Странная, противоречащая здравому смыслу ситуация: руководители Роскосмоса неожиданно потребовали изменить график запусков в 2018 году. Это повлечет неприятные последствия для космических экипажей, для девяти космонавтов и астронавтов на одном из самых трудных этапов - от старта до стыковки с орбитальной станцией.
После длительной и тщательной проработки космических планов на 2018-й специалисты подмосковного Центра управления полетами и ведущих предприятий отрасли осенью составили график стартов пилотируемых и грузовых кораблей, которые будут отправлены к МКС. Как и в 2017-м, для пилотируемых кораблей были запланированы короткие схемы сближения. Разумеется, документ согласовали с зарубежными партнерами и отправили на окончательное утверждение в Роскосмос. А в госкорпорации заартачились. Там, как предположили мои собеседники, очень не понравилось, что запуски некоторых пилотируемых ко-раблей совпадают с праздничными днями. Не знаю, так ли это на самом деле, но вот факт, который мне подтвердили три источника: функционеры Роскосмоса потребовали перенести даты стартов, приходящиеся на выходные и праздничные дни.
Даты перенесли, но теперь экипажи, стартующие в марте, июне и ноябре, будут лететь к Международной станции не 6 часов по короткой схеме, как планировалось первоначально, а 50 часов. Удивительно: вот так запросто отказались от отлично зарекомендовавшей себя короткой 4-витковой схемы сближения «Союза» с МКС...
«Это решение идет вразрез с интересами космонавтов, - не скрывал своего возмущения в разговоре со мной конструктор космической техники с большим стажем работы, просивший по понятным причинам не называть его имени. - Может быть, перестраховщикам-управленцам так спокойнее, но космонавты-то при чем?»
Профессионалам хорошо известно, насколько облегчает жизнь экипажам короткая схема. Дело в том, что через 9-11 часов после старта в организме космонавта под влиянием невесомости и других факторов происходят серьезные изменения. Нередко они ощущают усталость, порой резко снижается работоспособность. Телеканал Си-эн-эн, ссылаясь на специалистов, приводит такие цифры: «Космической болезни подвержены в первые 24-48 часов полета около 79% астронавтов, эта болезнь приводит к потере аппетита, головокружению, рвоте».
Понятно, экипажу лучше стыковаться со станцией пораньше, до тяжелых проявлений космической болезни. Тем более что в случае сбоев техники космонавты должны взять управление на себя и причалить к МКС в режиме ручного маневрирования. Это, можно сказать, азы космонавтики.
Так чем же руководствуется Роскосмос, перенося тщательно проработанные даты запусков? Здесь важны подробности.
В 2018-м наша страна планирует осуществить семь запусков - четырех пилотируемых кораблей «Союз» и трех грузовых «Прогрессов». Все пилотируемые, как первоначально планировалось, должны были сближаться с МКС по быстрой 6-часовой схеме. Старт «Союза МС-08» назначался на 10 марта. В тот же день корабль пристыковался бы к станции. Но суббота, 10 марта, продолжает праздничные дни 8-9-го. И запуск перенесли на 15 марта. Вроде бы пять дней, так ли уж это существенно? Существенно! К каждой стыковке ЦУП готовится загодя, проводя ряд взаимосвязанных коррекций МКС.
Сейчас, в период низкой солнечной активности, орбита МКС снижается не так быстро, как при высокой активности, что создает дополнительные трудности для управления станцией. Поднимать орбиту приходится малыми, точно выверенными импульсами, 420-тонную махину, как говорят специалисты, «вывешивают» филигранно. Все это было обес-печено именно 10 марта. А при старте 15 марта 6-часовая схема сближения невозможна - надо использовать 2-суточный вариант.
Старт корабля «Союз МС-09» первоначально намечался на 10 июня 2018-го. Опять-таки этот воскресный день примыкает к праздничному 12 июня и нерабочему 11 июня. Ну и что из этого? Но из Роскосмоса поступило жесткое указание: 10 июня запускать нельзя. Старт перенесли на 6 июня. И вместо четырех витков на сближение с МКС потребуется двое суток. И даже не являющийся теперь праздничным день 7 ноября не понравился начальству из Роскосмоса. Старт «Союза МС-11» перенесли на 15 ноября. И хотя на некоторых сайтах до сих пор указывается, что 15 ноября состоятся и старт, и стыковка корабля «Союз», на самом деле путь экипажа к МКС и тут растянется на 50 часов.
