На четыре дня закрыли участок серой ветки для плановых работ. А 7 марта встали поезда на оранжевой. Народ запаниковал - с метро что-то происходит!
Пресс-секретарь Московского метрополитена Андрей Кружалин ругается, когда журналисты говорят, что на станции «НовыеЧеремушки» произошла авария.
- Там идут ремонтные работы, которые продлятся согласно графику до 11 марта. В связи с этим поезда на данном участке будут ходить с интервалом в три минуты.
- Короткое замыкание, которое повлияло на работу светофоров.
Внештатная ситуация, по словам начальника метро ДмитрияПегова, случилась 7 марта после обеда. Поезда в тоннелях оранжевой ветки встали намертво. В соцсетях началась паника: «Битый час сидим в тоннеле и никто ничего не объясняет. Эй, вы там, наверху, расскажите, что случилось?» Тем временем наверху к станции «Новые Черемушки» подтянулась пожарная техника. В интернете появились сообщения о задымлении. Спустя несколько часов в метро сделали официальное заявление.
- У нас на двух перегонах от станции «Калужская» до станции «Новые Черемушки», и от станции «Новые Черемушки» до станции «Профсоюзная» не в полном объеме работают устройства сигнализации, - сообщил журналистам Дмитрий Пегов.
Весь праздничный день 8 Марта аккаунты Московского метрополитена в соцсетях пестрели отнюдь не праздничными сообщениями: «С 9 по 11 марта с 6.00 до 21.00 вводятся два бесплатных компенсационных маршрута «М27» от «Теплого Стана» до «Тропарева» с интервалом следования до 3 минут. Маршрут «М» от станции метро «Теплый Стан» до «Октябрьской» будет продолжать работать с интервалом в 30 сек. С 9 по 11 марта на станциях от «Теплого Стана» до «Ленинского проспекта» вводится ограничение на вход пассажиров».
В этот же день администрация метрополитена разослала до 650 тысяч SMS-сообщений: «9 - 11.03 увеличены интервалы движения от «Октябрьской» до «Новоясеневской». С 7.00 до 21.00 «Шаболовская» и «Академическая» закрыты. Пользуйтесь автобусами «М».
- Сообщения получили все те, кто проходил идентификацию при пользовании Wi-Fi в метро, - рассказали «КП» в пресс-службе подземки. - Идентификация проходит через номер мобильного телефона.
«На работу ехал на одной ноге»
9 марта многие жители районов оранжевой ветки метро на работу добирались с приключениями. Наш корреспондент Павел Клоков живет на «Новоясеневской», все «прелести» подземной толчеи он прочувствовал на себе.
- Впервые мне пришлось ехать десять станций подряд, стоя на одной ноге! - рассказал он. - Утром в среду проезд в сторону центра по оранжевой ветке был закрыт. Поезда ходили только на юг, о чем пассажиров предупреждали на входе в громкоговоритель. Однако люди все равно спускались в подземку и ехали в центр через «Битцевский парк», переходя на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Поезда были набиты битком! Поезда открывали двери на всех станциях, но зайти внутрь было нереально.
С 10.30 утра все станции Калужско-Рижской линии открыли для входа и выхода, но лишь до 16.00. Пока длятся ремонтные работы, регулировать пассажиропоток руководству подземки придется вручную.
ВОПРОС РЕБРОМ
Насколько серьезное ЧП?
В пресс-службе московского метро скупо сообщили, что задымление на станции « Новые Черемушки» случилось из-за неисправности реле в системе СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки). Что это вообще такое?
- Это система обеспечения безопасности движения поездов, - объясняет завкафедрой Московского госуниверситета путей сообщения Леонид Баранов. - Через нее на поезд приходит информация, что участок впереди занят другим поездом. То есть СЦБ через светофоры и автоматику не дает двум составам сближаться. Если даже машинист по какой-то причине проигнорирует красный свет, система его автоматически остановит.
- Сейчас поезда ходят по оранжевой ветке с интервалом в 3 минуты. Неужели этого времени хватает, чтобы проводить какие-то ремонтные работы?
- А тут дело не в ремонте. Интервал увеличивают по другой причине. На этом участке поезд отпускают на перегон, когда с предыдущей станции поезд уже стартует. Чтобы гарантировать, что они не столкнутся. Такой интервал - для безопасности, пока не починят систему.
- Объявлено, что ремонт продлится трое суток. Это объективный срок.
- Конечно. За эти трое суток специалисты постараются восстановить те стойки, которые обгорели. Поверьте, они сейчас работают и днем, и ночью.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Если не закрывать станции, ремонт растянется на много лет
После каждого такого случая в метро соцсети бурлят. Народ негодует: мол, да что ж такое, то в поездах проводка дымится, то на выходные по нескольку станций в центре города полностью закрывают.
- Конечно, обыватель не всегда различает, когда работы ведутся планово, а когда устраняются последствия аварий, - говоритредактор портала «Наш транспорт» Константин Венцлавович. - Когда одно на другое накладывается, есть впечатление, что в метро постоянно что-то ломается. Знаю, многие возмущаются из-за закрытия участков подземки на выходные. Но тут ведь все просто. Последние года два в метро начали более интенсивно менять рельсы на центральных участках, более старых. Метрополитен стареет, пути стареют, менять их рано или поздно все равно придется.
- Почему не делать этого по ночам?
