Британская разведка МИ-6 пережила взрыв, устроенный террористами в «Координатах «Скайфолл», но сможет ли она преодолеть внутренний кризис, который набирает обороты в картине «007: СПЕКТР»? Джеймс Бонд отстранен от работы за самоволку. Друг министра внутренних дел стремится закрыть отдел «00» как морально устаревший. Так начинается новая часть бондианы, выходящая на российские экраны 6 ноября.
Очередной фильм о приключениях Джеймса Бонда станет четвертым для Дэниела Крейга. Вышедшее девять лет назад «Казино Рояль» вдохнуло новую жизнь в долгоиграющую эпопею. Предпоследняя картина, «007: Координаты «Скайфолл», и вовсе получилась самой коммерчески успешной в истории бондианы, собрав $1 млрд в прокате. Помимо этого она оказалась самой успешной британской кинолентой в истории. Понятно, что продюсеры молятся на Крейга, но все ли спокойно в Соединенном Королевстве? Пресса полнится слухами о скорой отставке Крейга и наперебой пытается угадать следующего агента ее величества. И тут у нас появилась возможность встретиться с Дэниелом лично. Мировая премьера фильма «007: СПЕКТР» состоялась в Лондоне 26 октября, американская премьера — в Мехико 2 ноября (там было снято начало картины). Нам удалось увидеться с Крейгом в британской столице, где фильм до официального релиза представили узкому кругу журналистов из разных стран.
Из Дэниела получился бы действительно хороший шпион: он не любит болтать. Ранее мне приходилось наблюдать его за работой на студии Pinewood. Он всегда приходил на площадку непосредственно перед съемкой сцены — до этого момента осветители и операторы выставляли кадр по дублеру, парню похожего телосложения. Коллеги по фильму, Бен Уишоу и Рэйф Файнс, тепло приветствовали знакомых на площадке. Крейг же приходил в наушниках, из которых доносился рев музыки, и останавливал звук лишь на время работы — потом снова вставлял «таблетки» в уши. «Отстраненность помогает оставаться внутри персонажа, — объясняет свою неразговорчивость актер, когда мы наконец встречаемся для беседы. — Шутки-прибаутки разрушают ауру Джеймса Бонда — я снова превращаюсь в Дэниела Крейга».
Съемки новой части бондианы шли семь месяцев. Группа с режиссером и актерами перемещалась по странам и континентам, и каждый съемочный день длился более 12 часов кряду. «Я скорее вскрою себе вены, чем соглашусь еще на один фильм о Джеймсе Бонде», — заявил недавно в одном из интервью измотанный Дэниел. Это звучит несколько странно, если учесть, что в случае успешного проката «СПЕКТРа» актер может заработать до $60 млн: $24 млн — за роль, $6 млн — за рекламные контракты и примерно $30 млн — доля от продажи билетов.
— Чем же провинился перед вами Джеймс Бонд?
— Я отдал ему достаточно лет своей жизни. К тому же он не самый приятный парень. Женоненавистник, алкоголик, у него завышенная самооценка. Вы бы могли продержаться в его шкуре девять лет? Я бы снялся еще в одном фильме из-за денег.
— Наверное, чек после каждого фильма примиряет с таким тяжелым ремеслом?
— Это помогает. Послушайте, я не говорю, что терпеть его не могу. Просто иногда думаю, что этот этап для меня пройден. Я планировал выбраться из роли Бонда с того момента, когда подписал контракт на «Казино Рояль».
— Неужели было так тяжело, что, как вы недавно признались, скорее бы вскрыли себе вены, чем сыграли еще одного Бонда?
— Это было сказано в качестве шутки. К сожалению, бумага не передает интонацию. На тот момент я только что закончил съемки на студии Pinewood и был эмоционально истощен. Джеймс Бонд сделал меня знаменитым, это не самая тяжелая в мире работа. Но иногда я мысленно сравниваю себя с известными футболистами. Люди высчитывают, сколько тысяч долларов они получают за игру, и потом в Интернете обсуждают, что, дескать, за $200 тыс. в день можно и забить мяч куда надо. Но у спортсмена тоже есть максимум личных возможностей, и после определенного порога деньги перестают играть первостепенную роль. Иногда понимаешь, что достиг потолка.
