Конечно, надежд на то, что англичане послушаются, абсолютно никаких, заявление генпрокурора носит чисто ритуальный характер. А крупномасштабная утечка денег из России продолжается и сегодня, в том числе легальными путями. По официальной статистике Банка России о трансграничных переводах физических лиц, с 2006-го по 2017-й включительно из нашей страны было переведено по всему миру 519 млрд долларов. То есть по 43,25 млрд, или по 2,5 трлн рублей ежегодно. Для сравнения: в федеральном бюджете — 2018 на национальную экономику выделено лишь 2,26 трлн рублей, а на национальную оборону — 2,73 трлн.
И ведь пожаловаться некому — все вроде бы законно. А вот разумно ли? В этом нужно разбираться. К примеру, 9,6 млрд долларов ушло из России в минувшем году по почтовым и банковским переводам в страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан... Деньги абсолютно законные — большей частью зарплата гастарбайтеров, занятых, как правило, неквалифицированным трудом. Однако нужны ли России эти рабочие руки в столь огромном количестве (по данным МВД, 10 млн человек)? Они демпингуют на многих рынках труда, что выгодно работодателям, но препятствует росту материального благосостояния самих россиян. В жилищно-коммунальном хозяйстве управляющим компаниям дешевле нанять пять-шесть мигрантов, чем покупать мини-технику для уборки снега и листьев. В торговле и службе быта наплыв малограмотных приезжих отнюдь не способствует росту культуры обслуживания.
А на Дальнем Востоке дешевизна мигрантского труда на стройках превратилась в огромную социальную проблему. Ибо местные строители получают законные льготы и надбавки, повышающие стоимость их труда на 20-25%, — и потому проигрывают тендеры приезжим фирмешкам, сбивающим цены за счет массового применения труда мигрантов.
В результате, по словам губернатора Сахалина Олега Кожемяко, на острове с полумиллионным населением строительная сфера на 70% состоит из временщиков-мигрантов (их уже 50 тысяч). Что не позволяет формировать стабильные профессиональные коллективы, платить нормальную зарплату, по-хозяйски обживать дальневосточные территории.
Немалый отток «личных» денег из России связан с оттоком самих россиян — например, на Мальту, гражданами которой за последние три года стали более 730 человек «с известными в России сочетаниями имен, фамилий и отчеств». Причем многие из них оставили российские паспорта, выполняют все требования российского законодательства. Но родину теперь посещают наездами. И деньги, заработанные дома, тратят в иных странах (одна лишь минимальная сумма инвестиций, необходимая для получения гражданства Мальты, — 880 тысяч долларов без учета комиссий и сборов). Гражданство Кипра стоит еще дороже — надо вложить в тамошнюю экономику 2 млн евро (еще недавно было 5). Но Аллу Пугачеву и Максима Галкина это не остановило. И не только их: в нынешнем январе на Кипре было выдано 503 новых разрешения на строительство, что на четверть больше, чем годом ранее.
Уезжают россияне и в страны Балтии, в другие европейские государства. Главная причина: вместе с паспортом страны Евросоюза они получают свободу передвижения по миру, а это нынче дорогого стоит. По некоторым данным, только «на переезд» в Европу и другие зарубежные страны россияне тратят до 10 млрд долларов ежегодно. Так, может, России пора прекратить мериться «крутизной» с другими странами и континентами, а все-таки попытаться постепенно присоединиться к общемировому сообществу, не убегая с родной земли?
Впрочем, отток собственных граждан из своей страны можно снижать и другими путями. По неполным данным, в последние 7-10 лет с нашего Дальнего Востока и из Сибири около 40 тысяч пенсионеров уехали на ПМЖ в Китай (а вместе с ними — и накопления на старость, и пенсии). Ибо китайские власти почему-то заинтересованы в них больше, чем российские. Согласно миграционной политике КНР, если число иностранцев в городе переваливает за 10 тысяч человек, правительство вводит меры: упрощенное оформление недвижимости, теленовости на русском, обязательный русский язык в магазинах и общественном транспорте... Так уже живут города Харбин, Хуньчунь, Хэйхэ.
Основная причина, по которой россияне предпочитают Китай, — дешевизна жизни. Российская пенсия, на которую на родине едва выживали, считая каждую копейку, в Китае позволяет существовать достойно. Но родные власти лишь в самое последнее время начали это учитывать и даже поговаривают о грядущем снижении коммунальных тарифов в дальневосточных городах. Давно пора!
Есть еще две статьи зарубежных затрат наших граждан. До 100 тысяч человек ежегодно отправляются за границу на лечение (хотя стоимость услуг в Европе и Израиле в 5 раз выше, чем в России, а США — и в 10 раз). Большой привет системе отечественного здравоохранения. А 40 тысяч россиян учатся в зарубежных вузах — что, увы, катастрофически мало.
Но основные деньги из России вывозят отнюдь не студенты или пенсионеры. К примеру, недавно арестованные хозяева «Суммы» братья Магомедовы, чей капитал Forbes оценил в 1,4 млрд «зеленых», потратили примерно столько же на «укоренение» в Европе: 300 млн на яхту величиной с легкий крейсер, роскошный особняк в Лондоне и т. п. Ничего из ряда вон — именно так обустроились на том самом Западе, которым нас с вами сутками напролет пугают с телеэкранов, масса других представителей российского истеблишмента.
Не шейхи, а именно россияне являются владельцами самого большого числа суперъяхт. А Лондон не напрасно окрестили Лондонградом. Но ведь все они не уходили из России со своими деньгами тайными тропами. Так к кому же апеллирует генпрокурор Юрий Чайка?