- Как вы знаете, многие линии постоянно удлиняются. В конце рабочего дня поезда уходят с конечных в час ночи. Начать работу на линии можно, когда поезда вернутся в депо и можно будет снять напряжение с рельсов. А чем длиннее линия, тем меньше времени во время ночного окна. За эти несколько часов серьезные работы проводить невозможно. Кроме того, сейчас ведь не просто меняют рельсы. На перегонах укладывают бесстыковые пути. Это длинные сваренные рельсы, на которых колеса не стучат и поезда едут тише. Это более сложный процесс. Если не закрывать центральную часть метро, как сейчас, по выходным, замена рельсов может растягиваться на несколько лет. Получится очень долго, медленно и обойдется гораздо дороже.
- Каждый год в системе метро появляются новые станции, но все равно остается ощущение, что подземка по пассажиропотоку близка к своему потолку. На многих направлениях вагоны просто битком. И необязательно в часы пик.
- Нет, у метро огромный ресурс для развития. И рекорд по числу перевезенных пассажиров был поставлен вовсе не в наши дни. Это было в 90-е, в дни, когда Москва отмечала свое 850-летие. 6 сентября 1997 года подземкой воспользовались более 14 миллионов пассажиров. А сейчас среднесуточные цифры - 7 - 9 миллионов пассажиров. При этом вместимость метрополитена постоянно растет. Ближайший запуск - МКЖД, которая частично разгрузит радиальные, кольцевую, центральную часть города. Не сразу, конечно, в течение года. Плюс строятся новые участки радиусов.
- Возвращаясь к аварии на «Новых Черемушках». На ваш взгляд, насколько быстро метрополитен и другие службы отреагировали?
- Думаю, что быстро, насколько это можно было. У метрополитена сейчас налажена интеграция с Мосгортрансом, компенсационные автобусы выделяются сразу же - нужно только время, чтобы они физически добрались из парка к нужной станции и вышли на маршрут. Я сам живу в нижней части оранжевой ветки, видел, что у станций довольно быстро появились новые знаки. Хотя, возможно, сложно предусмотреть все нюансы за такой короткий срок. Кое-где были сложности. Например, бесплатный автобус ходит только от «Теплого Стана», и с утра в среду возникли проблемы у людей, живущих на «Новоясеневской» и «Ясенево». В метро почему-то посчитали, что все поедут в центр по серой линии. Но многим нужно утром добираться в Коньково и тот же Теплый Стан. Это было сложно - по этому маршруту идет только 81-й троллейбус, но он ходит не очень часто и был забит под завязку.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
По оранжевой ветке ездит почти миллион москвичей в сутки
А всего в столичном метро ежедневно в будни ездят более 9 миллионов пассажиров.
Закрытый отрезок ветки от «Новоясеневской» до «Октябрьской» проходит через такие большие спальные районы на юго-западегорода, как:
Черемушки - 106,5 тысячи жителей, здесь находятся станции метро «Профсоюзная», «Новые Черемушки», «Калужская»;
Коньково - 155,6 тысячи жителей, здесь находятся станции метро «Калужская», «Беляево», «Коньково»;
Ясенево - 177 тысяч жителей, здесь находятся станции метро «Теплый Стан», «Ясенево», «Новоясеневская», «Битцевский парк».
КСТАТИ
Программа модернизации на три года
С 2015 года столичное метро ремонтируют по трехлетней программе модернизации. Только на замену системы пожарной безопасности в прошлом году выделили 1,2 миллиарда рублей. По словам начальника метро Дмитрия Пегова, в программу модернизации также включена замена обычных рельсов на бесстыковые и менее шумные, замена устаревших деревянных шпал, обновление энергоснабжения, замена щебенки в тоннелях. Для этого в подземке и устраивают технологические окна. Одно из недавних окон москвичам пришлось терпеть на серой ветке в эти выходные. Напомним, на четыре дня закрывались несколько станций, а пассажиров по маршруту метро временно возили бесплатные автобусы. Кстати, в прошлом году в подземке таких заранее спланированных отключек было 28. В этом году руководство метро обещает 20 технологических окон.
ВОПРОС ДНЯ
Что происходит с нашим метро?
Валерий ТРАПЕЗНИКОВ, депутат Госдумы:
- Процесс старения идет, а нагрузка растет. Но нужно сказать, производственная усталость и в Нью-Йорке бывает, и в Милане. Заменят нужные кабели и все наладится. Лучше нашего метро в мире не найти, специально изучил этот вопрос, когда был на Западе. Нам обижаться не на что, база у подземки хорошая. Если бы еще и молодые, способные кадры туда шли работать...
Павел МЕДВЕДЕВ, доктор экономических наук:
- Я уверен, что причиной сбоя стала интенсивная эксплуатация - в час пик поезда идут один за другим. То, что такие сбои редко случаются, - заслуга работников, нужно добавить зарплату за их поразительно хорошую работу. А чтобы сбоев не было, метро нужно расширить хотя бы вдвое, нужны огромные капиталовложения для развития и ремонта транспортной сети. И еще большие - чтобы Россия не была столь москвацентричной, десятая часть населения страны живет в столице!
Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Московской городской Думы:
- На модернизацию метро выделяются большие средства. Просто процесс устранения неполадок не такой быстрый, как хотелось бы. Возможно, открытие МКЖД облегчит работу метро, заберет часть нагрузки.
Леонид ДАВЫДОВ, блогер:
- Много денег выделяется на строительство новых станций, нужно еще не скупиться на модернизацию тех, которым более 50 лет. Обновление метро активно идет последние 2 - 3 года, а до того проблемы копились лет 15...
Илья СВИРИДОВ, глава муниципального округа Таганский:
- С одной стороны, открываются новые станции, метро уходит все дальше в область. С другой - автомобилистов вынуждают пересаживаться с машин на метро. Область продолжает застраиваться, людей в Московской агломерации все больше с каждым годом. Поэтому такие коллапсы, увы, будут повторяться.