— Значит, «СПЕКТР» можно считать последним для вас выходом на площадку в роли агента 007?
— Не знаю… Да, наверное… (Смеется.) На более конкретный ответ сейчас я не способен.
— Кто же может стать следующим Бондом? Темнокожий актер, девушка?
— Джасмин Бонд? Звучит! Неплохая идея, я бы на это с удовольствием посмотрел!
— Какие факторы, кроме денег, заставили вас сняться в «СПЕКТРе»?
— Сэм Мендес в кресле режиссера. Он снял «Координаты «Скайфолл», и сразу после этого фильма я сел ему на голову и канючил, пока он не согласился на еще одну картину.
— Почему вам так хотелось снова работать с Сэмом?
— Съемки такого проекта, как фильм из серии бондианы, это длинная и энергозатратная история. Важна химия между актерами и режиссером. Мне необходим был не только профессионал, но и друг, который понимает, как устроен мой актерский аппарат и как его лучше всего использовать, где надо поднажать, а где — дать отдохнуть.
— Успех «Координат «Скайфолл» удивил вас с Мендесом?
— Первое, что мы подумали, увидев результаты кассовых сборов: «Как же, черт возьми, нам это переплюнуть?»
— Как? Еще более щедрым бюджетом…
— Большие деньги, вложенные в проект, не гарантируют больших сборов. Мы все видели провальные картины последних лет, которые принесли огромные убытки студиям. В любом случае во главе угла должен стоять крепкий сценарий. Наш герой полон конфликтов. Он сам не знает, чего хочет и куда заведет его судьба. Это интригует зрителя. Добавьте в этот замес гонки, драки — тогда получится неплохой фильм. Скажу больше: у меня и Сэма возникло чувство незавершенности от «Координат «Скайфолл». Нам обоим нужно было довести дело до логического конца.
— Не раскрывая сюжета, замечу, что концовка нового фильма действительно дает ощущение завершенности истории. Куда можно двигаться после «СПЕКТРа»?
— Понятия не имею. Это честный ответ. На некоторое время я вообще хочу уйти в театр. Киноплощадка — искусственное место. Мне нужен живой зритель, его энергетика, моментальная реакция.
— Поэтому вы решили в скором будущем сыграть в спектакле «Отелло» в Нью-Йорке?
— В какой-то мере это расширение моей актерской вселенной. Теперь я играю мерзавца Яго. Потом, мне, как англичанину, всегда интересен Шекспир. У нас пока не начались репетиции, премьера намечена на осень следующего года.
— Многие актеры пытаются разнообразить свою палитру ролей. Теперь от вас ждать одних мерзавцев и злодеев?
— Я простой парень и меньше всего хочу впечатлить какую-то незримую общественность или критиков. Я уже Джеймс Бонд — разве это не круто? Работаю по двум причинам: когда нужны деньги и когда вижу интересный сценарий. Мерзавец или положительный герой — неважно. Сейчас, кстати, ищу подходящий проект на политическую тему. Я большой поклонник сериала «Карточный домик», и меня эта история сильно увлекла.
При всех разговорах об обновлении и эволюции «СПЕКТР» — прежде всего фильм о Джеймсе Бонде. Тут есть все визитные карточки шпиона: очередная модель машины Aston Martin — DB10, головокружительные погони и новые девушки — на этот раз француженка Леа Сейду и итальянка Моника Беллуччи. Если Леа считается восходящей звездой, то Беллуччи — имя в мире кино. Ее прорыв на большой экран состоялся в фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула» в 1992 году. После этого были второй и третий фильмы трилогии «Матрица», «Необратимость» и «Страсти Христовы». Критики сравнивают Монику с другой успешной итальянкой — Софи Лорен, которая также может похвастаться успешной карьерой.
