Президент США Дональд Трамп опубликовал в понедельник свои предложения по бюджету страны на 2019 финансовый год. Глава Белого дома предложил увеличить его до $4,4 трлн, похоронив таким образом собственные обещания сделать бюджет бездефицитным. Расходы Пентагона — и без того крупнейшие среди оборонных ведомств мира — предлагается увеличить еще на 13%, до $686 млрд. Из документа следует, что $250 млн может быть выделено на «помощь Украине в укреплении суверенитета», а $6,3 млрд — на сдерживание России в Европе. В проекте бюджета отмечено, что «долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией» есть и будет в обозримом будущем ключевым приоритетом для Пентагона.
В обращении к членам Конгресса, которым открывается обнародованный в понедельник документ, президент Трамп отмечает: «За год совместной работы мы заложили основы новой эры Американского Величия (так в тексте.— “Ъ”). Мы усилили экономический рост, создали более 2 млн рабочих мест и увеличили рынок ценных бумаг почти на $5 трлн. Безработица на минимальном уровне за 17 лет. Зарплаты растут. Работодатели возвращаются в Америку». «США вновь встали на путь победителей. Великий дух оптимизма продолжает охватывать нашу страну. Американцы наконец-то могут быть уверены в том, что лучшие дни у нас впереди»,— заявил Дональд Трамп.
Что именно ждет американцев, поясняется на 150 страницах документа. Бюджет на 2019 год должен быть $4,4 трлн, притом что в 2018 финансовом году он составляет $4,094 трлн. Предложенный президентом США бюджет оказался дефицитным: в 2019 году необходимо будет затыкать дыру в $984 млрд (в 2017 году — $666 млрд). Политика Дональда Трампа, таким образом, предполагает одновременное увеличение расходов при снижении доходов: в прошлом году налоги были сокращены, что приведет за десятилетие, с 2018-го по 2027 год, к недостаче $3,7 трлн. Напомним, что опубликованный в мае 2017 года администрацией Дональда Трампа документ «Новая основа для американского величия» обещал «уничтожение бюджетного дефицита в течение следующих десяти лет».
Речь идет лишь о предложениях президента Трампа — в дальнейшем они будут обсуждаться в Конгрессе, где затем должны быть утверждены большинством голосов. При этом практика показывает, что в ходе обсуждения проект часто претерпевает серьезные изменения. Впрочем, финальное слово в любом случае остается за президентом, который подписывает или отклоняет итоговый документ.
Главными статьями, по которым президент США просит увеличить бюджет, стали инфраструктура и оборона. Следуя своим предвыборным обещаниям, Дональд Трамп предложил выделить $200 млрд на обновление дорог, мостов и аэропортов. При этом предполагается, что $1,3 трлн на те же цели удастся привлечь от правительств штатов и частных инвесторов. Отдельная статья предполагаемых расходов — строительство стены на границе с Мексикой, на которое планируется потратить $1,6 млрд (напомним, ранее Дональд Трамп утверждал, что строительство должна оплатить мексиканская сторона).
«В том, что касается безопасности, международная среда, в которой действуют США, становится все более конкурентоспособной и опасной,— уверены авторы документа.— Возвращается соперничество между великими державами — с Россией и Китаем, все более опасными становятся новые технологии и набирающие мощь негосударственные акторы, продолжается распространение оружия массового уничтожения». В таких условиях «долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией» названо ключевым приоритетом для Пентагона.
Не в последнюю очередь в связи с этим в планах Белого дома — модернизация ядерных сил (запланированные траты на 2019 год — $24 млрд). «Мы модернизируем и создаем совершенно новый ядерный арсенал, и, откровенно говоря, мы вынуждены это делать, потому что другие этим занимаются. Прекратят они — прекратим и мы»,— заявил в понедельник Дональд Трамп, не став при этом напрямую называть соперников США.
В документе перечислены и конкретные шаги по финансированию оборонной активности Вашингтона на европейском направлении. Так, на исполнение «непоколебимых обязательств США по поддержанию мира и безопасности в Европе» заложено более $6,3 млрд — на эти деньги планируется реализация программы «Европейской инициативы сдерживания», запущенной еще в 2014 году как ответ Вашингтона на присоединение Крыма Россией и конфликт на востоке Украины. По мнению авторов нового бюджета, это позволит «усилить военное присутствие в Европе», противостоять действиям России и «сдерживать российскую агрессию в регионе», в том числе путем активного взаимодействия с партнерами по НАТО, «в особенности в Восточной Европе». В рамках «Европейской инициативы сдерживания» планируется выделить $250 млн, «чтобы помочь Украине защищать свой территориальный суверенитет».
При этом расходы по многим статьям планируется урезать. Например, проект бюджета предлагает прекращение с 2025 года прямого государственного финансирования Международной космической станции (МКС). Впрочем, такое решение было ожидаемо. Высокопоставленные источники “Ъ” в российской космической отрасли утверждают, что изначально сроки эксплуатации МКС были пролонгированы до 2024 года исходя из общих интересов, однако рассчитывать на продолжение использования станции в существующем виде едва ли приходится. «Она отработает свой ресурс, после чего встанет вопрос о ее будущей конфигурации»,— говорит один из собеседников “Ъ”. При этом в «Роскосмосе» напоминают, что «МКС совместно эксплуатируется всеми странами-участницами, поэтому любые инициативы любой из стран всегда обсуждаются всеми».
В целом же из проекта бюджета можно сделать вывод, что администрация Дональда Трампа намерена сосредоточиться на внутренних вопросах. Например, многосторонние программы помощи, как ожидается, получат $1,4 млрд (на $64,01 млн меньше текущего показателя). Программы двусторонней экономической помощи, реализуемые по линии Госдепартамента,— примерно $17 млрд (на $36,4 млн меньше). А Агентству по международному развитию (занимается оказанием помощи бедным странам) планируется выделить $1,4 млрд (меньше на $35 млн). По словам директора Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта Юрия Рогулева, этот шаг логично вытекает из взглядов президента: «Расходы сокращают в силу внешнеполитической позиции Дональда Трампа, согласно которой американские интересы он ставит на первое место. Президент считает, что экономить нужно на других, а не на США». Также господин Рогулев полагает, что большинство внешнеполитических программ, в том числе и деятельность Агентства по международному развитию, «критикуются Дональдом Трампом, потому что все они утверждались Бараком Обамой (президент США с 2009 по 2017 год.— “Ъ”)». «Все, что исходит от предыдущей администрации, у Трампа вызывает явно негативное отношение»,— заключает эксперт.