Получается, лишь в одном пилотируемом полете в 2018-м предполагается быстрая стыковка: экипаж «Союза МС-10» покинет Байконур 14 сентября и через несколько часов причалит к станции. Спасибо сентябрю, в котором нет больших праздников?
Так почему же нельзя запускать космические корабли во время длинных выходных? Я слышал несколько версий. Первая: тех, кто обеспечивает старт корабля и выведение его на орбиту, нельзя лишать праздника. К тому же на оплату работы пусковых расчетов в выходные дни требуются дополнительные деньги. Вторая версия: когда все вокруг празднуют, может появиться соблазн пропустить по-тихому рюмочку-другую у кого-то из работающих. Есть и третья: случись ЧП на запуске, праздник в стране будет омрачен.
Скажу откровенно: смешно слушать такую дребедень. И очень грустно, если такие дурацкие аргументы берутся в расчет в космической работе. Да и вариантов сэкономить у Р-оскосмоса хватает. Можно, например, его начальству летать не на арендованном бизнес-джете, а на самолетах дочерней авиакомпании «Космос». Но, видимо, свой комфорт начальники уважают куда больше, чем комфорт космонавтов...
Кстати, есть и еще одна вполне правдоподобная версия: запуски переносятся потому, что начальству хочется отдыхать в праздники, а не мотаться, к примеру, на Байконур. Между прочим, осенью прошлого года NASA обратилось в Роскосмос с просьбой перенести старт «Союза МС-07» с 27 декабря на 17-е. Говорят, только для того, чтобы сотрудники американского агентства, в том числе и провожающие астронавтов на Байконуре, могли отдохнуть в каникулы, отметить свое Рождество. В Роскосмосе дали добро. В итоге экипаж «Союза МС-07» летел к МКС не 6 часов, как первоначально планировалось, а более двух суток.
Таковы современные подходы в нашей когда-то прославленной отрасли: тяготы космонавтов и астронавтов на орбите - ерунда, главное - хорошо отдохнуть наземному персоналу. Остается только развести руками. Тогда же, в декабре, я обратился к руководителю полетами российского сегмента МКС, первому заместителю генерального конструктора РКК «Энергия» Владимиру Соловьеву с просьбой рассказать о его отношении к запрету запусков пилотируемых кораблей в праздничные дни и длинные выходные. Но достучаться до обычно доступного для журналистов Владимира Алексеевича на этот раз оказалось непросто. На отправленные четыре письма в подмосковный ЦУП и его пресс-службу, а также в РКК «Энергия» на момент подписания этого номера «Труда» ответа не последовало. Между прочим, раньше Владимир Соловьев не боялся высказывать свое мнение по принципиальным моментам. Однако сегодня в отрасли царит атмосфера неуверенности и страха.
Уместно напомнить сотрудникам Роскосмоса, что короткая 4-витковая схема успешно применялась у нас уже 24 раза. Помимо всего прочего, каждый раз экономится до 20 кг топлива, повышая тем самым надежность корабля на случай различных нештатных ситуаций. За счет ускоренного сближения можно экономить на бортовом питании в пользу доставляемого груза еще 20-25 кг. В декабре и в нынешнем году таким образом можно было бы сберечь 100 кг. Стоимость доставки такого полезного груза на орбиту - свыше 0,5 млн долларов. Но это, наверное, неинтересно «эффективным менеджерам», управляющим ныне космической отраслью.
Cлово эксперту
Борис Бальмонт, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Социалистического Труда
- Скажу так: те, кто так далек от интересов космонавтов, являются чужаками в космической отрасли. Похоже, в своих начальственных кабинетах они плохо представляют те испытания и трудности, с которыми сталкиваются экипажи, летящие в сотнях километров от Земли. Может быть, на автозаводе в порядке вещей останавливать конвейер на праздники, но в космонавтике иная специфика и иные традиции. Мне стыдно за нынешнюю ситуацию с переносом запусков, больно видеть то, что происходит в отрасли. Между тем опыт наших специалистов активно перенимают китайцы, уже начавшие на своем космическом «грузовике» отрабатывать 4-витковую схему. А в России, похоже, новаторские разработки лишь мешают спокойной жизни высокопоставленных должностных лиц. Так мы далеко не улетим...