— Чем различаются две новые девушки Бонда — Моника Беллуччи и Леа Сейду?
Они слишком разные, чтобы ставить их на одну плоскость. Скорее приходит на ум сравнение с винами: Леа — молодое божоле, Моника — выдержанное изысканное кьянти.
— Если продолжать вашу аналогию, то кьянти урожая горячего и знойного года?
— По знойности она даст фору многим более молодым коллегам. Посмотрите на ее страсть, на ее тело! Бонд теряет от нее голову как мальчишка! Но Моника прежде всего очень талантливая актриса. Красивых женщин много, а у нее и завораживающий характер.
— Вы спокойно восприняли тот факт, что «девушка Бонда» на этот раз старше вас на три года?
— Когда мы обсуждали Монику, то даже не думали про возраст. Потом вдруг все начали говорить о том, что она меня старше. И что такого? Я в этом вижу лишь плюс. Красота женщины не зависит от цифры в паспорте и того, насколько у нее гладкая кожа. Внутреннее наполнение и талант гораздо важнее!
— Вы осудили Бонда за то, что он мачо и женоненавистник. Мне Моника недавно рассказала, что именно эти качества интригуют ее в вашем персонаже…
— Я не могу представить ни одного современного мужчину, который бы с гордостью носил титул «женоненавистник». Другое дело, что женщинам нравится, когда мужчина проявляет силу и уверенность в себе. Возможно, Моника говорила об этом?
— Вас бы устроил на сто процентов политкорректный Джеймс Бонд?
— Ни в коем случае! Как зрителю мне было бы скучно смотреть на такого героя. Тут важно отделять моего персонажа от меня самого.
— Вы политкорректны в жизни?
— Спросите мою жену. (Смеется.) Я стараюсь учитывать мнение окружающих и спрашивать совета близких. Во время работы над «СПЕКТРом» мне было трудно в этом плане. У меня не получается приходить с площадки домой и полностью переключаться.
— Вы обращались с супругой так же, как Бонд со своими девушками?
— Если бы я позволил себе что-нибудь подобное, спал бы на коврике! Когда я работаю над фильмом, становлюсь замкнутым и свожу общение с домашними к минимуму. Так мы избегаем ненужных инцидентов. У Рейчел тоже есть свои роли, свои стрессы. Друг друга нужно оберегать.
— Как вам кажется, Джеймсу Бонду когда-нибудь удастся познать радости домашнего очага?
— Дозреет ли он до полноценных романтических отношений? Черт его знает! Пока что он пытается научиться общаться с двумя сильными женщинами — героинями Моники Беллуччи и Леа Сейду. Привык, что женщины заглядывают ему в рот и падают к ногам, а эти две вовсе не такие. Бонд в замешательстве. Оказывается, «упертому мачо» вроде него тоже непросто затащить девушку в постель. А надо еще понять, что нужно сделать, чтобы она осталась на завтрак. Может, этому Бонд и не научится!
Эмоции эмоциями, а спасать мир Бонду приходится все-таки с помощью кулаков. Чаще всего он вступает в схватку с посланцем организации «СПЕКТР» мистером Хинксом в исполнении Дэйва Батисты.
— Батиста в прошлом был профессиональным рестлером по кличке Зверь. Не боялись драться с ним в кадре?
— Конечно, боялся. Дэйв огромен. К счастью, за устрашающим фасадом скрывается добрейшей души парень. Хотя это не значит, что нам приходилось легко. Драки были выматывающими.
— Неужели вы не использовали каскадеров?
— Сэм Мендес вызывает дублеров только в крайнем случае. Например, в сцене погони на машинах в Риме работали профессионалы. Но драку в поезде мы снимали с Дэйвом. При этом нам приходилось метелить друг друга по-настоящему, иначе смотрелось бы недостоверно. В какой-то момент съемку прервали, потому что я повредил колено.
— Что-то серьезное?
