В Приморье с этого года могут начать выплачивать 1 миллион за третьего ребенка, так как в регионе самые низкие показатели по рождаемости на Дальнем Востоке при большом количестве населения. Об этом в интервью "Российской газете" сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Он также рассказал о развитии чартерных программ на Дальнем Востоке, новых льготах и развитии Северного морского пути.
Президент России Владимир Путин поручил увеличить максимально допустимый размер туристического кешбэка за поездки на Дальний Восток до 40 тысяч рублей. Планируется ли распространить эту практику на арктические регионы?
Алексей Чекунков: Арктические регионы - не менее привлекательные, чем дальневосточные. А некоторые из них, такие как Мурманская область, по количеству туристов соперничают с самыми популярными дальневосточными туристическими направлениями. Около 1 млн туристов приехали в Арктику в 2021 году. Турпоток в Мурманской, Архангельской областях вырос на 40-50%.
Поэтому уверен, что туристический спрос в Арктике нужно стимулировать - подобно тому, как это происходит Дальнем Востоке, в Крыму, на курортах Краснодарского края. Поверьте, по части впечатлений Арктика ни в чем им не уступит.
Есть чартеры на Сахалин и в Улан-Удэ. Планируется ли запуск чартеров в другие регионы?
Алексей Чекунков: В высокий летний сезон запустим чартеры в Приморье и в Бурятию. Стоимость тура начинается от 40 тысяч рублей за неделю с перелетом. Это довольно доступно и открывает дальневосточные регионы для большого круга туристов.
В прошлом году вы анонсировали введение такой меры поддержки, как 1 млн рублей за третьего ребенка. Когда эта мера может быть введена?
Алексей Чекунков: Правительство поддержало нашу идею, и мы готовимся к ее запуску до конца этого года. Пилотным регионом будет Приморье - в крае проживает более 20% населения Дальневосточного федерального округа и при этом там один из самых низких коэффициентов рождаемости - всего 1,5 при средней рождаемости по стране 1,7. Думаю, что мы это выправим.
Ранее предлагалось ввести "статус дальневосточника", в рамках которого люди бы получили льготы, например, более ранний выход на пенсию, налоговый вычет, расширенное медицинское страхование. Проект еще обсуждается?
Алексей Чекунков: У дальневосточников уже есть хороший пакет привилегий: в нем "Дальневосточная ипотека", которую только что распространили на врачей и учителей, бесплатная выдача участков земли. Приступаем к строительству дальневосточных кварталов. Так что специально выделять при помощи некого статуса жителей одного российского региона как более привилегированных я бы не стал.
Вы предлагали провести "гектарную амнистию" для тех участников программ получения дальневосточного и арктического гектаров, которые пропустили сроки подачи заявлений о предоставлении земли в собственность. Когда он может быть принят?
Алексей Чекунков: Да, мы очень внимательно отнеслись к этому вопросу и максимально оперативно подготовили законопроект - потому что знаем, насколько сильно это беспокоит людей. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.
Ранее вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что единым оператором северного завоза может стать министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Этот вопрос уже решен? Если да, то когда министерство начнет выполнять роль оператора?
Алексей Чекунков: Мы получили важнейшие поручения от президента. Одно из них касается как раз определения единого оператора морской логистики для северного завоза. Внесли наши предложения в правительство.
Мы предлагаем создать систему единого цифрового экспедитора, который бы обеспечил прозрачность и конкурентность закупок всех участников северного завоза, упорядочил огромный хаотичный поток закупок. Приведем эту систему в порядок - есть большой шанс, что цены на товары снизятся.
В части организации морской логистики считаем, что консолидация функций управления навигацией в "Росатоме" - оптимальное решение. Минвостокразвития выступает координатором в части обеспечения грузовой базы. Соединяя технологию цифрового экспедитора и навигационной способности "Росатомфлота", думаю, мы сможем найти формулу, которая может сделать северный завоз более эффективным.
Вы неоднократно выступали за переезд штаб-квартир крупных компаний на Дальний Восток. Кто-то откликнулся?
Алексей Чекунков: Если честно, я не возражал бы против переезда столицы России на Дальний Восток - это я как патриот нашего региона говорю. Если смотреть прагматично, то компании, которые понимают, какое будущее и какие перспективы вырисовываются во взаимодействии с нашими восточными соседями, как минимум должны усилить свои подразделения, а может, и перенести штаб-квартиры на Дальний Восток - ближе к новым центрам силы.
