб.;
максимум 1,5 тыс. сотрудников;
ранее были включены в реестр МСП;
работают в сферах: инновационная и научно-техническая деятельность, обрабатывающие производства, IT, гостиничный бизнес, туризм, общественное питание, бытовые услуги, логистика.
Как следует из презентации, под эти критерии подходят около 350 компаний. Для них предлагается предусмотреть возможность расширения переходного налогового режима по аналогии с общепитом и запустить механизм «зонтичных» поручительств — гарантий Корпорации МСП перед банком, если у предприятия не хватает залога для получения кредита.
«С учетом небольшого количества таких предприятий при сравнительно небольших бюджетных затратах на их поддержку эффект для экономики будет существенный. Важно, чтобы [компании] МСП+ не выпадали из периметра поддержки. Возможно, предстоит разработать для них отдельные инструменты, прежде всего финансовые: льготные кредиты и гарантии», — говорится в справке Минэкономразвития к заседанию правкомиссии.
Для общепита с прошлого года были введены новые меры поддержки. По общему правилу к малому и среднему бизнесу относят предприятия со штатом до 250 человек, но для общепита ограничение по численности было увеличено до 1500 человек. Также предприятия с выручкой меньше 2 млрд руб. в год освобождаются от уплаты НДС.
«Впервые была сформирована группа так называемых МСП+ — это компании, которые перешагнули за критерии МСП, но при этом еще не перестроились под крупное предприятие. Одномоментно они теряют все льготы, в том числе и низкие ставки по кредитам. Для них предлагается подготовить специальный пакет мер поддержки, в том числе возможность получать гарантийную поддержку Корпорации МСП», — подчеркнул Исаевич.
Проблема с долей малого бизнеса в ВВП
Россия опережает большинство стран по числу субъектов МСП в расчете на 1 тыс. человек населения, но при этом уступает по их вкладу в занятость и ВВП, указывают разработчики стратегии. Результаты сравнения российских показателей МСП с мировыми говорят о достаточном количестве хозяйствующих субъектов в этом сегменте и одновременно о недостаточном уровне их «акселерации».
Ранее глава Сбербанка Герман Греф назвал долю малого и среднего бизнеса в ВВП России на уровне 20% «стыдной» и «заколдованной», поскольку количество малых и средних предприятий «как минимум сохраняется, как максимум подрастает», а их вклад в ВВП остается прежним. При этом в Китае доля МСП в ВВП составляет 60–70%, в США — около 60%, в Италии — больше 70%, в Финляндии — больше 60%. Позднее Греф пояснил, что Сбербанк видит потенциал как минимум двукратного роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП России (то есть до 40%).
Структура малого и среднего бизнеса в России
Всего в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 мая зарегистрировано около 6,25 млн субъектов. Подавляющее большинство из них относятся к микропредприятиям — 6 млн, из них 1,4 млн — вновь созданные фирмы (действующие менее года).
Малых предприятий в реестре около 211 тыс., средних — 18 тыс.
В целом весь малый и средний бизнес в России можно разделить на две категории:
самозанятые (более 7 млн по состоянию на 30 апреля 2023 года) и ИП без сотрудников (около 3 млн);
ИП с сотрудниками (0,6 млн), юрлица (2,3 млн).
Первая группа, как отмечается в презентации, вносит незначительный вклад в макроэкономические показатели, но обеспечивает решение социальных задач по самотрудоустройству отдельных категорий граждан и увеличению уровня доходов населения. Вторая группа предприятий включает продуктивные субъекты МСП, которые обеспечивают эффективную занятость и своей деятельностью способствуют повышению эффективности экономики.
Предлагаемые стратегией меры поддержки могут быть направлены на все категории МСП, кроме самозанятых. По мнению разработчиков, значительная доля самозанятых «не имеет потенциала к переходу к полноценному предпринимательству, так как фактически они продолжают состоять в трансформированных трудовых отношениях».
Потребность в «бесшовном» переходе
Наличие программ поддержки обеспечивает помощью только небольшие сегменты сектора МСП, если не конкретные бизнесы, но не влияет на него в целом, считает гендиректор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. По его словам, несмотря на все существующие с 1990-х годов программы поддержки малого, а потом и среднего бизнеса, его доля в ВВП не менялась.
За это время были разные подходы к поддержке МСП, отмечает Буев. «Сначала говорили, что надо какие-то отрасли поддерживать, потом — что малый бизнес — это внеотраслевой феномен, нужно поддерживать всех. Потом снова сменилась парадигма — нужно поддерживать либо по отраслям, либо тех, кто быстро растет», — сказал он.
По мнению эксперта, особой конкретики в концепции стратегии пока нет.
Тезис о том, что малый бизнес должен стремиться вырасти в средний, а средний — в крупный, Буев назвал большой иллюзией. «Такие кейсы единичны. Малый бизнес — это феномен локальных рынков — ну, 10–20, даже если 100 фирм вырвется из 6 млн», — отметил он. При этом их рост не будет означать эффективности государственной поддержки, а скорее будет свидетельствовать об открывшейся нише на рынке. «Для этого должны работать банковская система и система венчурных фондов, которые работают с этими единицами безотносительно наличия государственной поддержки», — пояснил эксперт.
«Бесшовности» перехода с одного налогового режима на другой пока не получается, многие предприниматели не торопятся расти и увеличивать обороты, сказал РБК заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Еще несколько лет назад обсуждалась возможность медленного прирастания налоговых ставок или переходного периода для «средне-больших» предприятий, когда они, например, в течение года после увеличения оборота могут продолжать работать на упрощенке. Компания должна ощутить те позитивные эффекты, которые возникают для крупных предприятий, например, когда к ним начинают по-другому относиться банки», — указал он.
По его словам, «зонтичные» поручительства — это один из способов сделать такой переход более оптимальным. Корпорация МСП запустила такой механизм осенью 2021 года — он позволяет малому или среднему предприятию получить кредит в банке при отсутствии необходимого залога. «Мы в «Деловой России» высказывали идею оценивать губернаторов не по количеству инвестиций, сделанных за год в регион, а по количеству компаний, которые перешли из разряда малого бизнеса в средний и из среднего — в крупный. Если такая динамика увеличивается, значит, инвестиционный процесс работает», — сказал Данилов-Данильян.