— Я сейчас нормально хожу, но на тот момент пришлось поехать к доктору и сделать небольшую операцию. Таковы издержки профессии!
В «СПЕКТРе» Бонд сражается с террористами, которые внедряются в мировые информационные системы. Таким образом, картина поднимает тему кибербезопасности. Крейгу эта проблема должна быть близка: в 2005 году был взломан его телефон, и общественность узнала о его жарком романе с актрисой Сиенной Миллер (пара начала встречаться после работы над фильмом «Слоеный торт»). Миллер на тот момент поругалась с Джудом Лоу, и крепкие объятия Крейга пришлись как нельзя кстати. Хотя после огласки в таблоидах отношения разрушились, даже толком не начавшись: папарацци стали следовать за Сиенной и Дэниелом по пятам, и от романтики не осталось и следа. Затем Крейг начал встречаться с актрисой Сацуки Митчелл. После инцидента с взломом Дэниел стал более тщательно охранять информацию, касающуюся личной жизни. Его свадьба с Рейчел Вайс в 2011 году оказалась настолько секретной, что на нее попали всего четверо гостей, включая детей от предыдущих браков.
— Как вы планируете отдыхать после съемок в «СПЕКТРе»?
— Для меня лучший способ отключиться — это провести время с семьей, родителями, попутешествовать с детьми.
— Какой отдых вам больше нравится — активный или с книжкой на пляже?
Я выбрал бы последнее. Я человек старой закалки, не понимаю моду на всякие безумства. Дайте мне красивый вид, бассейн и бар, и я буду счастлив.
— Что возьмете в баре? «Водку-мартини»?
— Это слишком крепко. Предпочитаю светлое пиво.
— К слову, о проведении досуга с детьми… Говорят, сын вашей супруги Рейчел (от брака с режиссером Дарреном Аронофски. — Прим. «ТН»), Генри, не видел фильмы мамы. Покажете ли вы ему «СПЕКТР»?
— Генри девять лет, и его мало занимает кино. Гораздо более он увлечен компьютерными играми. Моя 22-летняя дочь Элла смотрит картины с моим участием, но, как она признается, боевики не совсем в ее вкусе.
— Что тяжелее — спасать мир на экране или воспитывать детей в реальной жизни?
— Самое сложное — держать баланс, чтобы все члены семьи были довольны.
— У вас не бывает споров с Рейчел на тему воспитания Генри? Я читал, что сама она когда-то была отчислена из школы за плохое поведение…
Моя теща считает так: «Рейчел не была отчислена. Ее попросили покинуть школу». (Смеется.) Но говорят, она постоянно пререкалась с учителями. Рейчел и сейчас так делает — только со мной и с режиссерами. Дети, кажется, у нас спокойнее и рассудительнее родителей. Их жизнь менее похожа на цирк, чем наша.
— Периодически таблоиды муссируют слухи о том, что ваш брак в очередной раз на грани распада. Как вы переживаете такие публикации?
— Мы не обязаны регулярно появляться вместе на публике и кому-то что-то демонстрировать. Вообще, я подарил Рейчел наклейку на машину: «Миссис Дэниел Крейг». Последний раз, когда я проверял, стикер был на месте. Так что рано беспокоиться!
— Помню историю, когда мошенники взломали ваш телефон. Насколько хорошо вы сейчас защищены от вероятных киберпреступлений?
— Я совершенно ничего не понимаю ни в гаджетах, ни в социальных… как их там?..
— …сетях?
— Именно. Лучшая защита от воровства информации — не оставлять ничего в сообществах или на «облаке». У меня нет профайлов, переписок в мессенджерах и так далее. Когда я хочу с кем-то пообщаться, я набираю номер этого человека на телефоне. Меня раздражают дети, которые совершенно не умеют разговаривать. Они могут до бесконечности переписываться, но никогда не возьмут трубку. Почему? Поговорить же проще и быстрее! Видимо, этот способ общения остался лишь для нас, «стариков». (Смеется.)