Какова ситуация на Северном морском пути в нынешних условиях? Какова ситуация с инвесторами из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)? Достаточно ли существующих темпов развития Северного морского пути (СМП)?
Алексей Чекунков: До 1 августа совместно с коллегами по правительству, с крупнейшими компаниями-грузоотправителями, "Росатомом" мы должны разработать единый план развития Северного морского пути, основанный на актуализированном прогнозе грузового потока, - это поручение президента.
Мы детально работаем с каждой компанией-инвестором. Это очень серьезная грузовая база. Уже до 2030 года она перевалит за 100 млн тонн в год, включая 50 млн тонн сжиженного природного газа и более 50 млн тонн нефти. По сегодняшним ценам только два этих товара должны давать 100 млрд долларов выручки ежегодно. Такие объемы терять преступно. Очевидно, что инвестиции в Северный морской путь жизненно важны для развития российской экономики на поколения вперед.
Собрав и скоординировав эту грузовую базу, мы подпишем обязывающие соглашения с компаниями-инвесторами и "Росатомом". Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики выступит как представитель правительства России.
План развития СМП - это, по сути, актуализированный спрос на инфраструктурные инвестиции со стороны государства, со стороны крупнейших инвесторов-грузоотправителей. Это расширение ледокольной группировки, создание транспортного флота ледового класса, создание новых и модернизация существующих портов, дноуглубление, создание терминалов, расширение спутниковой группировки, инфраструктуры связей, гидрометеорологический мониторинг. Также важно развивать аварийно-спасательную инфраструктуру, которая позволит сделать Северный морской путь круглогодичным и безопасным.
Это серьезные инвестиции. По предварительным расчетам, потребуются дополнительно сотни миллиардов рублей инвестиций из федерального бюджета. Но эти средства позволят обеспечить стране стабильный доход в 100 млрд долларов в год.
Ранее вы сообщили, что к созданию мастер-плана города-спутника Владивостока будут привлечены азиатские компании. Кто-то уже выразил желание участвовать в этом проекте?
Алексей Чекунков: Мы решили вначале создать качественный собственный продукт. Довольно большое время занял конкурс по выбору генерального проектировщика этого проекта. Конкурс позволил выбрать действительно сильного победителя - это Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства с опытом более 90 лет. Он участвовал в реализации такого важнейшего проекта, как федеральная территория "Сириус".
Надеемся, что идея города-спутника - главного европейского города в Азии - будет реализована, причем обязательно с элементами, вдохновленными Санкт-Петербургом.
К Восточному экономическому форуму будет подготовлена и представлена президенту генеральная концепция города. Следующим шагом станет привлечение инвесторов - уже для реализации пилотных проектов мастер-плана.
Япония заявляет о введении все новых санкций в отношении России. Какова ситуация с реализацией японских проектов на Дальнем Востоке? Не решили ли японские инвесторы прекратить работу?
Алексей Чекунков: Говоря о санкциях, президент применил эпитет "бездумные", и добавить тут нечего. Говоря о японских инвесторах, следует учитывать азиатский менталитет - долгосрочный и прагматичный. Японцы, как и южные корейцы, - люди продуманные и, надеюсь, рано или поздно устанут плясать под чужую дудку и вернутся к сотрудничеству в важнейшем Азиатско-Тихоокеанском регионе, где Россия - один из крупнейших игроков и сотрудничество друг с другом - единственно возможная форма сосуществования. Я верю, что разум и прагматичный подход в итоге победят.
До осени 2022 года будет запущена промышленная ипотека. Ставка составит 5%. Эта мера будет распространена на всю Россию. Не планируете ли вы просить о дополнительных льготах для Дальнего Востока?
Алексей Чекунков: Перефразируя известное выражение - наш макрорегион оказался в сложное время в нужном месте. Главное преимущество Дальнего Востока сегодня - его близость к крупнейшим мировым рынкам капитала, технологий и сбыта. У нас более 4 тысяч километров границ с Китаем. Этим можно и нужно пользоваться.
Плюс у нас более дешевое электричество, качественные трудовые ресурсы, природные ископаемые. Мы будем создавать новые проекты в приграничных территориях - промышленные парки, чтобы развивать экспорт в фактически бездонный рынок Азии. И, да, мы будем бороться за то, чтобы на Дальнем Востоке все федеральные меры были еще более привлекательными.