Гимнасты демонстрируют потрясающую стабильность. В Лондоне у нас были героями личных финалов Алия Мустафина, Денис Аблязин, Мария Пасека, Вика Комова. В Рио нет только Вики. Мустафина и Пасека подтвердили олимпийский класс в первый день финалов, Аблязин – стал борцом за Россию во втором.
Денис, конечно, говорит - чем быстрей после одного снаряда начинаешь выступать на другом, тем лучше. Мышцы, мол, не успевают остыть. Оно-то – да, конечно. Только еще накануне, наблюдая за первым днем личных финалов у гимнастов, я думала о том, каким запасом прочности нужно обладать, чтобы выступить (а тут надо помнить, что в личный финал выходят специалисты высочайшего уровня), поучаствовать в награждении, а затем – снова выступить, чтобы… снова поучаствовать в награждении. И думала я об этом как раз применительно к Аблязину, которому в один день предстояло пройти и кольца, и опорный прыжок.
Прошел честно. Медали – серебро и бронза. Что говорит? Лаконично оценивает ситуацию.
– Коэффициент сложности всех финалистов на кольцах - примерно одинаковый. Главное было сделать все четко, правильно приземлиться и смотреть на табло.
– Я не привык что-то менять перед стартом, вопрос упрощения комбинаций ради стабильности не стоял.
– Да, исполнял через боль. Ну, а что делать? Мы - русские люди, мы можем и потерпеть.
– Главное не то, каким ты прыгаешь по очереди, а то, как ты это делаешь.
Очень простые слова. И очень жизненные. Для того чтобы к ним прийти, надо к ним идти.
Я спрошу его еще до Игр, что случилось хорошего с ним на помосте за этот огромный этап жизни – четырехлетний цикл. Интересно, что Денис при ответе даже не задумался.
«Научился выступать. Есть таланты, которые не могут блеснуть, где надо и когда надо, и это очень болезненный момент. У меня есть уверенность в выбранном пути и нет метаний. Их и не будет, потому что не вижу смысла дергаться куда-то. Есть дорога, которую мы определили с тренером (Сергеем Старкиным – И.С.), так и идем по ней. Постепенно, по шагу, планомерно, не ускоряясь. Спешить тоже опасно. Может, и хотелось бы, но чревато. Я по-другому начал думать в зале. Не как раньше: а-а, с бешеными глазами ломишься, неизвестно куда. А анализировать – что надо, что нет, как надо? Взрослеешь, становишься немного умнее».
Этот соревновательный ум, конечно, помог Денису в день финалов. Он должен был не растерять то, что собирал в течение долгого времени. И не дрогнуть. Конкуренция в дисциплинах у мужиков – за гранью. Попасть в финал – уже счастье для кого-то.( Кстати, Юри ван Гелдер, отчисленный из состава сборной Нидерландов, нанял адвоката, чтобы судиться, правда, не очень понятно с кем и за что. Он-то как раз попал восьмым в финал на кольцах и так радовался, что зажег в тот же день, покинув Олимпийскую деревню для, как принято говорить, распития спиртных напитков.)
Денис не хотел просто попасть в финал. Его оценка - 15,7. Впереди – лишь чемпион мира грек Элефтериос Петруниас. Но ведь и Артур Занетти, олимпийский чемпион 2012 года, не мог разочаровать родную публику. Кстати, видели бы вы, как накануне в вольных упражнениях на пьедестале вместо, например, японцев высочайшего полета – Шираи и Учимуры – оказались два бразильца. Если бы это был игровой вид спорта, впору было заподозрить договорняки. Диего Иполито, занявший второе место, минут пять просто лежал на полу в молитвенной позе, спрятав лицо ото всех на свете. А потом рыдал до исступления. А потом перед камерами без конца целовал медаль и монотонным голосом читающего проповеди что-то говорил с остановившимся взглядом. Казалось, он прямо на глазах сходит с ума.
Артур Занетти тоже хотел сойти от счастья с ума дома прямо на глазах у трибун. И сделал для этого все. Правда, титул не подтвердил, что взвинтило зрителей еще больше. В таких бушующих вокруг страстях Денис Аблязин и завоевал первую медаль по ходу гимнастической пьесы этого вечера – бронзу.
А потом был опорный прыжок. Денис готовил олимпийскую программу давно. Он знал, что в Рио понадобится сложность, которой надо соперников решительно «убирать». «Оба прыжка я выполнил достойно, за что получил соответствующие баллы». А соответствующие баллы принесли серебро Олимпийских игр. И только один гимнаст – северный кореец Ли Се Хван – был все же впереди Аблязина. Специалисты скажут, что в этот день с ним справиться было невозможно.
Вы думаете, Денис с последним утверждением согласился? «Золото? Мне кажется, можно было бы попробовать, если бы я точнее приземлился после второго прыжка. Увы, я не смог этого сделать».
Еще он скажет, что готов был в Рио лучше, чем в Лондоне. Что не удивительно – там он отметил 20 лет, здесь – 24. Опыт накоплен бесценный. Сообщит, что возьмет после Игр некоторую паузу - хочет вылечить все, и плечи, и ноги. Не сообщит, но это будет ясно, что, вылечив, пятикратный призер Лондона и Рио отправится в новый путь за олимпийским золотом. Без метаний.